О проблемах развития циркового искусства в социалистических странах
В Москве состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию советского цирка.
Открыл конференцию генеральный директор Союзгосцирка заслуженный деятель искусств РСФСР А. Колеватов. В начале своего вступительного слова он приветствовал всех присутствующих и в первую очередь зарубежных гостей — деятелей цирка стран социалистического содружества. Далее товарищ Колеватов сказал: «Наша научно-практическая международная конференция открылась в год 60-летия советского цирка и поэтому, естественно, многое здесь будет рассматриваться с позиций положительного опыта, накопленного нашим цирком за эти годы. Цирк в нашей стране — это подлинное искусство, выражающее мировоззрение и нравственные идеалы народа, призванное не только развлекать, но и воспитывать людей. Деятели советского манежа активно помогают нашей партии утверждать коммунистическую мораль, воспитывать гармонически развитого человека.
Советский цирк завоевал сегодня всемирное признание. Высоко оценивая профессиональное мастерство артистов, зрители и пресса повсеместно отмечают глубокую содержательность, демократическую направленность, публицистичность, яркий оптимизм и жизнеутверждающую силу наших лучших спектаклей. Ведь именно этим искусство артистов манежа социалистических стран существенно отличается от всего, что демонстрируется на аренах буржуазных цирков».
В заключение генеральный директор Союзгосцирка пожелал участникам конференции успешной работы и взаимопонимания, он также выразил надежду, что встреча эта послужит дальнейшему укреплению дружественных контактов и что деятели циркового искусства стран-участниц конференции сделают все, чтобы жизнерадостное искусство манежа неизменно отвечало самым высоким идейно-эстетическим требованиям нашего времени.
Затем А. Колеватов предоставил слово доктору искусствоведения, профессору Ю. Дмитриеву.
Юрий Арсеньевич Дмитриев сделал большой доклад, в котором напомнил, что советский цирк считает днем своего рождения двадцать шестое августа 1919 года, когда был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанный В. И. Лениным.
«Важнейшим, имеющим принципиальное значение в жизни цирка событием было подчинение его Народному комиссариату просвещения... Этим цирки уравнивались в ряду других искусств и, что очень существенно, их стали рассматривать не как развлекательные, а как культурно-просветительные учреждения», — замечает Ю. Дмитриев.
С первых же дней существования перед молодым искусством встали задачи: подхватить, развить демократическую традицию старого манежа и одновременно избавить его от всего наносного, грубого, пошлого. Цирк следовало поднять до степени высокого искусства, достойного общества, строящего коммунизм.
Профессор Дмитриев в цифрах наглядно продемонстрировал, как за шестьдесят лет выросло и развилось это искусство: «В сезон 1922/23 года Центральное управление государственными цирками (ЦУГЦ) располагало двумя зданиями в Москве — на Цветном бульваре и на Большой Садовой, да одним — в Казани. Сейчас в систему Союзгосцирка входит 62 стационара, 15 передвижных цирков, 13 зверинцев, 6 групп «Цирка на сцене». Пожалуй, все страны мира вместе взятые не владеют таким количеством стационарных предприятий, каким владеет одна наша страна». Однако, приходит к выводу докладчик, для такого количества зданий требуется очень много артистических трупп. И еще: в таких цирках-дворцах должно демонстрироваться искусство самого высокого класса.
И тут Юрий Арсеньевич кратно рассказал о новой системе подготовки кадров в профессиональных цирковых училищах, а также о подготовке режиссеров манежа в ГИТИСе имени А. В. Луначарского.
Назвав лучшие работы, отметив большие достижения в области клоунады, эквилибра, акробатики, гимнастики, дрессировки, рассказав о находках иллюзионистов, Ю. Дмитриев подчеркнул успехи мастеров, а их немало! Ведь именно за последние годы молодым артистам присвоены звания лауреатов премии Ленинского комсомола, впервые в истории произведение манежа — спектакль «Прометей», созданный Владимиром Волжанским, — удостоено Государственной премии СССР.
Оценив по достоинству все лучшее, чем обладает сегодня наш цирк, профессор Дмитриев задался тем не менее таким вопросом: что же все-таки недостает нашим программам?
В первую очередь, по мнению докладчика, манеж наш нуждается в остром, живом слове, ибо остросатирических реприз весьма мало в репертуаре комиков. Конечно, Дмитриев отнюдь не призывал всех клоунов незамедлительно обратиться к сатирическим и публицистическим репризам: «Такие вещи так быстро не делаются, необходима основательная подготовка и репертуара и самих артистов».
В этой же связи Юрий Арсеньевич посетовал на то, что с манежа почти исчезли так называемые сатирики, то есть исполнители злободневных фельетонов, куплетов, частушек. «А музыкальные клоуны? Помните знаменитых Бим-Бом? Разумеется, с позиции сегодняшнего дня в их выступлениях было много наивного и даже примитивного, но само соединение злободневных текстов с игрой на музыкальных инструментах, в значительной степени эксцентрических, привлекало внимание зрителей, нравилось им.
А большие злободневные скетчи, которыми славились Леон и Константин Таити?.. Нельзя забывать и о дуровской традиции соединения замечательной дрессировки с сатирическими репризами, а также творчество акробата и сатирика Виталия Лазаренко.
Вот каким богатством мы обладали. Как же можно это богатство не сохранять и не приумножать? Конечно, новое следует создавать, не повторяя слепо старые образцы, а лишь отталкиваясь от лучших традиций».
Продолжая размышлять над тем, чего же еще не хватает нашим программам, Дмитриев остановился на проблеме разнообразия жанров.
Именно разнообразия порой и нет в наших высокопрофессиональных представлениях. Как редко, например, видят зрители лошадей на манеже. А если они даже и присутствуют, то это, как правило, номера джигитовки, реже — «Свобода», «Высшая школа», еще реже можно увидеть жокеев, па-де-де и гротеск на лошадях и уж совсем не стало парфорс-наездников, исполнителей стипль-чеза и т. д. «А между тем конь — одно из главных украшений арены. В конце концов цирковой манеж прежде всего и предназначен для конных упражнений. Не будет лошадей — и он в большой степени утеряет свое значение, ведь номера иных жанров можно демонстрировать и на другой производственной площадке».
Итак, исконно цирковое конное направление представлено в репертуаре далеко не так, как этого бы хотелось. Но с другой стороны, номера, приближающиеся в какой-то степени к эстраде — мастера мнемотехники, вентрологи, трансформаторы, исполнители буриме, — также исчезают или уже исчезли с манежей. А ведь они разнообразили программы, так как в них присутствовало эксцентрическое начало, столь необходимое цирку.
«Конечно, иные жанры ушли с манежа совершенно закономерно. Если они вернутся, то только в новом качестве, обогащенными. Сегодня телевизор приблизил цирк к миллионам новых зрителей. И то, что еще недавно, будучи показанным на манеже, вызывало восторги, сегодня может не иметь успеха, покажется примитивным.
И если цирк хочет сохранить свои позиции, удержать художественную власть над людьми, необходим постоянный политический и эстетический рост его артистов, режиссеров, художников, композиторов и административных работников. Наш цирк должен быть прекрасен, оптимистичен, его задача — показывать человека сильного телом и духом, активного строителя коммунистического общества», — так завершил свою мысль Ю. Дмитриев.
Заслушав доклад, представители цирков социалистических стран, советские искусствоведы, литераторы, артисты, режиссеры в течение двух дней обменивались мнениями, говорили о вопросах их волнующих, о дальнейшем развитии социалистического циркового искусства.
Прежде чем дать обзор выступлений, хотелось бы отметить, что на конференции присутствовали делегации из Болгарии во главе с генеральным директором болгарских цирков Ганчо Бииевым, из Венгрии во главе с директором венгерских цирков и варьете Шандором Гёрофе, из Вьетнама во главе с генеральным директором цирков Нго Нгак Сингом, из Германской Демократической Республики во главе с генеральным директором «Центральциркус» Отто Нетцкером, из Корейской Народно-Демократической Республики во главе с заместителем директора Пхеньянского цирка Ким Ен Ельем, из Кубы во главе с секретарем партийной организации циркового училища Фариньясом, из Монголии во главе с генеральным директором цирка Норовцеремом, из Польши во главе с директором отдела цирков «Зегнеср» Т. Ностемом, из Румынии во главе с генеральным директором румынских цирков А. Йозефини, из Чехословакии во главе с работником Центрального Комитета КПЧ Юсифом Бурешем.
Представители зарубежных цирков выступили с докладами. В них они единодушно отметили ту пользу, которую несомненно принесет тот широкий обмен мнениями, какой имел место на данной научно-практической конференции.
В докладах этих говорилось, какой значительный интерес представляет для всех знакомство с историей и актуальными проблемами ведущей цирковой школы — советской. Затем в свою очередь выступавшие рассказывали об истории становления своих цирков, поделились важнейшими замыслами.
Представители стран-участниц конференции много говорили о помощи, постоянно оказываемой советским цирком циркам братских стран, о серьезных задачах и высоких устремлениях, объединяющих все социалистические предприятия. Здесь в первую очередь имеется в виду идейная направленность номеров, представлений, спектаклей, показываемых на государственных манежах.
Однако при всей общности проблем, стоящих перед социалистическими цирками, следует отметить различие тенденций развития циркового искусства этих стран.
Например, в Болгарии, где искусство манежа впитало в себя лучшие традиции старого болгарского цирка и одновременно органично восприняло положительный опыт мастеров других стран, в первую очередь — Советского Союза, артисты, в особенности акробаты, гимнасты, эквилибристы, добились выдающихся успехов. Об этом свидетельствуют награды, присужденные им на различных цирковых фестивалях. И когда искусство арены достигло в стране такого высокого уровня, руководство и режиссура болгарского цирка поставили перед собой задачу о взаимодействии цирка с эстрадой. «Мы считаем или, точнее, чувствуем, — пояснил Ганчо Бинее, — что чисто классический цирк не может удовлетворить возросшие культурные требования нового зрителя. Теперь от цирка ждут не только развлечений, публику волнуют актуальные темы. А эстрадные формы, включающие в себя песни и музыку сегодняшнего дня, могут привнести в программы дух современности. Отмечу, что приоритет должен оставаться за искусством цирка, а эстрадные номера — оказывать ему помощь, иметь дополнительное значение». Такой путь наметили для себя деятели болгарского цирка.
А генеральный директор «Центральциркус» Отто Нетцкер считает, что «цирк должен опираться на свои собственные силы и развивать все возможности, которые заложены в данном искусстве». Далее он рассказал, что в цирке ГДР основное место отводится дрессировке и клоунаде. На манеже демонстрируются самые разнообразные животные — от домашних до слонов и носорогов. Дрессировщики достигли высокого класса. Но, по мнению генерального директора, в области комической дрессировки им еще предстоят поиски. Говоря о немецких клоунах, об их мастерстве, товарищ Нетцкер отметил в их репертуаре недостаток остросатирических и злободневных реприз.
Приблизительно по такому же пути развития идут польские и чешские цирки, где основное место в программах тоже отводится дрессировке, затем идут акробатические жанры. Причем номера отличаются высоким профессионализмом и мастерством.
По словам Шандора Гёрофе, «В Венгрии в период до Освобождения цирк означал почти что исключительно семейные труппы, выступавшие в селах и городках в маленьких шапито, либо в ресторанах».
После Освобождения и национализации цирков в Венгрии по примеру ГУЦЭИ была в 1950 году организована государственная школа по подготовке артистов. Действует в Будапеште и большой стационар. Летом работают три передвижных шапито, гастролирующие по стране и выезжающие за рубеж.
Для директора венгерских цирков и варьете сейчас актуальным является вопрос о модернизации цирков-шапито всех братских стран. Для этого он предлагает объединить усилия. Например, чтобы жилые вагончики для артистов производились в ГДР, костюмы, реквизит, осветительные приборы — в СССР, шатры для летних цирков — в Венгрии и т. д.
Государственному цирку Румынии, где также существует прекрасный стационар в Бухаресте и передвижные шапито, разъезжающие по стране, уже исполнилось двадцать шесть лет. Период поисков, обновления и становления румынского циркового искусства можно считать завершенным. Ныне на арене Бухареста зрители все чаще видят сюжетные спектакли, а они, как известно, требуют активного сотрудничества с деятелями смежных искусств.
Вот эта проблема — привлечь к румынскому цирку известных писателей, композиторов, балетмейстеров — одна из важнейших. Другая не менее значительная, — подготовка молодых артистических кадров.
Особое место в цирковом искусстве социалистических стран занимает молодое, расцветающее искусство манежа Социалистической Республики Вьетнам, Корейской Народно-Демократической Республики, Республики Куба, Монгольской Народной Республики.
Во Вьетнаме подготовлены цирковые номера различных жанров, национальные по своему характеру. Мастерство артистов повышается с каждым днем. Создаются представления, обладающие высокой идейной направленностью, боевитостью, политической актуальностью. В представлениях типа «Быть радостным в труде и готовым к бою», «Американские империалисты, убирайтесь вон|», «Приветствуем 60-ю годовщину Великой Октябрьской революции!» было занято до 150 артистов и много дрессированных животных. Осуществляются постановки на национальные темы, где используются сюжеты легенд и традиционных народных игр. С каждым годом увеличивается количество представлений н посещаемость зрителей. В Ханое цирк работает до десяти месяцев в год.
Становлению цирка на Кубе огромную помощь оказывает Советский Союз. Только в прошлом году ГУЦЭИ в Москве окончили двадцать два кубинца. Там же продолжают учиться еще три студента и четыре человека в ГИТИСе имени Луначарского на отделении цирковой режиссуры. На Кубе уже создана школа цирка, где преподают советские специалисты. Секретарь партийной организации циркового училища Кубы Фариньяс сказал в своем докладе: «Выпускники московского ГУЦЭИ вместе с будущими режиссерами — выпускниками ГИТИСа и учащимися только что созданной школы ма Кубе — смогут вмести значительный вклад в развитие циркового искусства нашей страны. И тогда у нас будут артисты, режиссеры, преподаватели, выросшие на базе советской педагогики. И мы всегда будем благодарны советской школе, так как ее ученики положат начало истории нового Кубинского цирка».
Несомненный интерес представляет история развития цирка Монголии. Первые номера монгольским артистам также ставили советские режиссеры. Немало студентов из Монголии обучалось в стенах ГУЦЭИ. А ныне в Улан-Баторе стоит замечательный стационар, съезжаются артисты из разных уголков земли. В этом здании ежегодно проводится Праздник Дружбы, в нем принимают участие артисты цирка самых разных стран. Монгольские мастера в свою очередь гастролируют по всему миру, знакомя зрителей со своим глубоко самобытным искусством.
Так, бережно храня национальные и классические цирковые традиции, внедряя в представление темы и ритмы сегодняшнего дня, развивается жизнерадостное и оптимистическое искусство манежа в каждой отдельной стране.
Но именно эти различия в приемах и стилях могут сделать интересными международные программы «Дружба», о которых так много говорилось на конференции.
Предлагалось, чтобы в эти программы каждая социалистическая страна присылала по два номера. Передвижной цирк «Дружба» гастролировал бы лето в одной стране, а следующий летний сезон — в другой и т. д.
Помимо предложения о совместных гастролях в цирке «Дружба» в докладах звучали призывы чаще устраивать конференции, где можно было бы обменяться творческим опытом, вносились предложения об организации выставок, посвященных теме цирка, о проведении фестивалей каждый раз в другой братской стране и, наконец, предложение об обязательной подготовке и выпуске книги о развитии циркового искусства в социалистических странах.
Кроме докладов на конференции был целый ряд интересных выступлений.
О подготовке профессиональных кадров для манежа, о различных проблемах, стоящих в связи с этим перед руководителями и педагогами цирковых училищ, рассказал директор ГУЦЭИ кандидат искусствоведения С. Макаров. А о работе с будущими режиссерами — народный артист РСФСР профессор М. Местечкин. В цирке, по его мнению, должна быть довольно четкая специализация, четкое деление на режиссеров-тренеров и режиссеров-постановщиков. Коснулся М. Местечкин и вопроса театрализации отдельных номеров.
Цирковой режиссуре, ее особенностям и специфике посвятил свое выступление и директор харьковского филиала Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений кандидат искусствоведения Е. Зискинд. Ю. Дмитриев в своем докладе говорил о том, что с наших манежей исчезают отдельные жанры, в их числе были названы номера музыкальной эксцентрики, пользующиеся, как известно, немалой популярностью у зрителей. Более подробно о состоянии этого жанра и возможной перспективе развития сообщил режиссер Московского цирка на Ленинских горах заслуженный работник культуры РСФСР Ю. Архипцев.
Запомнилось высказывание заслуженного артиста РСФСР дрессировщика М. Запашного, который счел необходимым поставить перед собой и перед всеми присутствующими вопрос о дальнейших путях развития искусства манежа: «Очевидно, необходимо совершенствовать традиционные жанры, создавать новые номера, усложняя трюки и аппаратуру. Это и будет традиционный цирк, но на более высоком уровне. Это первое направление. А теперь о втором. На повестку дня сегодня встал вопрос о создании больших цирковых форм, с более сложной драматургической основой. Осуществляя постановку сюжетных спектаклей, мы сможем не просто показывать на манежах сильных, смелых и ловких, но и решать более серьезные идеологические задачи — активнее участвовать в коммунистическом воспитании народа».
Особой проникновенностью и взволнованностью отличалось выступление народного артиста СССР Ю. Никулина. Воздав должное успехам нашего искусства, он в то же время призвал мастеров манежа не останавливаться на достигнутом, и более того, чутко подмечать все просчеты. Кому, как не влюбленным в свое дело людям, отмечать и вовремя устранять то, что мешает активному творчеству. А без недостатков, как и в любом деле, в цирке, к сожалению, не обходится. И наиболее существенный заключается в том, что наши высокопрофессиональные программы перестают удивлять, исчезает их праздничность. Тут, видимо, считает Ю. Никулин, особенно следует подумать о ярких, неожиданных по решению, впечатляющих аттракционах и, конечно же, много и вдумчиво работать с актерами. О серьезном и внимательном отношении к слову — основе сюжетных спектаклей, клоунских реприз, антре, вступительных монологов в прологах и эпилогах — живо и увлеченно говорил литератор А. Внуков.
Наряду с артистами, режиссерами, литераторами в конференции самое активное участие принимали сотрудники Института искусствоведения во главе с заместителем директора кандидатом искусствоведения А. Корягиным.
Размеры данной статьи не позволяют пересказать выступления доктора искусствоведения Г. Хайченко, кандидатов искусствоведения В. Максимовой, Е. Суриц, В. Фролова и искусствоведа В. Калиша. Но нельзя не отметить широкий круг вопросов, затронутых ими: режиссуры, актерского мастерства, пластической выразительности циркового искусства, музыки как основного компонента любого циркового произведения. И, наконец, вопрос о развитии жанра клоунады.
В завершение на конференции был выработан и подписан руководителями делегаций итоговый документ — Рекомендация, — в котором закреплены основные принципы дальнейшего развития циркового искусства в странах социалистического содружества.
Генриетта Белякова
оставить комментарий