О времени и о себе
Не так давно в одной газете была опубликована статья, самим заглавием задававшая вопрос: «Поэзия или эстрада»? Очевидно, с точки зрения автора, существуют два взаимоисключающих понятия: или одно, или другое. Союз «и» здесь невозможен.
Интересно, что ответил Маяковский, если б ему была предложена эта дилемма? Маяковский, который утверждал поэзию на эстраде, отдал столько сил и сердечного жара пропаганде звучащего стиха, требовал, чтоб товарищи потомки слушали «агитатора, горлана, главаря»? Да, плохо, если поэт выходит на подмостки в погоне за дешевым успехом. Плохо, если артист выбирает себе репертуар, ориентируясь не на поэзию, а на моду. А самое худшее, когда законода-. телем эстрады становится не художник, а ретивый делец-администратор: наличие сбора не реабилитирует отсутствия вкуса. Ни поэзия, ни эстрада сами по себе здесь не виноваты. Старая истина гласит: если при соприкосновении головы и книги раздается звук, напоминающий удар по пустой бочке, то виновата в этом не книга.
А на эстраде существуют традиции А. Закушняка, В. Яхонтова, В. Маяковского. Мои ровесники-поэты хорошо помнят переполненные залы первых послевоенных лет, да и недавний эстрадный успех молодых стихотворцев далеко не всегда отличался привкусом скандала. Нет, я позволю себе провозгласить здравицу союзу поэзии и эстрады, у которых есть давние и стойкие традиции уважения и дружбы. Определяющим здесь должно быть только одно: пусть на суд зрителя выходят Поэт и Артист, а не пустозвон и халтурщик.
Все это я хотел сказать перед тем, как начать разговор о выступлении артиста-чтеца Леонида Бородина с лирической программой «41—66»; подзаголовок — «стихи этих лет».
Обратите особое внимание на первую дату. Как кровавый рубец лег на эпоху день 22 июня 1941 года. Не стану говорить об исторической и общественной значимости этой даты, скажу о том, что целое поколение «мальчиков великой революции» (Павел Коган), поколение ровесников Октября, ныне вступающее в свое пятидесятилетие, и сегодня определяет свое отношение к времени, событиям, людям высочайшей мерой солдатского счета, строевым чувством локтя, готовностью отдать всего себя ради грядущего счастья. Это не «высокие» слова, а самая что ни на есть правда.
В этом поколении были, есть, существуют свои поэты, занявшие место в первых рядах колонны под именем «Советская поэзия». Никак не преуменьшая значения и таланта ровесников Светлова и Твардовского, признавая темперамент и гражданственность сегодняшних молодых, все-таки скажу о том, что вкус, запах и цвет двадцатипятилетия «41—66» в очень большой степени переданы в стихах товарищей и однополчан П. Когана и Н. Майорова, А. Недогонова и С. Гудзенко.
Мне представляется, что Леонид Бородин, желая говорить языком поэзии в лирической программе, посвященной этому двадцатипятилетию, очень точно выбрал авторов. Он читает Александра Межирова и Давида Самойлова. Оба этих поэта не избалованы звонкой и порой легкомысленной славой. Их имена не пишутся аршинными буквами на афишах, и критики не скрещивали копья в им посвященных турнирах. Они владеют другим — любовью и уважением читателя.
А если просто и коротко — это очень хорошие поэты. Синявинские болота и Старая Русса, четыре треугольничка в петлицах зам-политрука Межирова и полевые погоны пулеметчика Самойлова дали право этим поэтам писать о времени и народе от первого лица. Лирический разговор они ведут с позиций, сформулированных еще Маяковским: «Это было с бойцами или страной, или в сердце было моем». Гражданственность в стихах Межирова и Самойлова не привнесена извне и не может сбиться на риторику, потому что является их человеческой и поэтической сутью.
Вместе с тем это очень разные поэты. Александр Межиров драматичен, даже в самом «классичном» стихотворении бьется обнаженный нерв, сюжетные стихотворения — в репертуаре Л. Бородина — «Медведь» и «Станислава» — у него не часты. Давид Самойлов, наоборот, тяготеет к сюжету, его темперамент гораздо реже проявляется внешне — часто он облечен в форму сарказма. К чести артиста, он сумел ощутить эту разность — «лица необщее выражение». Как в книге или на журнальной полосе вы сразу отличите одного поэта от другого, так и в исполнении Леонида Бородина они существуют каждый по-своему: дело не в антракте между двумя отделениями, а в различной исполнительской манере. Есть некая общность в биографиях поэтов, годящихся почти что в отцы молодому артисту, и в биографии самого Леонида Бородина. Все трое начинали со службы в армии. Межиров и Самойлов на фронте стали поэтами, Бородин впервые выступил с чтением стихов в армейском ансамбле. Бывалые солдаты как бы передали свой опыт молодому воину — он продолжатель того, что совершили они. Это не формальный признак — никто не подсказывал артисту обратиться к стихам своих армейских предшественников, он сам пришел к ним. Полагаю, что это досталось ему нелегко (я выше уже говорил о том, что поэты фронтового поколения вряд ли входят в круг кассовой эрудиции некоторых администраторов).
Сейчас я скажу фразу, которая может показаться странной. Леонид Бородин понимает, что он читает. Дело в том, что я, как зритель, все чаще сталкиваюсь с тем, что и в театре, и в эстраде на подмостки выходят люди, хорошо поставленными голосами проговаривающие текст. Им все равно какой — лишь бы вибрировал звук и были элементарно соблюдены логические ударения. Мозг и сердце в этой работе не участвуют.
Леонид Бородин не просто читает стихи — он сопереживает вместе с поэтами. Он умом и душой чувствует, ощущает слово, то есть тот материал, из которого сделана поэзия. То, что я здесь пишу, не есть рецензия — не мое это дело. Специалисты были бы, должно быть, сдержаннее в похвалах и не поскупились на справедливые критические замечания. Но когда артист читает стихи, которые я годами знаю наизусть, и все же открывает мне в них что-то новое, мною еще не прочтенное, — я отношусь к нему с чувством глубокой благодарности.
Тут заслуга не одного Леонида Бородина. «Режиссер — заслуженный артист РСФСР Николай Александрович» — читаем мы в программе. И снова я возвращаюсь к биографии поколения. Николай Александрович — ровесник Александра Межирова и Давида Самойлова, ему тоже приходилось падать от усталости и засыпать, не снимая ушанки со звездочкой посередке. Не знаю деталей его работы как мастера-художника, но очень хорошо чувствую его вмешательство как солдата и гражданина.
Может показаться, что вся программа «41—66» посвящена военной теме. Отнюдь нет! В стихах Межирова вы приходите из окопов под Колпином на современный Арбат — «одну из самых узких улиц» — и после грома боев не только видите, но и слышите отлично прочтенный Л. Бородиным «Тишайший снегопад»... А Давид Самойлов ведет вас от передовой «под деревней Лодвой» в Болдинскую осень, во времена Ивана Грозного, к Францу Шуберту, к сегодняшним молодым поэтам в стихотворении «Таланты». Как видите, сама тематика стихов достаточно разнообразна. Но фронтовая молодость поэтов и режиссера, творческое восприятие эстафеты поколений молодым артистом определяли общую направленность, гражданственность программы, ее главенствующую интонацию.
А если говорить о частностях, то меня, например, не всегда устраивает музыка, сопровождающая чтение,— иногда она мешает, не совпадает с настроением стиха. Мне кажется, что творческой индивидуальности артиста Давид Самойлов как-то ближе, чем Александр Межиров... Но все это ничуть не умаляет главного. С эстрады звучат настоящие стихи, идет большой разговор «о времени и о себе». На эстраде... пусть не всегда ровно (мне довелось на одном из концертов вдруг услышать не свойственный артисту нажим, работу чуть «на публику») — на эстраде перед вами стоит артист, гражданин, товарищ. Почти два часа в зале царит внимательная и взволнованная тишина — на ваших глазах создается искусство.
Разные вещи в разное время происходят с поэзией и эстрадой. То утверждают, что они несовместимы, то интерес к произносимому слову значительно превышает интерес к слову печатному... За последнее время наметилось иное — эстрадные выступления поэтов и чтецов привлекают меньше народа, зато повысился спрос на книги. Но все это — явления преходящие. Остается главное — дружба поэзии и эстрады, единая их направленность, в обоих случаях торжество таланта, мастерства, подлинной советской гражданственности.
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий