Обновление жанра
На последнее время у нас почему-то привыкли говорить о конном цирке только в негативном плане.
Если послушать некоторых артистов, у человека, далекого от циркового искусства, может сложиться неверное представление о современном состоянии этого жанра. В самом деле, о каком «упадке» и «умирании» конного цирка может идти речь, если за два-три года появился на нашей арене ряд интересных номеров и аттракционов и продолжают создаваться новые. Взять, например, конюшню Людмилы Котовой и Юрия Ермолаева. Артисты подготовили три разнообразные программы.
М. ТУГАНОВ, народный артист РСФСР
Большой интерес вызывает конно-балетная пантомима «Бахчисарайская легенда», созданная под руководством Бориса Манжелли. Она шла в столице в прошлый сезон и в настоящее время демонстрируется на аренах страны. Артист Н. Кочаков удачно решил свой новый номер «Жонглер на лошади» в национальном туркменском стиле. Владимир Теплов, работающий в этом же жанре, продемонстрировал новые оригинальные трюки. С конной комическо-эксцентрической сценкой выступает сейчас артист Р. Оганесов. К сожалению, жанр конной клоунады в настоящее время у нас почти отсутствует, и поэтому работа Оганесова заслуживает особого внимания.
Семья акробатов-вольтижеров Запашных недавно создала прекрасный номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях». Не так давно от антрепренеров из нескольких стран поступило приглашение приехать на гастроли с программой, целиком состоящей из конных номеров. Подобной программы еще не было в истории циркового искусства. Сейчас она создается. Уже осенью 1965 года зрители смогут увидеть представление в двух отделениях, в котором будут заняты разнообразные конные номера.
Сам факт обращения иностранных антрепренеров именно к нам, а не к какой-нибудь иной стране говорит о высокой репутации советского конного цирка за рубежом и о большой вере в его творческие возможности. Одно перечисление новых произведений вряд ли дает теперь повод для скептических высказываний о конном цирке. Однако мы не вправе утверждать, будто в этом жанре все обстоит благополучно. У нас много номеров «высшей школы верховой езды». А больших мастеров в этой области, к сожалению, чрезвычайно мало. Я думаю, об этом следует задуматься, тем более что в спорте исполнители «высшей школы верховой езды» имеют ряд значительных достижений.
На наших аренах нет салъто-морталистов, мало жокеев и номеров па-де-де, па-де-труа. Хотелось бы также иметь две-три показательные конюшни с большим количеством лошадей. Подходить к созданию таких номеров нужно очень серьезно, вдумчиво. Прежде всего следует тщательно отбирать для них артистов, которые обладали бы соответствующими данными — здесь не может быть никаких компромиссов. Нужно позаботиться и об улучшении репертуара некоторых старых номеров и конюшен, провести большую работу по композиционной перестройке отдельных номеров. Если есть необходимость — увеличить или заменить в них конское поголовье. Отдельные номера, в которых артисты потеряли форму из-за престарелого возраста, возможно, вовсе расформировать.
Удаление с манежа номеров низкого качества — не менее важная проблема, чем подготовка новых. Сейчас эти старые номера стали тормозом в развитии советского циркового искусства. Многие из названных недостатков устраняются в процессе повседневной творческой работы. Они были бы совсем ликвидированы, если бы на пути артистов-конников не стояли определенные трудности. А трудности эти прежде всего выражаются в отсутствии необходимых условий для репетиционной работы, подготовки новых номеров и улучшения старых; они связаны также с недостатком средств для покупки лошадей, со строительством помещений для их содержания и с подготовкой обслуживающего персонала, специалистов тренеров-берейторов.
Государственное училище циркового и эстрадного искусства ежегодно пополняет отряд мастеров советского манежа высококвалифицированными, хорошо подготовленными артистами всех жанров. Некоторые из них после окончания училища высказывают желание работать в конных номерах. Это следует только приветствовать. Используя опыт наших больших мастеров, мы можем ежегодно организованно готовить исполнителей для конного цирка. Уже сейчас в отдельных номерах имеются стажеры и ученики. Нужно добиться в ЦК профсоюза работников культуры разрешения зачислять с более раннего возраста детей для обучения в номерах некоторых конных жанров. Одна из самых больших наших бед — плохая организация репетиций. Нередко артистам приходится готовить новые произведения, не имея для этого соответствующих условий. В цирках обычно проходят репетиции тех номеров, которые заняты в программе. Поэтому манеж практически никогда не бывает свободен. Для работы над чем-то новым мастера арены могут использовать лишь остатки времени, отведенного для прогона их старого номера. Это не может не затруднить творческие поиски артистов.
Настало время самым серьезным образом подумать о строительстве базы-студии с общежитием для артистов, со специальными помещениями для содержания животных. Здесь можно было бы создавать новые конные номера, улучшать и совершенствовать уже имеющиеся. Целесообразно объединить подготовку конных номеров с подготовкой номеров и аттракционов с другими животными. В летний период организовать репетиции проще, заняв для этого какое-нибудь пустующее помещение зимнего цирка. Еще один важный вопрос. Необходимо, чтобы номера не только постоянно находились в хорошей форме, но и чтобы они совершенствовались, обогащались новыми трюками. За этим должны прежде всего следить сами исполнители, не ожидая указаний сотрудников художественного отдела Союзгосцирка. Строительство большого количества новых цирков обязывает очень серьезно отнестись ко всем затронутым нами вопросам. От их решения во многом будет зависеть подготовка оригинальных, интересных новых номеров, которые крайне необходимы для расширяющейся сети цирков. Однако прежде чем создавать перспективные планы развития конного жанра, следует предусмотреть наметки отдела эксплуатации и формирования программ о необходимом количестве номеров и лошадей. Эти наметки должны также учитывать сроки открытия новых цирков. Ведь конные номера, существующие в настоящее время, с трудом размещаются в наших зимних стационарах. Может получиться так, что не найдется помещений для лошадей подготавливаемых номеров.
Нужно вообще больше думать об условиях содержания животных как в новых, так и в старых цирковых зданиях. В некоторых цирках конюшни неудобны, малы. Получается парадокс: в каждом цирке есть манеж, который своим рождением обязан лошадям, а содержать их негде. Следует позаботиться о создании таких помещений, ибо от того, как содержатся и транспортируются животные, зависит их сохранение — необходимое условие для нормальной работы. К сожалению, уже в который раз приходится говорить и о том, что директора некоторых цирков не хотят включать в программы конные представления или соглашаются принять лишь номера с малым поголовьем. Такое отношение к лошадям, вероятно, вызвано тем, что директора считают для себя обузой заботы по их содержанию.
С этим нужно бороться самым решительным образом, ибо конные номера являются украшением любой программы. Она обычно много теряет, когда на манеже не демонстрируются дрессированные лошади. И еще об одном хочется сказать — о разобщенности наших мастеров. Творческая связь между ними отсутствует. Каждый, как говорится, варится в собственном соку. Замкнутость, цеховщина сильно мешают развитию конного цирка в целом. Видимо, нужно подумать о проведении в ближайшее время творческих встреч. На них артисты смогли бы обменяться впечатлениями, поделиться своим опытом. Как видите, у нашего конного цирка есть ряд проблем, не терпящих отлагательств. Ими надо наконец заняться вплотну.
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий