Обновление жанра - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Обновление жанра

На последнее время у нас почему-то привыкли гово­рить о конном цирке толь­ко в негативном плане.

Если послушать некоторых артистов, у человека, далекого от циркового искусства, может сло­житься неверное представление о современном состоянии этого жанра. В самом деле, о каком «упадке» и «умирании» конного цирка может идти речь, если за два-три года по­явился на нашей арене ряд интерес­ных номеров и аттракционов и про­должают создаваться новые. Взять, например, конюшню Люд­милы Котовой и Юрия Ермолаева. Артисты подготовили три разнооб­разные программы.

М. ТУГАНОВ, народный артист РСФСРМ. ТУГАНОВ, народный артист РСФСР

Большой интерес вызывает конно-балетная пантомима «Бахчисарай­ская легенда», созданная под руко­водством Бориса Манжелли. Она шла в столице в прошлый сезон и в настоящее время демонстрируется на   аренах   страны. Артист Н. Кочаков удачно решил свой новый номер «Жонглер на ло­шади» в национальном туркменском стиле. Владимир Теплов, работающий в этом же жанре, продемонстриро­вал новые оригинальные трюки.  С конной комическо-эксцентрической сценкой выступает сейчас артист Р. Оганесов. К сожалению, жанр конной клоунады в настоящее время у нас почти отсутствует, и по­этому работа Оганесова заслуживает особого внимания.

Семья акробатов-вольтижеров Запашных недавно создала прекрас­ный номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях». Не так давно от антрепренеров из нескольких стран поступило пригла­шение приехать на гастроли с про­граммой, целиком состоящей из кон­ных номеров. Подобной программы еще не было в истории циркового искусства. Сейчас она создается. Уже осенью 1965 года зрители смогут увидеть представление в двух отде­лениях, в котором будут заняты раз­нообразные конные номера.

Сам факт обращения иностранных антрепренеров именно к нам, а не к какой-нибудь иной стране говорит о высокой репутации советского кон­ного цирка за рубежом и о большой вере в его творческие  возможности. Одно перечисление новых произ­ведений вряд ли дает теперь повод для скептических высказываний о конном   цирке. Однако мы не вправе утверждать, будто в этом жанре все обстоит благополучно. У нас много номеров «высшей школы верховой езды». А больших мастеров в этой области, к сожале­нию, чрезвычайно мало. Я думаю, об этом следует задуматься, тем бо­лее что в спорте исполнители «выс­шей школы верховой езды» имеют ряд  значительных  достижений.

На наших аренах нет салъто-морталистов, мало жокеев и номеров па-де-де, па-де-труа. Хотелось бы также иметь две-три показательные конюшни с большим количеством лошадей. Подходить к созданию таких номеров нужно очень серьез­но, вдумчиво. Прежде всего следует тщательно отбирать для них арти­стов, которые обладали бы соответ­ствующими данными — здесь не может быть никаких компромиссов. Нужно позаботиться и об улуч­шении репертуара некоторых старых номеров и конюшен, провести боль­шую работу по композиционной пе­рестройке отдельных номеров. Если есть необходимость — увеличить или заменить в них конское поголовье. Отдельные номера, в которых арти­сты потеряли форму из-за престаре­лого возраста, возможно, вовсе рас­формировать.

Удаление с манежа номеров низкого качества — не менее важная проблема, чем подготовка новых. Сейчас эти старые номера стали тор­мозом в развитии советского цирко­вого искусства. Многие из названных недостатков устраняются в процессе повседнев­ной творческой работы. Они были бы совсем ликвидированы, если бы на пути артистов-конников не стояли определенные трудности. А трудности эти прежде всего вы­ражаются в отсутствии необходимых условий для репетиционной работы, подготовки новых номеров и улуч­шения старых; они связаны также с недостатком средств для покупки ло­шадей, со строительством помеще­ний для их содержания и с подготов­кой обслуживающего персонала, спе­циалистов тренеров-берейторов.

Государственное училище цирко­вого и эстрадного искусства ежегод­но пополняет отряд мастеров совет­ского манежа высококвалифициро­ванными, хорошо подготовленными артистами всех жанров. Некоторые из них после окончания училища высказывают желание работать в кон­ных номерах. Это следует только приветствовать. Используя опыт наших больших мастеров, мы можем ежегодно орга­низованно готовить исполнителей для конного цирка. Уже сейчас в отдельных номерах имеются стажеры и ученики. Нужно добиться в ЦК проф­союза работников культуры разре­шения зачислять с более раннего возраста детей для обучения в номе­рах некоторых конных жанров. Одна из самых больших наших бед — плохая организация репети­ций. Нередко артистам приходится готовить новые произведения, не имея для этого соответствующих условий. В цирках обычно проходят репетиции тех номеров, которые за­няты в программе. Поэтому манеж практически никогда не бывает сво­боден. Для работы над чем-то новым мастера арены могут использовать лишь остатки времени, отведенного для прогона их старого номера. Это не может не затруднить творческие поиски артистов.

Настало время самым серьезным образом подумать о строительстве базы-студии с общежитием для арти­стов, со специальными помещения­ми для содержания животных. Здесь можно было бы создавать новые конные номера, улучшать и совер­шенствовать уже имеющиеся. Целе­сообразно объединить подготовку конных номеров с подготовкой но­меров и аттракционов с другими жи­вотными. В летний период организовать ре­петиции проще, заняв для этого ка­кое-нибудь пустующее помещение зимнего цирка. Еще один важный вопрос. Необ­ходимо, чтобы номера не только постоянно находились в хорошей форме, но и чтобы они совершенст­вовались, обогащались новыми трю­ками. За этим должны прежде всего следить сами исполнители, не ожидая указаний сотрудников художествен­ного отдела Союзгосцирка. Строи­тельство большого количества новых цирков обязывает очень серьезно отнестись ко всем затронутым нами вопросам. От их решения во многом будет зависеть подготовка ориги­нальных, интересных новых номеров, которые крайне необходимы для расширяющейся сети цирков. Одна­ко прежде чем создавать перспек­тивные планы развития конного жан­ра, следует предусмотреть наметки отдела эксплуатации и формирова­ния программ о необходимом коли­честве номеров и лошадей. Эти на­метки должны также учитывать сро­ки открытия новых цирков. Ведь конные номера, существующие в настоящее время, с трудом размещаются в наших зимних стационарах. Может получиться так, что не найдет­ся помещений для лошадей подготав­ливаемых номеров.

Нужно вообще больше думать об условиях содержания животных как в новых, так и в старых цирковых зданиях. В некоторых цирках конюш­ни неудобны, малы. Получается па­радокс: в каждом цирке есть манеж, который своим рождением обязан лошадям, а содержать их негде. Следует позаботиться о создании таких помещений, ибо от того, как содержатся и транспортируются жи­вотные, зависит их сохранение — не­обходимое условие для нормальной работы. К сожалению, уже в который раз приходится говорить и о том, что директора некоторых цирков не хо­тят включать в программы конные представления или соглашаются при­нять лишь номера с малым пого­ловьем. Такое отношение к лошадям, вероятно, вызвано тем, что директо­ра считают для себя обузой заботы по их содержанию.

С этим нужно бороться самым решительным образом, ибо конные номера являются украшением любой программы. Она обычно много теря­ет, когда на манеже не демонстриру­ются дрессированные лошади. И еще об одном хочется ска­зать — о разобщенности наших ма­стеров. Творческая связь между ни­ми отсутствует. Каждый, как говорит­ся, варится в собственном соку. Замкнутость, цеховщина сильно ме­шают развитию конного цирка в це­лом. Видимо, нужно подумать о про­ведении в ближайшее время твор­ческих встреч. На них артисты смог­ли бы обменяться впечатлениями, поделиться своим опытом.  Как видите, у нашего конного цирка есть ряд проблем, не терпя­щих отлагательств. Ими надо нако­нец заняться вплотну.
 

Журнал Советский цирк. Август 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования