Обыкновенный концерт
Как бы ни хороши были в эстрадном концерте жонглеры, фокусники, танцоры, акробаты, звукоподражатели — все равно артисты, обращающиеся к слову, в большинстве cлучаев определяют не только идейное содержание концерта, но и его успех.
Слово активнее и непосредственнее других средств эстрадной выразительности сближает концерт с современностью, позволяет ставить важные вопросы дня.
Попробуем же рассмотреть, что сегодня происходит в области так называемого разговорного жанра. Не будем при этом обращаться к корифеям — о них пишут довольно часто. Поговорим о тех, кто составляет основной массив эстрадных артистов.
СНАЧАЛА О КОНФЕРАНСЬЕ
Почему сначала о конферансье? Просто потому, что они чаще других артистов появляются на подмостках и так или иначе стремятся свести разрозненные номера в некоторое единство.
В. Долгин кроме того, что он конферансье, еще и фокусник, и неплохой. Из этого сочетания рождается своеобразие и свежесть ведения им программы. Здесь есть что-то от затейника и циркового коверного. Публика все время втягивается в действие, и оно приобретает занимательность, шутливость, легкость, непосредственность. Забавно оперируя иностранными словами, иронизируя над таинственностью, Долгин создает такую атмосферу веселья, которая отлично помогает отдыху, а это тоже ведь функция эстрады. Конечно, он не поднимается до больших общественных проблем, но в пределах веселых проделок и забав, которыми артист себя ограничил, он очень хорош.
На фото В. ДОЛГИН
Другой конферансье — А. Лонгин выступает совсем в ином плане. Он молод, одет скромно и без особенных претензий на моду. Не могу сказать, чтобы Лонгин был отличным чтецом (то есть, конечно, читает он внятно и логически верно, с известным темпераментом, но не более). Достоинство его, и очень большое, в том, что он, как, кажется, никто сейчас, тут же мгновенно реагирует на все происходящее в зале и на сцене. Лонгин — мастер сиюминутной шутки, экспромта. Он умеет сразу остроумно ответить на вопрос и замечание. Это и есть та самая традиция Н. Ф. Балиева и А. Г. Алексеева, о которой часто говорят на диспутах, но от которой за последние десятилетия конферансье сильно поотстали. Короче говоря, Лонгин — конферансье в самом истинном смысле слова.
Несколько слов о Р. Романове. Кто может отрицать его обаяние, простоту тона, умение разговаривать почти как в комнате и все-таки сосредоточивать на себе внимание. Это все следствие большого мастерства, и оно так просто не дается. И скрипка, на которой артист играет, помогает ему смешить народ.
Но с чем артист выходит к зрителю? Шутка первая: «Все-таки музыка облагораживает. Я ехал сегодня в метро и тут же сидел скрипач. Он встал и уступил место женщине. Оказалось, что он направлялся на концерт и боялся из-| мять брюки». Шутка вторая: «На скрипке надо учиться играть и долго и много, и вот вы сейчас услышите, до чего я дошел». Шутка третья: «Жить без женщин так же трудно, как и жить с ними», как сказал Аристофан. Замечу, что Аристофан умер 2051 год тому назад — согласитесь, что за столько лет шутка успела состариться, стала банальной.
Итак, на эстраде стоит улыбающийся артист и всем своим обликом, своими шутками как бы хочет сказать: «Вас не беспокоит?» Все мило, старомодно, не очень смешно. Но и никого не шокирует. Есть пауза между номерами, конферансье вышел и заполнил ее, нимало не задумываясь, кто был перед ним и кто пойдет после него. Не знаю, кому как, но мне показалось, что выступления Романова приобретают какую-то механистичность, а это всегда плохо для искусства.
Хуже стал выступать — именно выступать, а не конферировать — Э. Радов. От конферанса он давно отстал. Появился нажим, стремление вызвать смех любыми средствами, иногда даже кривляние, дешевка в репертуаре. На самом деле, нельзя же всерьез думать, что пародируешь П. Рудакова, если распеваешь такой куплет:
«По техническим вопросам
Нынче каждый сам Ньютон,
А сосед мой пылесосом
Ночью гонит самогон».
В чем, собственно, здесь пародийный момент? Радов, безусловно, одаренный артист и литератор, но он сам себя, что называется, загонял, выступая подряд с самостоятельными концертами. А это значит — насиловал свою творческую натуру, давая ей непомерные нагрузки. И вот результаты: штампы, отсутствие вдохновения и непосредственности, откровенная игра на публику. Думается, Радову надо прежде всего отдыхать и приходить в себя, он вышел из формы, а его пример — другим наука.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий