Однажды в Челябинске
Представление закончилось. Я не спеша шел в гостиницу и думал: что же можно написать об этой программе? Написать o том, что перед началом я не смог купить программку?
Оказалось, что их в этом сезоне вообще не было. Ну нет так нет. Ничего не поделаешь. Пришлось записывать участников представления со слов инспектора манежа. C изрядным напряжением слуха (без этого я бы ме разобрал ни одного слова, раздававшегося из хрипящего микрофона) мне удалось записать все фамилии.
Фрагмент аттракциона «Морские забавы» под руководством М. ИВАНОВА.
Правда, в пяти случаях я ошибся, но спасибо, что за кулисами расписание прогрaммы оказалось на месте. Или рассказать o том, что почти половина зала была пуста, a вторую половину заполнили одни дети? Ну это тоже можно объяснить: все-таки пятница, рабочий день, a представление — дневное.
A как объяснить то, что артисты позволяют себе работать, мягко говоря, Кое-как? Ни одной улыбки я не дождался ни от акробатов-прыгунов c подкидными досками под руководством B. Вольного, ни от И. Леонтьевой — руководительницы номера «Игра c северными животными», да и другие исполнители выходили на манеж c хмурыми, озабоченными лицами. Правда, есть ответ и на этот вопрос: артисты придавлены грузом неустроенного быта. Цирковая гостиница из-за неисправности отопления не работает. Все участники программы расселены по разным городским гостиницам, где нет ни кухонь, ни других условий, необходимых для длительного проживания.
Вот и приходится им весь день просиживать в цирке, в своих маленьких гардеробных готовить обед, чинить костюмы, воспитывать детей, которые носятся по всему зданию.
Ответ-то есть, a оправдания нет. Артист есть артист. Зрителя абсолютно не интересует, что там творится y него за кулисами.
Можно было 6ы, конечно, и опустить предшествующие строки, если бы все это не оказывало такого существенного влияния на качество работы артистов.
Но, может быть, стоит просто написать рецензию на программу? Тогда рассказывать об увиденном я бы начал, наверное, так: после краткого стихотворного пролога, приглашающего нас пройти в «Город-цирк», начинается традиционная дивертисментная программа.
Первым номером выступает воздушная гимнастка на трапеции М. Суворова. Здесь я призадумался. A что про нее сказать?
Вышла. Поднялась на трапeцию. Раскачалась. Сделала один обрыв. Еще покачалась. Сделала второй. И так пять раз.
(Разницу между этими трюками могли бы заметите, пожалуй, только специалисты). Спустилась и ушла. Все y нее как обычно: классическая трапеция, спортивный купальник, бодрая музыка. Кстати, музыкальноe сопровождение программы действительно было на высоте (дирижер Л. Карев).
Ну, a что же было оригинального, выдающегося в следующем номере? Вспоминаю — выступала T. Панова c дрессированными собачками. У артистки слишком пышные формы и слишком декольтированное мини-платье. Собачки попрыгали, побегали и убежали. Ни оригинального реквизита, ни нового осмысления трюков, ни занимательного сюжета, ничего этого не было.
Затем Л. и A. Гайчюнас показали игру с лассо и хлыстами. Опять шаблон. Я припомнил сразу несколько точно таких же номеров. Она крутит лассо, затем ассистирует. Он кидает топоры в цель, хлыстом разбивает воздушный шарик, выхватывает цветок, гасит свечу, перебивает летящую ленту. Перечень аналогичных безликих номеров, участвовавших в этой программе, можно продолжить. Это и стандартный «Каучук» В исполнении Л. СМетанинОй, и акробаты-вольтижеры Воробьевы, и акробаты-прыгуны c подкидными досками под руководством B. Вольного.
Неужели все так неинтересно? Да нет, конечно, не все. Заслуживают внимания воздушные гимнастки H. и Л. Петровы, работающие на «бамбуке». Они легко и изящно исполняют сложные, оригинальные трюки. Жаль только, что их аппарат был закреплен в статичном положении, так как вращаться вокруг манежа из-за несовместимости c подвеской другого номера он не мог. Любопытна работа O. Голубовой c голубями, хотя, как мне кажется, номеру не хватает динамичности.
«Игра c северными животными» под руководством И. Леонтьевой, честно говоря, не очень-то похожа на игру. Хотелось 6ы побольше именно веселого общения артистки c животными. Есть здесь над чем подумать и художнику.
Второе отделение открывал полет c 6атутом «Верховина» под руководством Д. 3верева. Внешне все тут вроде бы благополучно: и темповая работа, и полный охват манежного пространства, и даже звучное название. Но, позвольте, неужели за все годы существования этого жанра смогли додуматься лишь до того, чтобы одеть исполнителей в национальные костюмы и подобрать подходящую музыку? Ведь и ловиторки, и 6атут, и комик в номере были известны еще на заре жанра...
Приятно смотрится выступление танцжонглера H. Улановой. Порадовало уже то, что реквизит y нее был необычной формы, да и работа подкупала своей непринужденностью и жизнерадостностью.
Завершал программу аттракцион «Морские забавы» под руководством народного артиста Дагестанской АССР M. Иванова. Вот это действительно цирк! Есть чему подивиться, над чем посмеяться. И люди и медведи являются здесь полноправными партнерами. Животные самостоятельно ходят по наклонному канату: цепочкой, один за другим четыре медведя боком ползут по нему, a один без всякой помощи идет c завязанными глазами при приглушенном Свете. Cложные трюки, исполняемые канатоходцами, пронизаны легким юмором. Кок, например, идет по канату балансируя на голове торт, другой участник съезжает по наклонному канату сидя в ведре, a также поднимается по нему, отбивая головой мяч. С большой изобретательностью и вкусом придуман реквизит, найдены образы исполнителей и взаимоотношения между ними.
Немалая нагрузка в представлении легла на плечи коверных — Геннадия и Анатолия Ракитиных. И вот опять... C одной стоpоны, вроде бы все при них. И мастерское владение акробатикой, жонглированием, игрой на музыкальных инструментах, дрессировкой, и умение налаживать контакт c публикой, и симпатичные образы: Анатолий — молодой, обаятельный, Геннадий — мешковатый, добродушный и в то же время лукаво-озорной. C другой стороны, совершенно не оригинальный, однобокий репертуар. Все репризы практически сводятся к исполнению акробатических, жонглерских или иных трюков, причем некоторые репризы вообще бессодержательны. K примеру, такая: на манеж, читая журнал, выходит клоун. Не отрываясь от чтeния, он совершает ряд акробатических эволюций и уходит. Что? Для чего? зачем? Непонятно.
Портится впечатление и от набивших оскомину штампов, таких, например, как сдувание соринок со шляпы, a затем вытирание ею ботинок. Как же от них избавиться? — спросят артисты. A не попробовать ли выйти на улицу, взглянуть на мир «глазами клоуна». Ведь из девяти реприз, исполненных коверными, только в одной был прямо-таки микроскопический намек на актуальную тему. Клоун вывозил на манеж коляску c лающей собакой под аккомпанемент песни: «У меня сестренки нет, y меня братишки нет», a дальше... опять трюки ради трюков.
На столкновении характеров можно было 6ы построить множество забавных клоунских миниатюр, a если учесть, что Ракитины — отец и сын, то просто напрашивается сделать им несколько реприз, построенных на взаимоотношениях отцов и детей. Это могло бы быть и социально, и злободневно, и смешно. Ведь именно таких, актуальных выступлений ждет от клоунов публика, в особенности взрослая.
Большинство участников программы составляет постоянный коллектив, руководимый M. Иванoвым. Много писалось о том, что в коллективах легче оказывать творческую помощь артистам. Здесь же творческая помощь явно необходима.
На следующий день я вновь пошел в цирк, чтобы проверить свои оценки. На сей раз это был субботний день, вечернее представление. Зал был полон, но опять-таки ни одного взрослого без ребенка не было. Артисты работали c большим настроением, чем накануне, но, что ни говори, суть программы от этого не изменилась...
ЛЕОНИД ПЕРВОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.
оставить коментарий