Особый артистический дар
Бывает так. Сидишь, смотришь программу и слышишь, как сзади кто-то говорит: «Не люблю я эти номера, скучные они».
Чаще всего так отзываются о выступлениях мало динамичных, статичных. Ведь цирк привлекателен своей буйной энергией, захватывающим темпом, всей этой круговертью лихости и задора. Цирк — это калейдоскоп движений: то безудержно стремительных, то задумчиво плавных.
Вот лошади, почти стелющиеся над опилками, мчатся по замкнутому кругу, вот гимнасты, почти неподвластные законам земного тяготения, легко парят в воздухе, а рот акробаты промелькнули в быстрой крутке. Или девушка застыла на пьедестале. А через мгновение вся она —- бесконечно изменчивое движение, движение пластичное и грациозное.
Но есть номера, где кажется, будто действие забирает, приостанавливается. И пусть это всего лишь ощущение, и при том не совсем точное (ну какой же цирковой номер без действенных трюков!), тем не мсн^е такое ощущение у зрителей все же возникает. И, как правило, во время исполнения номеров типа «Переходная лестницз», «Эквилибристы на вольностоящих лестницах», «Эквилибр на катушках», « Антипод».
Всех их объединяет нечто общее: равномерная повторяемость каких-то определенных действий. Вот «Переходная лестница». Артисты выполняют трюк, фиксируют его и так поднимаются и спускаются по лестнице. Следующий трюк — опять подъем и спуск. Или — тук-тук — постукивает, покачивается вольностоящая лестница, а артисты медленно поднима-
ются по ней и медленно спускаются. Так на протяжении всего номера: ведь эта работа действительно требует сосредоточенности. А не менее сложный эквилибр на катушках также включает в себя элемент повторяемости. Все больше катушек громоздится одна на другую, все новую «высоту» берет артист. Установка катушек — трудоемкое дело, а сам трюк — недолог. Покачается эквилибрист чуть-чуть влево, чуть-чуть вправо, спрыгнет и начнет вновь строить свою пирамиду.
А теперь посмотрим на антиподистов. Если жонглеры могут двигаться по всему манежу и дополнять номер акробатическими прыжками, то антиподисты, жонглируя ногами, лежат на пьедесталах — подушках». Вначале они жонглируют «сигарой», потом «бочкой», потом еще чем-то. Показал артист «работу» с «сигарой», встал, поклонился, лег и опять кидает следующий предмет. Номера, построенные по такому принципу, могут, пожалуй, вызывать скуку.
«Как тут выдержать сравнение с джигитами, акробатами, полетчиками?» — подумают некоторые. А другие скажут: «Зачем только люди выбирают такие скучные жанры?»
И все-таки в цирке нет «скучных» жанров, а есть нетворческие люди, не умеющие вдохнуть жизнь в свои произведения.
А теперь о том, почему артисты выбирают менее выигрышные жанры, не имеющие мгновенного, безоговорочного успеха у зрителей. Как в жизни существуют люди, любящие свои нелегкие и порой малозаметные, но очень нужные профессии, так и в цирке есть энтузиасты своего дела. Да, гимнастам под куполом легче добиться признания. А эквилибристом на вольностоящих лестницах нужно достичь той виртуозности трюков, ТОЙ изысканности исполнения, какая есть, скажем, у артистов Черняускас, чтобы занять в программе ведущее место. Но зато их мастерство признается всеми: и неускушенной публикой и знатоками цирка.
Вспоминается мне номер «Переходная лестница» в исполнении Нины и Николая Свириных. Вроде бы у них были те же медленные подъемы и спуски, но почему-то даже артисты выбегали по многу раз смотреть Свириных. В чем же дело? Эффектные трюки? Да, были они. Однако нечто подобное встречалось и у других. Но посмотришь тех, «других», скажешь себе — действительно, неплохо — и остаешься равнодушным. А тут бежали смотреть чуть ли не каждый вечер. Может быть, артистка обладала какими-то необычайными внешними данными? Нет, не было этого. Но был зато особый артистический дар. Он-то и позволял Свириной создавать характер запоминающийся и притягательный. И добивалась она этого всего несколькими штрихами. Каким-то топько ей свойственным, чуть горделивым поворотом головы и особым движением рук — одна прижато к груди, а другая напряженно-отстраняющим движением как бы отодвигала от себя осе. Партнер поднимался с нею выше и выше, а она будто прислушивалась к самой себе, к тому, что происходило в ней в тот момент, когда они устремлялись ввысь. (Теперь Нина Свирина выступает о паре с жонглером Иваном Хромовым, и она нашла совсем иные приемы для решения нового образа.)
Говоря о номерах статичных, я назвало среди них и эквилибр на катушках. Но если в программе с этим номером выступает Станислав Черных, то зрители смотрят его с напряженным и неослабевающим вниманием. И не только из-за его великолепных трюков, но еще из-за его точного, совершенно определенного отношения ко всему, что он делает и показывает но манеже.
Заслуженный артист УССР Франко Иванович Микитюк — руководитель группы антиподистов — рассказывает, что жанр этот почти совсем исчезал с манежа, когда он обратился к нему. Артист понимал, что в наш век, век больших скоростей, в цирке легче добиться успеха, если демонстрируешь номер темповой, стремительный. Но ему хотелось не просто легкого успеха, а поиска нового. пусть и в традиционном, но трудном жанре.
Выше я сравнивала антиподистов с жонглерами. Продолжая сравнение, можно говорить о номерах любых других жанров, в которых артисты свободно перемещаются по всему манежу и, следовательно, движением, пластикой иногда компенсируют неточность, незавершенность трюка. А вот антиподисты как бы «прикованы» к своему «рабочему месту» и лишь предметы взлетают в воздух. И здесь нужно достичь такой отточенности и филигранности, чтобы сам полет предметов завораживал, почти гипнотизировал зрителей. Как раз это и происходит в номере артистов Микитюк.
Детство свое Франко Микитюк провел в Западной Украине, принадлежавшей в то время буржуазной Польше. В 1934 году он определился учеником в частный польский цирк и с тех пор разъезжал с ним по городам Польши и Западной Украины. В таких цирках ученикам платили сущие гроши, а выжать из них старались побольше. Поэтому юношу обучают различным жанрам и занимают в номерах: «Акробаты-эксцентрики», «Партерные акробаты», «Икарийские игры», «Воздушный полет», «Воздушные гимнасты», «Кольца со штрабатамип, «Больтиж на лошади».
В 1939 году, когда Западная Украина становится советской, Микитюк возвращается из Польши к себе на родину. В 1940 году его призывают в Красную Армию и до самого конца Великой Отечественной войны он находится в ее рядах.
Демобилизовавшись в 1946 году, Ф. Микитюк сразу же поступает на работу в Главное управление цирков. Еще в армии, во фронтовом ансамбле, он подготовил номер «Антипод». С ним он и начинает выступать в цирке. В 1947 году у него появляется партнер — Анна Микитюк. Номер свой они оформляют в гуцульском стиле: он проявляется и в костюмах, и в музыке, и в построении трюков. Каждое движение артистов настолько сливается с музыкой, что порой начинает казаться, будто предметы сами собой вьются и пляшут в воздухе.
Проходят годы. Постепенно в номер вводятся дочери. В 1960 году — Светлана, а позже, о 1965 году — Анжела. Светлана, начав репетировать с семи лет, вскоре поразила всех изумительным чувством баланса и ритма. Репетиции ей давались легко. А поэтому, когда начала тренироваться ее младшая сестра и у нее поначалу падали с ног предметы, Светлана строго выговаривала той: «Не шути, давай серьезно! Держи как следует». Ей просто не верилось, что кто-то не может, не умеет балансировать ногами. Ну ладно бы еще сложный трюк, но обычный баланс...
Да, трудно понять начинающих, особенно если сам ты показываешь трюки, которые кроме тебя никто не в состоянии выполнить. А Светлана Микитюк ежевечерне демонстрирует два таких уникальных трюка. Она бросает ногами одновременно две «булавы». Для того чтобы так координировать свои движения, требуются действительно незаурядные способности. Во время следующего трюка девушка одной ногой кидает «сигару», показывая так называемые «шаги», другой вращает кольцо, а в руках у нее четыре шарика и она жонглирует ими. Правда, сейчас уже Анжела тоже исполняет сольный трюк — легко и красиво жонглирует плюшевым мишкой.
В номере Микитюк каскад групповых комбинаций чередуется с сольными. И хотя последние, разумеется, наиболее сложны, однако групповая работа из-за синхронности и удивительной ритмичности выглядит не менее эффектной.
Франко Микитюк — исполнитель, руководитель и постановщик этого номера. Поэтому он беспокоится не только об усилении и усложнении отдельных трюков, но и о стилевом единстве всего произведения. Казалось бы, какое имеет знамение расположение пьедесталов - "подушек" на манеже? А Микитюк расставлял их и так и эдак, несколько лет искал наилучший, оптимальный вариант. И наконец пришел к выводу, что для групповых перекидок наиболее эффектно установить «подушки» просто в ряд.
Иногда Микитюк-режиссер и Микитюк-артист спорят друг с другом. Прежде, работая вдвоем, артист исполнял трудный трюк: жонглировал громоздким аппаратом —- «мельницей». При нынешнем составе номера трюк этот являлся диссонансом, нарушал темп номера, приостанавливал его. И тут режиссер победил в нем исполнителя: Микитюк отказался от этой комбинации и в дальнейшем подчинял все трюковые композиции единому художественному замыслу.
Национальные мотивы нашли свое отражение и в музыке, и в костюмах, и в своеобразной ритмике трюков. Вот четверо артистов ложатся на свои пьедесталы и в воздух взмывают «булавы». Вначале они плавно летают от одного к другому, перекрещиваясь в полете и постепенно ускоряя свой воздушный сбег». Но вскоре уже не замечаешь отдельных предметов, а видишь, как над ареной вьется разноцветный, пестрый серпантин. И это искрометное движение напоминает нам лихие, разудалые гуцульские пляски-хороводы. Потом артисты солируют, соревнуясь друг с другом в ловкости. А завершается номер новым причудливым хороводом. Только воссоздан он самыми разнообразными перелетами красочных предметов.
Да, в этом номере национальное оформление проявляется не только в музыке, костюмах, росписи реквизита, но и в самом построении и чередовании трюков.
В современном цирковом искусстве очень важно вот так, по-своему интерпретировать номер и вместо традиционного статичного выступления показывать на арене произведение запоминающееся и праздничное.
ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА
оставить комментарий