Открыть новое в жанре
Искусство цирка, убеждена, достигнет той степени развития, когда на вопрос: «Кто сейчас работает в новом цирке?», ответят не обычным «Кио», «Куклачев», «Ермолаев», называя фамилии артистов ведущего аттракциона, а произнесут имя режиссера, из произведений которого будет составлена ретроспективная программа.
На фото: антиподистка Анжела Микитюк
Одну из них представить можно уже сейчас. Силовые акробаты А. Твеленев и Н. Емелюков, воздушные гимнасты М. Петрова и В. Мяловский, эквилибристы: голубями С. и Н. Зайцевы, акробаты с палками В. Маковский и П. Васяткин, гротеск-наездница И. Максимова, антиподистка А. Микитюк, акробаты на шестах под руководством А. Моисеева, иллюзионисты Л. и А. Сударчиковы. Все эти номера созданы режиссером Натальей Викторовной Маковской.
Почему они могут сложиться в спектакль?
«Я стараюсь не брать номера, с жанром которых я встречалась в своей практике, — говорит Наталья Викторовна. — И главным творческим стимулом для меня является желание открыть новые возможности жанра».
Первая же работа со всей определенностью подтвердила право Н. Маковской на эксперимент, состоятельность ее поиска.
Жанр «акробаты на шестах» сравнительно молод, ему около сорока лет. Однако номера этого вида циркового искусства уже успели приобрести традиционную форму. Два галантных молодых человека подходят к шесту. Легко его поднимают и элегантным движением руки приглашают девушку продемонстрировать серию сальто, стоек, пируэтов и прочих элементов вольтижной работы. Так или почти так выступают все артисты. Что делает Н. Маковская? Она отказывается от этой формы, ломает привычный рисунок и создает совершенно оригинальную акробатико-хореографическую композицию. Номер «Каратэ» (руководитель А. Моисеев), который вошел в программу коллектива «Карнавал идет по свету» (режиссер-постановщик — В. Головко), сразу же обратил на себя внимание. Н. Маковской удалось найти пластику, органичную своеобразию сильной трюковой работы. Резкие движения рук и ног, высокий прыжок для удара, что лежат в основе борьбы каратэ, удачно сочетались со стремительным отходом вольтижера от шеста. «Найти пластику в характере трюка исполнителя» — так Н. Маковская сформулировала одно из главных правил своего творчества. В этом, видимо, и заключается секрет трансформации различных явлений в условиях циркового манежа.
Талант режиссера заключается не только в его способности увидеть в жизни нечто новое, перспективное, но и в умении сделать это явлением искусства. Так контрастный стиль брейкданса, сочетающий элементы хореографии, пантомимы с акробатикой и гимнастикой, стал ключом к образному и композиционному решению номера «Экспромт» (артисты — А. Твеленев и Н. Емелюков). Близкая специфике цирка пластика брейкданса при перенесении на манеж позволила создать новую форму для такого старого жанра, как силовая акробатика.
Словно взмах волшебной палочки — все жанры, с которыми работала Наталья Викторовна, приобретали иное качество, обновлялись, видоизменялись, в них открывались необыкновенные выразительные возможности.
«В Швеции, в парке, увидела, как среди кустов и клумб спокойно расхаживают гуси, утки, какие-то другие красивые птицы. И тут же гуляли люди, бегали дети. Человек, животные, деревья находились в мирном и прекрасном единстве. Тогда я не знала, — вспоминает Наталья Викторовна, — что впечатление от увиденного сохранится надолго и впоследствии станет замыслом номера гротеск-наездницы Ирины Максимовой».
Для его воплощения понадобилось изменить принципы дрессуры: убрать берейтора, который, стоя в центре манежа, руководит лошадью, сделать подвижными голову и корпус животного, что обычно сдерживается особыми приспособлениями. Свободный бег лошади с развевающейся гривой и на ней юная девушка в легких летящих одеждах — так увидел это режиссер. Что это — романтика цирка, философия жизни, а может быть, философское обобщение, выраженное языком цирка? Вспоминаются картины Боттичелли и стихи Гейне. У каждого номера Н. Маковской свой поэтический строй. Выступление эквилибристов Светланы и Николая Зайцевых «Па-де-де с голубями» — яркое тому подтверждение.
Композиционная чистота, достигающаяся последовательностью мизансцен в соответствии с построением па-де-де: антре, адажио, вариации, кода, изящество отточенной трюковой работы, позы, жеста, свободный полет белых птиц, лирические музыкальные интонации — все это помогает воплотить тему любви. Казалось бы, названы основные художественные средства номера. Но, перечисленные в таком порядке, они ничего не объясняют. Только их взаимосвязь, которую и нашла Н. Маковская позволяет создать возвышенный образ.
Над манежем кружит стая голубей. Артистка начинает сольную часть номера. От стаи отделяется одна птица и летит к ней. Артистка делает арабеск — голубь садится к ней в руку. Она меняет позу — голубь перелетает на мысок. Получается своеобразный диалог человека и птицы, движение которой расставляют акценты в каждой трюковой комбинации. А в финале номера с заключительным музыкальным аккордом парящая птица опускается в поднятые, сплетенные руки артистов. Созвучность действий артистов и птиц, как бы «откликающихся» на любое изменение настроения, смену позы, — прием, который, проходя выразительным рефреном через все выступление, определяет поэтический строй этого произведения.
В выступлении антиподистки Анжелы Микитюк тоже свой ритм. Номер решен в фольклорной стилистике. Музыка латиноамериканских индейцев ведет артистку за собой. Она бьет ногами в тамтамы, выстукивая воинственную напряженную дробь. Да и сама Анжела, внезапно появившаяся из индейского идола (так оформлена антиподная подушка), будто живое воплощение духа этого народа.
«Момент удивления,— замечает Наталья Викторовна,— должен присутствовать обязательно. Это прежде всего неожиданное решение номера и мгновенная смена комбинаций, когда внимание зрителя не успевает зафиксироваться на чем-то одном».
До встречи с Н. Маковской Сударчиковы работали долго. Номер был обычный, несмотря на сложность трюков: с приемом открытой трансформации зритель нашего цирка встречается не так часто. Однако номер нуждается в самой главной своей трансформации — образной. Н. Маковская увидела выступление Сударчиковых как ряд последовательных контрастных хореографических картин, характер которых — музьжу и пластику — определяет тот или иной костюм артистов. Теперь момент трансформации заключается не только в появлении нового наряда, но и в смене рисунка номера.
По замыслу режиссера финальный трюк Сударчиковых осуществляется с помощью закрытой трансформации. Для профессионала он может показаться менее выигрышным. В связи с этим хочется заметить, что в любом искусстве существует две логики — мастерового и художника. Первый поставит в конец номера самый сложный трюк, второй — самый выразительный. Так и поступила Наталья Викторовна, убедив в своей правоте и артистов. Белый фрак и белое бальное платье, в которых Сударчиковы танцуют вальс, делают финал особенно впечатляющим и запоминающимся. Усиливает эффект еще и то, что закрытая трансформация благодаря мягкому юмору, с которым подается этот трюк, открывает сердца зрителей.
Номер Любови и Анатолия Сударчиковых, построенный на танцах, требует от них безупречного музыкального исполнения.
«Я всегда работаю с фонограммой, — продолжает наш разговор Наталья Викторовна. — А стало быть артист должен великолепно чувствовать настроение музыки, ее темпо-ритм. Если музыкальная фраза идет на счет четыре, артист не имеет права сделать пятый шаг».
Музыке Маковская придает огромное значение. Верно найденная тема, считает она, помогает в создании образной системы номера. Неизвестно, говорили бы мы сейчас о прекрасной работе Натальи Викторовны — номере воздушных гимнастов М. Петровой и В. Мяловского, если бы не было найдено неординарное, смелое музыкальное решение — импровизация Рихарда Клаудермана, в основу которой легли произведения Чайковского, Баха, Гершвина, современных композиторов.
Каждый номер Маковской заслуживает отдельной статьи, многие из них уже написаны. Все это говорит о высоком профессионализме режиссера. В книге Н. Акимова «Не только о театре» мне встретилась интересная классификация: режиссер-психиатр, режиссер-извозчик, трибун, эрудит. Вот и в цирке, на мой взгляд, существует несколько типов режиссеров. Самый распространенный из них — режиссер-тренер. Свою задачу он видит в том, чтобы «натаскать» артиста на трюк. Следующий тип — режиссер-монтажник. Он ставит перед собой куда более высокие цели — расположить трюки в порядке возрастания их сложности: трюк-пауза-комплимент, трюк-пауза-комплимент... Режиссера-затейника мало интересуют трюки. Он начинает и заканчивает одним и тем же — два прихлопа, три притопа. Того же требует и от животных. Пресловутая танц-форма для таких мастеров — высшее достижение циркового искусства. В руках режиссера-конструктора артист часто оказывается в положении мухи, попавшей в хитрые сети цирковой машинерии. Нельзя не сказать еще об одном весьма распространенном типе — режиссер-бытовик. Он не желает видеть в перше просто перш. Это или сосна, или береза, или буровая вышка.
Однако если говорить серьезно, все эти режиссеры воплощают отдельные стороны мастерства, которыми должен обладать человек, стремящийся сказать в цирке новое слово. Воображение и ассоциативное мышление, знание специфических выразительных средств, понимание особенностей композиции и зрительского восприятия, владение законами хореографии — трудно требовать от одного человека такой многоплановости. Поэтому один режиссер приглашает тренера, другой — хореографа, третий — и того, и другого, еще и композитора, практически все — художника. Наталья Викторовна Маковская счастливо совмещает дар балетмейстера, режиссера с прекрасным знанием цирка.
В свое время она окончила балетмейстерское отделение Московского института культуры, по распределению уехала преподавать в Минское хореографическое училище. Потом замужество, работа в цирке в качестве артистки и, наконец, с 1979 года она — хореограф Всесоюзной дирекции. Работала вместе с В. Головко над программой «Карнавал идет по свету», участвовала в создании Грузинского, Киргизского коллективов. Через некоторое время ее пригласили работать в цирк на Цветном бульваре. Восемь номеров за восемь лет — таков напряженный ритм ее творческой жизни. И вот последняя работа — «Акробаты с палками» (артисты В. Маковский и П. Васяткин). В этой постановке Наталье Викторовне помогала начинающий, но, без сомнения, способный художник Виолетта Дубинская.
Итак, в цирке появился новый номер. Такой простой и удобный реквизит, как полутораметровая палка, издавна использовался в цирке, в последние годы зрители могли видеть трюки с палками у акробатов Замоткиных. Но особенно широкое применение этот реквизит получил в недавно возникшем и очень популярном виде спорта «фристайл». Именно «фристайл» натолкнул Н. Маковскую на мысль ввести в номер Маковского и Васяткина полутораметровые палки.
«Когда ключ номера был найден, — рассказывает Наталья Викторовна, — надо было подумать о том, какой потенциал таит в себе этот жанр».
В процессе репетиций выяснилось, что выразительные возможности его необыкновенно богаты. Во-первых, палка используется как подбрасывающее устройство, что значительно меняет рисунок акробатических элементов — переднее, заднее сальто, сальто-бланш с одновременной опорой на палку получаются выше, эффектнее. Партерная акробатика как бы отрывается от манежа. Во-вторых, палка становится жонглерским реквизитом: вращение ее в руках перед собой, с боков, за спиной во время исполнения артистами пируэтов, всевозможные переброски, из которых наиболее красивы высокие каскады. В номер органично введены фрагменты китайской борьбы с палкой — у-шу. Естественно, что такая трюковая работа продиктовала определенный стиль, в основе которого современная хореографическая культура, тяготеющая к гимнастике, к акробатике, а потому как нельзя более подходящая для того, чтобы стать формой выступления артистов цирка. «Спортивный» танцевальный стиль позволяет сплести в замысловатую пластическую ткань и элементы фристайла, и у-шу, и разновидность восточного брейкданса — бутту. Таким образом, в номере раскрылась еще одна сторона режиссерской индивидуальности Н. Маковской.
«Многообразие выразительных средств, порой контрастных, неожиданных, делает манежное действие максимально насыщенным, — объясняет она, — соединение многого в одном придает номеру синтетический характер. Все это в конечном счете работает на зрелищность».
Многое в одном — каким же неограниченным арсеналом исполнительских и актерских возможностей должен обладать современный артист цирка. Какой великолепной физической подготовкой, чтобы в течение всего четырех минут — ровно столько длится выступление В. Маковского и П. Васяткина — в стремительном темпе развернуть перед зрителем калейдоскоп мгновенно сменяющих друг друга трюковых комбинаций, движений, поз. Из трюка в движение, из движения в трюк, без традиционных пауз и комплиментов — практически во всех своих номерах Н. Маковская разрабатывает новаторский принцип композиции циркового произведения.
Т. КАЛИННИКОВА
оставить комментарий