Первый фронтовой
Москва. Поздняя осень 1941 года… Фронт приближается к столице. По улицам города движутся автомашины с затемненными фарами, идут люди в солдатских шинелях. Часты воздушные тревоги. И в эти напряженные, тревожные дни в одном из переулков на улице Горького открываются двери театра...
Началось все с того, что в кабинет начальника политотдела Управления московской милиции И. А. Кожина вошел пожилой человек. Это был Давид Григорьевич Гутман. Кожин не знал, что перед ним — один из создателей Московского и Ленинградского театров сатиры, известный актер кино. И поэтому, может быть, странными показались ему поначалу слова Гутмана:
— Москвичам нужен театр. Злободневный, боевой... Творческие коллективы эвакуированы, но силы для создания театра миниатюр найдутся.
Долго убеждать Кожина не пришлось. При поддержке политотдела группа московских режиссеров, актеров, музыкантов, поэтов взялась за организацию театра. В честь краснозвездных истребителей его назвали «Ястребок».
Малые формы требуют злободневности, быстрого отклика на происходящее. Руководители театра постоянно переписывались с находящимся на фронте В. Поляковым. Стихи, скетчи, одноактные пьесы В. Ардова, Л. Ленча, В. Дыховичного и многих других составляли репертуар театра. Для «Ястребка» писали композиторы Ю. Милютин, С. Кац, И. Морозов... Музыкальным руководителем театра стал композитор Б. Фомин. Репетиции шли в клубе милиции на Неглинке, в подвале. Работали днем и ночью.
Наконец настал день, когда в опустевшем здании Детского театра дебютировал «Ястребок». В зрительном зале — летчики, только что вернувшиеся с боевых заданий, партизаны, которые пришли на спектакль перед отправкой в тыл врага, герои-орденоносцы, вызванные в Кремль для получения наград. Театр миниатюр показывает «Московские снежки». В программе — героическая оратория, одноактная пьеса, веселый лубок, театрализованная шутка и новые песни. Их потом пели повсюду.
«Ястребок» разил метко, он поднимал настроение, вселял бодрость, веру в победу. Нередко прямо со спектакля зрители шли на фронт. В дни героической обороны Москвы «Ястребок» показал шесть программ. Большой успех имела «Арена Европы» — политическая эксцентриада в исполнении Н. Павловского. Это необыкновенное цирковое представление на эстраде напоминало работу Кукрыниксов, Б. Ефимова, Ю. Ганфа в газетах и журналах. Павловский был не только исполнителем, но и автором. Он создал сатирическое зрелище — хлесткое и яркое. Фашистские заправилы и их прислужники были представлены в качестве незадачливых жонглеров, акробатов, шантанных певичек. Французский премьер Лаваль жонглировал на проволоке, Антонеску танцевал в костюме шансонетки. Силовой номер Муссолини не удавался потому, что с треском ломалась «ось Берлин — Рим». А бесноватому боксеру Гитлеру не помогали даже впрыскивания из сосуда с «резервами».
Скоро «Ястребок» стал знаменит. Отовсюду шли сюда письма с просьбами поделиться опытом работы. На фронтах по образцу московского театра рождались братья «Ястребка». Много сил отдавали своему театру его руководители — Д. Гутман, В. Вишневский, О. Молодых, А. Суровегин, художник В. Сахновский, дирижер Н. Громов. А разве перечислишь всех артистов, выступавших на сцене «Ястребка»! Но каждый из них был в те суровые дни настоящим солдатом искусства. И каждый по праву награжден медалью «За оборону Москвы»...
Прошло четверть века. Давно «отвоевал» этот необычный эстрадный театр. Уже нет в живых его создателя и художественного руководителя, замечательной души человека Давида Гутмана, умер и композитор Борис Фомин — почетный гвардеец 3О-й краснознаменной гвардейской дивизии. Их, как и весь коллектив театра «Ястребок», сражавшегося с врагом оружием искусства, сегодня, спустя двадцать пять лет, мы вспоминаем добрым, благодарным словом.
М. КРИМКЕР
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий