Побережем традиции
Пройдитесь по центральным улицам любого большого города, присмотритесь к рекламным щитам, и вы убедитесь, что афиши, извещающие о выступлениях эстрадных певцов, занимают весьма заметное место.
В этом нет ничего удивительного: именно песня позволяет с особенной силой раскрыть эмоциональную сущность человека, глубину его чувств и переживаний. И коли это так, вспомним о традициях и поговорим, хотя бы коротко, о сегодняшнем состоянии эстрадно-песенного фронта. Что касается традиций, то лучшими, наболее плодотворными я считаю утесовские. И вот почему: Леонид Утесов сумел соединить в своем исполнении задушевность и философские раздумья о жизни и о человеке. О праве человека на любовь и счастье, о том, что и того и другого человек должен активно добиваться, а не пребывать в ожидании, надеясь, что они рано или поздно сами придут.
Конечно, на эстраде должны быть разные певцы, и я меньше всего хочу, чтобы Утесова копировали. Да это, по-моему, и невозможно. Но общественная значимость пения мне кажется делом очень важным. Именно она предопределяет своеобразие артиста, его творческое лицо.
Леонид Кострица — исполнитель интересный. Актерскими средствами он создает образ коренного ленинградца и поет от его имени. Звучат песни, наполненные патетикой, иронические, задушевные, юмористические. Артист не чуждается ни баллад, ни куплетов. Но, что бы он ни пел, перед нами предстает человек гордый своим городом и тем, что он имеет честь в нем жить. Отсюда — гражданственность в исполнительской манере Кострицы. И правильно, что он поет, не прибегая к микрофону, в сопровождении только пианистки. Такая «старомодность», если хотите, даже чопорность в стиле артиста, его образа, его манеры пения. Это еще больше усиливает своеобразие концертов, уводит их от стандарта.
Только, пожалуйста, не подумайте, что я вообще против трио, квартетов, квинтетов, в сопровождении которых выступает большинство певцов. И я совсем не против так называемых современных ритмов. Напротив, если это публике нравится, если хоть в чем-то может помочь артисту, пусть присутствует на эстраде.
Но вот выступает Майя Головня — певица и с голосом, и с хорошей внешностью, и с вокальной школой. Но в чем идея ее концерта? Сложные мотивы М. Таривердиева сменяются цыганскими романсами, а они в свою очередь уступают место камерным произведениям; затем заучит вещь, записанная в форме твиста. И никакой объединяющей мысли. Право, иногда начинает казаться, что мы в музыкальном магазине, где каждый посетитель ставит пластинку по своему вкусу, не задумываясь о цельности впечатления. Но иная пластинка не может не взволновать, потому что на ней записана гениальная музыка в первоклассном исполнении. Здесь же я слышу приятные звуки, слова. Но сердце мое, увы, остается спокойным, как, кажется, оно спокойно и у музыкантов, аккомпанирующих артистке.
Вадим Мулерман молод. У артиста весьма недурной голос, достаточно ясная дикция. Он нравится зрителям, особенно молодежи. Слушать Мулермана и приятно и интересно. Чтобы произвести впечатление, он прибегает к различным эффектам, и в этом нет ничего дурного. Эстрада любит яркость, парадоксальность и... эффекты. Но вот если говорить о том, насколько пение Мулермана психологически и философски значительно, то приходится признать, что оно, скорее, внешне занимательно. Такое пение приятно слушать, когда ровно ничего не тревожит, когда хочется предаться полному и безмятежному отдыху. В конце концов, можно и фугу Иоганна-Себастьяна Баха насвистывать, можно и песню, наполненную гражданскими чувствами, исполнять, не донося всей значительности ее содержания.
Очень жаль, что оба эти бесспорно популярные исполнители отходят от лучших эстрадных традиций, идут за зрителями, тогда как художник обязан идти впереди, вести за собой зрителя.
Ну а сколько вообще на эстраде певцов с голосом и без оного, поющих под оркестры, квартеты, рояли и баяны, прибегающих к помощи микрофонов или отказывающихся от них, но лишенных творческой индивидуальности, не имеющих своей гражданской темы, нравящихся иным слушателям только потому, что делают нечто привычное, банальное, не вызывающее никаких эмоций, кроме самых примитивных! Но это-то и есть самое прямое и очевидное отступление от лучших традиций советского эстрадного пения: для него гражданственность составляла и составляет главную сущность.
И когда я слышу, как поют Марк Бернес, Гелена Великанова или Людмила Зыкина — артисты очень разные, я убеждаюсь, что именно общественная значимость выступлений выделяет их из числа многих эстрадных исполнителей. В чем сила Великановой? В том, что она, прибегая к стихам Марины Цветаевой, Сергея Есенина и современных поэтов, положенных композиторами на музыку, рассказывает о месте человека в обществе, о дружбе, о том, что такое счастье и любовь. Великанова почти не жестикулирует, но наполняет каждое музыкальное слово такой глубиной раздумий и переживаний, что это не может не волновать.
Зыкину называют русской певицей. Главное, что мне, например, в ней нравится, это восторженное и чистое восприятие русской природы: «Эх, снег, снежок — белая метелица» или «Течет Волга». И человек рядом с природой очищается, совершенствуется нравственно. В этой статье я никого не хочу обижать. Наоборот, мне хочется сказать об эстрадных певцах как можно больше добрых слов, ибо знаю, что, располагая теперь, благодаря телевидению, миллионной аудиторией, они очень помогают формированию эстетических вкусов слушателей. Но коли так, то следует особенно оберегать лучшие традиции советского эстрадного искусства и прежде всего его гражданственность. А в каком ритме певцы будут петь, это, право же, вопрос второстепенный, если вообще считать это вопросом.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий