Поединок Ивана Рубана
Иван Рубан был «странным» мальчишкой среди своих однолеток. Набожные тетушки даже пошептывали, будто его душа знается с нечистой силой. Ибо чем же объяснить, что он умеет завораживать зверей.
Заслуженный артист РСФСР И. Ф. Рубан
Запряжет, например, своего петуха в маленький возочек и смешит этой выдумкой всю улицу. А разве стал бы нормальный ребенок сооружать для умершего цыпленка маленький гробик?
— Ох, Дарья, — говорили соседки Рубанше, сочувственно покачивая головами, — непутевый какой-то твой Ванька.
Мать, Дарья Прокофьевна, только отмахивалась:
— Да чем же он непутевый? Просто сердце у него мягкое, ко всему живому чуткое...
Но однажды сама была поражена, даже руками всплеснула. Пошла доить корову, а она стоит странно.
— Отступи, Рябая, — закричала мать и слегка хлестнула розгой по ногам.
А корова, вместо того чтобы отступить, вдруг стала передними ногами на колени и, вся смешно перебоченясь, пошла по хлеву.
— Свят, свят! — осенила мать крестным знамением корову и возвратилась в дом с пустым подойником. Она начала жаловаться, что с коровой «что-то поделано».
Иван думал, было, промолчать. Но потом, заметив волнение матери, признался:
— Да это я, мама, научил ее ходить на коленях...
Дарья Прокофьевна не поверила. Тогда Иван пошел с матерью в сарай, приказал корове лечь, и она послушно выполнила это требование. Мать была окончательно удивлена, ибо знала, что в то время, когда корову нужно доить, ее никакими силами не уложишь на пол. Может, и в самом деле нечистая завладела душой ее сына? Как бы там ни было, но в тот день Ивана за «неумные выдумки» наказали — поставили на целый час в угол.
Танец со знаменитым Потапом
Если бы собрать все наказания, какие получал он в детстве за разные «фокусы», которые устраивал с животными, видимо, хватило бы на десятерых. Но все же эти наказания не смогли уничтожить у него необычную любовь к зверям. Иван Рубан стал взрослым, начал работать на шахте; и там он удивлял всех своей привязанностью к животным. В комнате общежития, где жил молодой навалоотбойщик, однажды появился ежик. Потом белка. Еще через несколько дней — доверчивый лисенок. И в то время как иные шахтеры после работы «резались в козла», позванивая шейкой бутылки о края стаканов, он без конца возился со своими зверенышами или, подружив с местными охотниками, ходил за двадцать-тридцать километров в тайгу. Охотники с ружьями, а он только с небольшим ножом в руке.
Однажды встретился с глазу на глаз с медведицей и двумя медвежатами. Звери купались на берегу реки, когда он вышел из-за куста на полянку. Медведица подняла голову, посмотрела в его сторону. Шахтер окаменел. Переложил нож из левой руки в правую и до похрустывания пальцев зажал рукоятку. Удирать на дерево или вступить в поединок? Дерево далековато от него. Он, возможно, и не успеет добежать, если разозленная медведица бросится за ним. Да разве можно найти от нее убежище на дереве? И вообще, убегать от зверя — значит бежать навстречу своей смерти. Поэтому единственный выход — борьба! Но мудрая медведица решила просто избежать опасности. Одного малыша ока толкнула грудью в воду, другого взяла в рот, и семейка мирно поплыла через реку. Но медвежонок, плывший самостоятельно, посреди реки взбунтовался и повернул назад. «Зверинец» Рубана в шахтерском общежитии пополнился еще одним веселым жителем.
Иван Рубан за короткое время сумел стать одним из лучших шахтеров управления. Вскоре портрет его появился на Доске почета. На разных торжественных собраниях и заседаниях его избирали в президиум. Но по-прежнему он часто удивлял своих коллег-шахтеров. Соберется компания, а он среди товарищей, как белая ворона — и рюмки к губам не поднесет. А другой раз положит на плечо многопудовый камень и несет его целый километр. Камень режет кость. Сбросить бы его или хотя бы переложить на другое плечо. Но где там. «Я сказал, что буду нести километр на одном плече, — значит, должен выполнить это!» И нес. Нес точно километр, как и задумал.
И. Рубан выступает на манеже Московского цирка (1953 г)
Или сжимал тяжелый кулак и начинал бить им по дубовой колоде. Сто раз решил ударить. Каждый пятый — должен быть силовым, до боли. Уже рука, кажется, онемела. Но он бил точно сто ударов, как и задумал. Как-то поздним вечером вдруг ушел в лес. Шел пятнадцать километров туда и пятнадцать обратно. Шел один, в темень, глухой тропой, вооруженный только небольшим ножом. «Страшно? Конечно. Не безопасно? Да, Ведь это тайга, Сибирь. Но ты сказал себе, что сделаешь именно так. И теперь отступать от слова не имеешь права».
Бывало, в шахте нужно откатить вагонетки. Каждый шахтер катит один вагончик. Более слабые — вдвоем. А он сразу три вагончика. И пока товарищи выполняли только одну норму, он успевал две.Все это продолжало удивлять друзей. К чему такие чудачества с камнем, для чего бесцельно колотить кулаком о дубовую доску, кому нужны ночные путешествия в тайгу? Или вот это катание трех вагонеток? Деньги!
Но деньги ему в самом деле были нужны. Он купил себе у охотников-эвероловов еще несколько четвероногих обитателей леса, их надо было кормить мясом. Жалко было Ивану Рубану прощаться с друзьями-шахтерами. С ними он делил и радости и печали, уже успел крепко подружиться. Но сильнее этих чувств оказался в нем зов давней мечты. Рубан никому не сказал, что из шахты, где у него были и высокие заработки и уже завоеванный среди шахтеров авторитет, он идет на крохотную заработную плату служителем по уходу за животными в зооцирк. Еще много терний пришлось пройти Ивану Рубану, прежде чем после многочисленных и настойчивых просьб ему выделили для дрессировки группу хищников. Вот когда все, что он успел воспитать в себе до этого, — и бесстрашие, и твердая воля, и терпимость к физической боли и многое другое — стало необходимо для его новой работы.
Научить корову опускаться на колени или ложиться было тяжелым делом когда-то для Вани Рубана. Но сейчас, когда перед ним был всесильный хищник, гроза всех зверей — гривастый лев, упражнение с коровой казалось пустячком. Нужно обладать адской силой, величайшей выдержкой, необычной волей и терпением, чтобы покорить, сломать буйное своеволие хищника. Нелегко пройти по канату под куполом цирка. Это риск и опасность.
Не каждый дрессировщик может так довериться своим зверям
Дрессировщик, который заходит в клетку к хищникам, похож на человека, голыми ногами идущего по острию ножа под куполом цирка. При этом опасность длится часами, месяц за месяцем, год за годом. Но Иван Рубан, увлеченный своей страстью, забывал обо всем этом. Путь его в искусство был своеобразным. Иван Федотович не знал учителей и наставников. До всего доходил собственным умом, своими силами. Иногда помогала книга, но чаще — своя находчивость.
Кое-кто даже из известных артистов цирка, выступающих со зверями, хотя и именуются дрессировщиками, но сами не готовят хищников для выступлений на манеже. Они получают животных уже дрессированными, и вся задача их заключается только в том, чтобы войти в контакт со зверями. Такие «дрессировщики» некоторое время кормят хищников, угощают лакомствами и приучают к своему голосу. Иван Рубан при упоминании о таких «мастерах» дрессуры презрительно кривит губы: он все делает своими руками, все до самой что ни на есть черновой репетиционной работы. За четверть века своей, жизни в цирке Иван Федотович воспитал три группы хищников.
И еще. Большинство артистов работает с однородной группой животных. У Ирины Бугримовой, Владимира Борисова — только львы. У Маргариты Назаровой, Александра Федотова — одни тигры. А Иван Рубан решил собрать всех самых больших, самых сильных хищников в одну клетку: тигра и медведя, леопарда и пантеру, пуму и льва. У каждого зверя свой характер, свои привычки. Все они, на воле непримиримые враги, в цирке неутомимого и смелого дрессировщика стали друзьями. Друзьями? В самом деле, на представлении они выглядят такими. Да и в конюшне бурый медведь живет в одной клетке с пантерой. Но человек, переступивший порог клетки, всегда в опасности, ибо никто не знает, когда в темной душе тигра, медведя или леопарда, которые вот сейчас покорно и мирно ластятся к тебе, вдруг проснется неистребимый дух хищника.
И все же у дрессировщика на арене цирка есть настоящие друзья. Это верные доги. Они все представление недвижимо сидят на полочках и не спускают внимательных умных глаз с Рубана и кажутся совершенно ненужными здесь. Но пусть какой-нибудь хищник попробует только дотронуться до дрессировщика — он подаст знак. Тогда доги серыми молниями бросятся на нападающего и будут защищать человека. Когда заканчивается представление, умолкают аплодисменты и пустеет зал, клетку с арены не убирают. Как только последний зритель оставит помещение цирка, снова вспыхивают прожекторы, и у дрессировщике начинается та черновая, кропотливая работа, которая остается невидимой для зрителя. Молодой медведь во время представления не послушался команды и неправильно сделал трюк. Теперь нужно заставить его повторить это же самое пять, десять, двадцать раз подряд в присутствии всех зверей. Медведь упирается, ленится. Но Рубан требует от него работы, требует спокойно и в то же время неукоснительно. Еще раз, еще...
Укротитель увлекся. И вдруг:
— Спина! — звучит тревожный голос ассистентки.
Артист моментально оборачивается и встречается с хищным взглядом пантеры, уже вкрадчиво ступившей несколько шагов и приготовившейся к прыжку.
— На место!
И зверь поник, увял, снова покорно сел на тумбу. Через несколько минут репетиция прерывается. Теперь мы сидим с Иваном Федотовичем рядом, и он уже не кажется всесильным, всепобеждающим повелителем. Это просто очень симпатичный человек с обычными слабостями. Когда тихо начинает рассказывать о некоторых эпизодах из своей жизни, глаза его как-то странно блестят и голос становится задумчивым. В особенности это заметно, когда речь зашла о медведе Потапе, прожившем на свете двадцать восемь лет и двадцать пять лет из них проработавшем с дрессировщиком. Каждый вечер «Потап», одетый в сарафан, повязанный платочком, выводил Рубана под руку на арену. Так начинался спектакль. И какими только трюками не смешил зверь зрителей. Он стал даже «кинозвездой», исполняя разные роли в кинофильмах «Садко», «Полесская легенда», «Новый аттракцион».
Разговор, естественно, заходит о будущем. Этот аттракцион, с которым выступает сейчас Иван Федотович, подготовлен недавно. За него Рубан был удостоен звания лауреата Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства. Но артист не собирается успокоиться на достигнутом. У него новые творческие планы, и ради этого он каждый вечер репетирует после представления. Перерыв заканчивается. Время снова браться за работу. Уже далеко, далеко за полночь. Но, я очень устал, чтобы оставаться еще на репетиции. Видимо, сказывается напряжение, в котором жил несколько часов, и я начинаю прощаться.
Улицы уже пустые. Погашены фонари. Не ходят ни трамваи, ни троллейбусы. Город давно спит. И я иду домой пешком опустевшим бульваром. Но в мыслях снова возвращаюсь туда, в цирк, где на освещенной арене все еще продолжается поединок Ивана Рубана со зверями, чтобы завтра вновь дать людям полчаса радостного отдыха.
А. ДРОФАНЬ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий