Просто концерт
Когда идешь на концерт, невольно ждешь от него чего-то нового, необычного. И бывает обидно, если это не так. Если под эффектными заголовками «Концерты мастеров искусств» или, на современный манер, «Звезды эстрады» кроется заурядный сборный концерт, этакий эстрадный винегрет, сдобренный не новыми шутками расторопного конферансье.
Но вот мне вспоминается то, что показали на концерте-отчете мастера эстрады России в дни культуры и искусства РСФСР. Это был именно долгожданный концерт-праздник, который удался. Режиссер концерта К. Ярцев приложил, очевидно, немало усилий, чтобы не поддаться соблазну гигантомании, и из великого множества артистов и номеров, представляющих эстраду РСФСР, отобрал несколько, которые, с одной стороны, довольно точно отражали состояние и уровень искусства в республике, и, с другой — составили органичное целое, называемое концертом.
Заслуженная артистка РСФСР Н. ТАТЬЯНЧЕНКО и ЭЛЛА ГОНЧАРОВА
Отказавшись от внешне помпезного пути, создатели и организаторы концерта избрали другой, гораздо более сложный путь: они решили показать богатство и ширь Руси через распространенность и яркость артистических талантов. В концерте были представлены Москва и Саратов, Тамбов и Ленинград, Сочи и Грозный — вся Россия, вплоть до далекой Якутии. И артисты, приехавшие из разных концов республики, ничуть не уступали в мастерстве своим столичным коллегам: разница между московской и периферийной эстрадой, которая еще десяток лет назад была самоочевидным фактом, сегодня незаметна. Во всяком случае, самая большая удача в этом концерте, на мой взгляд, сопутствовала гостям столицы.
С них я и начну. Заслуженные артисты Якутской АССР Михаил Рожков и Георгий Миняев играют на традиционных русских инструментах: балалайке и семиструнной гитаре. Но как играют! Балалайка, которая в руках иного исполнителя превращается в монотонный, тренькающий инструмент, лишенный богатства звуковой палитры, в исполнении М. Рожкова расцветает неожиданным букетом красок. Старинный романс «Я встретил вас», мелодия которого обладает плавной напевностью, в интерпретации двух струнных инструментов приобретает свежее звучание. Тремоло балалайки, не уступающее выразительностью оттенков звуку человеческого голоса, ведет лейтмотив романса, переходя от нежнейшего пиано к форте. Подчас кажется, что артист достиг пределов пианиссимо, но нет — в следующей музыкальной фразе мы слышим еще более тихое, подобное легкому дуновению ветерка, звучание.
Испанское «Болеро» слышать в исполнении русской балалайки совсем непривычно. Тут она звучит страстно, бравурно, соперничая в сочности звука и яркости красок с гитарой. Прекрасная инструментовка и редкостное чувство ансамбля у артистов делает их два инструмента единым музыкальным целым, возможности которого кажутся поистине беспредельными. Я слушал выступление М. Рожкова и Г. Миняева и думал: как много в искусстве эстрады зависит от высокого профессионализма, от виртуозного мастерства артиста. Талант исполнителя способен заставить по-новому взглянуть на давно установившиеся понятия.
Махмуд Эсамбаев тоже виртуоз, тоже поразительный мастер своего дела. Впрочем, искусство его настолько признано и популярно, что оно не нуждается в специальных похвалах. Испанский танец, которым был тут представлен артист, подобно всему, что делает Эсамбаев, являл собой безукоризненное воплощение пластики и формы. Наша эстрада имеет давние и богатые традиции исполнения мужских испанских танцев. Я вспоминаю блестящего мастера испанских мужских танцев заслуженного артиста РСФСР С. Кореня, который работу в балете Большого театра сочетал с постоянными выступлениями на эстраде. Преподавая в училище ГАБТ, С. Корень создал целую школу испанского мужского танца, которую отличает виртуозное владение телом, четкий рисунок и выразительный, упругий ритм исполнения.
Я не побоюсь сказать, что Эсамбаев внес в краски испанского танца некоторые оттенки, присущие его родной Чечено-Ингушетии. По сравнению с академически-безупречным, графически-выразительным танцем С. Кореня и его учеников Эсамбаев выглядит более бурным, неукротимым, безудержным танцором. Его танец тореро в полном облачении героя корриды, с алым шелковым плащом исполняется в невиданном ранее темпе, в художественном ключе, в котором немалое место занимают романтиков, героические, а подчас и трагические нотки. Тореро — Эсамбаев подобен внезапному взрыву толпы, подбадривающей своего любимца-матадора, который начал смертельную схватку с быком; мгновенные ритмические и пластические переходы в его танце как бы воссоздают трагическую пульсацию боя.
Я позволил себе так подробно остановиться на оценке двух номеров концерта потому, что мы редко и с опаской восторгаемся талантом артиста (особенно на эстраде), предпочитая восторгу спокойные и безопасные похвалы. Думаю, что такая осторожность неверна в принципе: за пятьдесят лет наше эстрадное искусство воспитало немало артистов экстракласса, артистов подлинно мирового уровня, и об этом нельзя забывать. Постоянно подчеркивая это, мы не только воздадим должное талантам, но и покажем пути совершенствования мастерства тем, кто еще не достиг таких же высот, но имеет все возможности достичь их.
Интересно выступили в концерте с акробатическим этюдом Ирина Осинцова и Лев Абельдяев. Акробатов на нашей эстраде много, среди них немало хороших, однако в последние годы наблюдается некоторый спад в этом жанре. Однообразие приемов, неумение выйти за рамки амплуа, все более канонизирующегося, снижение как спортивного, так и артистического уровня исполнения — все это, несомненно, вредит нашему искусству. И. Осинцова и Л. Абельдяев принадлежат к числу людей, постоянно ведущих поиск новых средств и возможностей эстрадной акробатики.
Сочинский жонглер Даль Филиппенко тоже стремится уйти от штампов, сложившихся в его жанре. Он смело вводит в искусство жонглирования игровые моменты, становясь то скоморохом, то коробейником. В этой попытке расширить традиционные рамки жанра, как мне кажется, не всегда хватало строгого вкуса; подчас эта расцветка номера казалась стремлением компенсировать некоторый недостаток профессионального мастерства. Впрочем, Д. Филиппенко имеет в своем арсенале несколько остроумных трюков, исполняемых на эстраде только им, что всегда гарантирует ему успех у публики.
Пение сегодня стало несомненно самым популярным жанром на эстраде. Этим, очевидно, объясняется, что в концерте было несколько певцов и певиц. Все они весьма несхожи по своим манерам, пристрастиям: единственное, что, пожалуй, объединяет их всех, — это хорошие вокальные данные. В концерте не было так называемых «шептунов»; каждый из исполнителей мог бы отодвинуть микрофон, и все зрители Театра эстрады услышали бы их. Это определенное достоинство вокалистов в ряде случаев оборачивалось и некоторым их недостатком. Впрочем, об этом ниже.
Эдуард Хиль, спевший «Высоту», «Колыбельную с четырьмя дождями», «Песню американского парня», был как всегда, хорош в привычном ему репертуаре, одинаково ровен и в вокальной, и в артистической сторонах исполнения. Пожалуй, даже слишком ровен. Иногда мне кажется, что хорошая школа и профессионализм, присущие Хилю, подводят его, вынуждают остановиться в поисках. Певец должен все время искать новое потому, что он — художник. Хиль поет вещи, которые публика, любящая эстрадное пение, знает уже несколько лет. Правда, он поет их не хуже, чем раньше. Но для певца такого уровня, как Хиль, единственным критерием исполнения должно быть «лучше», а не «хуже».
Нина Татьянченко достаточно известна как исполнительница современных и старинных русских песен. Глубокий, сильный голос, хорошая, традиционная манера исполнения, умение выявить музыкальную и национальную стихию песни относятся к ее сильным сторонам. В песнях «Родина» и «Белый снег» артистке, пожалуй, несколько не хватало живости и разнообразия. Спокойствие и сила кое-где переходили у нее в монотонность и некоторую вялость.
Была в концерте и певица — дебютантка столичной сцены — Элла Гончарова. Конечно, по дебюту нельзя выносить окончательные суждения, но есть качество артиста, которое обнаруживается уже по первому куплету песни, спетой им. Я имею в виду то качество, без которого, собственно говоря, нет смысла становиться артистом, — это способность что-то сказать своим искусством людям. Гончарова спела три песни советских композиторов и в каждой из них показала себя грамотным исполнителем — и только. А этого, честно говоря, даже для дебютантки мало. Уделяя основное внимание вокальной стороне, преуспевая в ней, Э. Гончарова явно отступает там, где дело касается лиризма, силы выражаемых чувств.
Есть еще два молодых певца — Галина Семененко и Борис Лобанов, выступавших в программе, представленной тамбовчанами. Оба они (особенно первая) обладают хорошими вокальными данными, достаточно артистичны. Выступление их понравилось публике. Но, удивительное дело, впечатление от него быстро рассеялось: ушло обаяние артистичности и осталось ощущение вторичности, которое всегда сопутствует тем певцам, которые повторяют уже найденное на эстраде, вместо того чтобы искать свое.
Ну и наконец о конферансье — Олеге Милявском, последнем по порядку, но, как говорится, не по значению. В таком концерте немалая доля успеха всех номеров зависела от того, как они будут поданы, что будет цементировать их. Выбор Милявского для ведения такого именно концерта мне кажется весьма удачным. Этот конферансье, менее чем многие его коллеги, отличается качествами официального ведущего. Он прост, человечен, даже подчас обращается к зрителям несколько лукаво — все эти качества оживляют концерт. Тексты, остроты О. Милявского — собственного сочинения. Они, на мой взгляд, во многом уступают манере, в которой выступает артист. Я сделал такой эксперимент: записал темы, поднятые Милявским, и то, как он их освещает, а затем, придя домой, обратился к своим записям. При строгом, домашнем анализе остроты конферансье нередко грешили прямолинейностью и недостаточно хорошим вкусом...
Итак, концерт, который удался на славу. Что же он такое, в чем причина его успеха? Думаю над этим и никак не могу найти односложного ответа. Очевидно, тут, как и положено быть в концерте, то есть искусстве коллективном, основой успеха было несколько обстоятельств. И умный замысел концерта, и его режиссура, и художественное оформление. И разнообразие качественных, хороших номеров. И цементирующая их фигура конферансье. И благодарная наша публика, которая всегда ждет от артистов настоящих взлетов и, увидев таковые, приветствует их бурно, повышая настроение выступающего, придавая ему новые силы.
АН. ВАРТАНОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий