|
Энтин Ю. С.
Энтин Юрий Сергеевич (21.08.1935, Москва), поэт. Стихи писал с детства в школьные стенгазеты. Окончил истфак педагогического института. Преподавал в школе, однако природный поэтический дар победил в Э. педагога. Отсутствие профессионального литературного образования^восполнял, учась у композиторов, с которыми писал песни, Ибо главным направлением в поэтическом творчестве Э. стали песни. Случай свел его с композитором Г. Гладковым. Результат - мультфильм "Бременские музыканты" (1967), песни из которого зажили самостоятельной жизнью, их исполняли и исполняют с эстрады. Поэт сумел отразить в стихах разнообразную стилистику композитора - от старинного менуэта до современных рок-н-ролльных мотивов. Затем была работа с Е. Крылатовым над к/ф, песни из которых также обрели самостоятельную жизнь на эстраде: "Лесной олень", принес первую награду, став "Песней-74" (к/ф "Ох, уж эта Настя!"), "Песня о шпаге" стала хитом в исполнении А. Миронова (к/ф "Достояние республики", 1970), "Крылатые качели" (к/ф "Приключения Электроника"), "Прекрасное далеко" и др. В это же время (1967-1972) Э. сотрудничает с В. Чистяковым, и пишет пародийные тексты к номеру артиста "Концерт по заявкам". Поэт, хорошо владея стилистикой тех, кого пародирует, умеет ухватить суть предмета, и пародия становится смешной и узнаваемой. Э. сотрудничает со многими композиторами: В. Шаинским ("Чунга-чан-га", "Антошка", 1969), М. Минковым (к/ф "Двух дорог пересеченье", "С первого взгляда" из к/ф "Все наоборот", 1986), А. Рыбниковым ("Себя забудь" из к/ф "Без трех минут ровно", песни из к/ф "Приключения Буратино", 1975) и др. У поэта много детских песен и при кажущейся легкости этого жанра- он наиболее сложен, так как, перефразируя известную сентенцию - "для детей надо писат^.так же, как для взрослых, только еще лучше". В содружестве с композиторами Э. обретал это качество - с Гладковым- юмор, с Крылатовым- лирику, с Рыбниковым - углубленную философию, с Шаинским - веселье, простодушие, легкость восприятия. Э. много работает в кинематографе: помимо названных к/ф это еще и мультфильм "Голубой щенок", ставший и представлением в цирке (на Ленинских горах в постановке О. Попова, на Цветном бульваре- В. Крымко, 1978); в театре - "Полоумный Журден" Мольера (Театр кукол) в постановке С. Образцова (1984, муз. С.Никитина), мюзикл "Шиворот-навыворот" (Театр им. Моссовета, муз Г. Гладкова, 1995), мюзикл "Багдадский вор" в театре "Сатирикон" (муз, Д. Тухманова, 1997), "Энтин-шоу" в ТЮЗе СПб. (муз. Тухманова, постановка М. Розовского, 2001) и др. С "Багдадского вора" началось творческое содружество Э. с Тухмановым, продолжающееся и поныне. Они написали цикл песен "Золотая горка" для самых маленьких детей. Создали и записали для хора под управлением Попова цикл песен из 12 самых популярных мелодий мира в обработке Тухманова (Чайковский, Моцарт, Шуберт). Готовы еще 12 подобных циклов. Для осуществления столь огромной программы Э. решил стать продюсером своего проекта, предназначенного детям.
Соч.: Первоклашка-первоклассник // "Советский экран". 1986. № 11.
Лит: Луковников А. Крылатые песни // "СЭЦ". 1989. N° 9. С. 22-23; Соколова Я. "Единственное, чего мне недостает, - это деньги?" // "Вечерний клуб". 1998. № 6.
О. А. Кузнецова
|
|