Пять томов от «А» до «Я»
Вышел в свет последний, пятый том «Театральной энциклопедии». Закончен капитальный труд, результат огромной работы большого коллектива авторов и редакторов.
Трудно переоценить вклад такого издания в отечественную и мировую культуру, прежде всего в культуру театральную. Но особенное значение имеет это издание для искусства эстрады и цирка. В прошлом веке русская аристократия, признававшая полноценным искусством лишь итальянскую оперу да французскую драму и с презрением относившаяся ко всему русскому, распространяла свое барски пренебрежительное отношение и на демократические искусства русской эстрады и русского цирка. И, как ни странно, такое отношение удержалось кое у кого и доныне, несмотря на то, что весь мир оценил художественные достижения советского цирка и советской эстрады.
Пренебрежение сказывалось и на тоне многих рецензий, и на сравнительно малом количестве книг, посвящаемых этим вопросам, и на многом другом. И то обстоятельство, что в «Театральную энциклопедию» включены статьи об эстраде и цирке, является еще одним ударом по этому ничем не оправданному снобизму. На страницах новой энциклопедии русские клоуны Лавровы мирно соседствуют с французским теоретиком драмы Лагарпом, а перуанская певица Има Сумак — с одним из основоположников российского театра Сумароковым. Начиная с весьма обстоятельной и дельной статьи «Цирковое искусство», цирку посвящено около трехсот статей и заметок. Даны объяснения важнейших специальных терминов, краткие сведения об истории зарубежного и многонационального отечественного цирка — не только профессионального, но и народного, самодеятельного. Мы встречаем здесь имена наиболее видных дореволюционных русских и советских артистов всех жанров циркового искусства и самых прославленных мастеров зарубежного цирка. Такие термины, как «акробатика», «водяная пантомима», «воздушный полет», «гимнастика», «дрессировка», «жонглирование», «канатоходец», «клоун» и другие, не только обстоятельно объяснены, но и иллюстрированы несколькими снимками и схемами. Исторические, биографические, технические — всевозможные сведения приведены в изобилии.
Разумеется, первое начинание такого большого масштаба не могло обойтись без досадных мелких промахов. Например, в статье «Боско» этот выдающийся итальянский манипулятор прошлого века, никогда не выступавший на манеже, причислен к цирковым артистам. А в статьях «Иллюзионизм» и «Фокусники», кроме искажений имен (французский иллюзионист Жан-Этьен Робер-Уден назван в одном случае И. Гуленом, а в другом даже Буденом, немецкий артист Каланаг — Каленагом), в определении иллюзионного искусства упущены такие его жанры, как факиризм, трансформация, освобождение из цепей и пут, проникновение сквозь материю. Не упомянут и ряд артистов, определивших пути развития этого искусства: Ж. Пинетти, К. и А. Германн, Ж. Буатье де Кольта, Ж. Мельес, Г. Гольдин, Бен-Али-Бей, Г. Гудини. Советские артисты Клео Доротти, К. Капланс, К. Зайцев и другие также заслуживали бы упоминания.
Трудно понять, почему в статьях об австрийском, английском и итальянском театре есть разделы, посвященные цирку этих стран, а в статьях о театре США, Франции и Японии таких разделов нет. Непонятно также, почему в статье «Одесса» не упомянут Одесский цирк, один из старых стационаров. Конечно, все это не умаляет значения раздела циркового искусства в целом, любовно, тщательно и со знанием дела представленного в основном стараниями Ю. А. Дмитриева, А. Я. Шнеера, А. Н. Ширая, М. О. Зильбербрандта, М. Зонгер и других.
Не менее обилен и материал об искусстве эстрады. Чего только тут нет! Эстрадные театры различных стран и эпох, особые направления индийской и японской эстрадной хореографии, народные певцы Эфиопии и узбекские острословы, советские эстрадные ансамбли и коллективы, и артисты, и композиторы, и художники, и литераторы... Ценно то, что вся эта бездна разнородного фактического материала, впервые собранного с такой полнотой в справочном издании, пронизана единым подходом, единым марксистско-ленинским пониманием.
И все же, несмотря на обилие статей об эстраде, их совокупность не дает такого же ясного и полного представления, ,как статьи о цирке, вместе взятые. И не только потому, что материал эстрады более разнопланен. Приняв правильное решение — включить в энциклопедию материалы, относящиеся к искусству эстрады, редакция не сумела провести это свое решение с достаточной последовательностью. В самом деле, статьи, посвященные крупнейшим русским актерам, которым наша эстрада обязана формированием её речевых жанров, ничего или почти ничего не говорят об их выступлениях на эстраде.
В то время как, скажем, о творчестве на эстраде И. Ф. Горбунова сказано довольно подробно, и в биографии П. Т. Левассора эта сторона изображена убедительно, а об эстрадных выступлениях М. Н. Ермоловой и Н. Ф. Монахова сообщается хоть вкратце, — в то же самое время о П. М. Садовском на эстраде говорится только, что он «был превосходным рассказчиком», а деятельность на эстраде М. С. Щепкина сведена к тому, что он «исполнял куплеты в концертах» и его устные рассказы использованы рядом писателей. А об эстрадном творчестве Н. О. Дюра, В. И. Живокини, С. В. Шуйского, П. А. Стрепетовой, В. Н. Давыдова — вообще ни слова!
Между тем именно эти актеры во многом определили своеобразие русской эстрады, ее гражданственность. Исполняя произведения передовых писателей своего времени, они вырабатывали художественные приемы, элементы исполнительского стиля, ставшие традиционными и дожившие до наших дней. То же относится и к некоторым писателям прошлого. Если, например, об О. Дымове говорится, что он был и автором произведений для эстрады, то в статьях о поэтах «Искры» Д. Минаеве, В. Курочкине и П. Вейнберге даже не упомянуто об этом, а А. Иванов-Классик не назван и в статье «Куплет».
Русская эстрада начала нашего века представлена отличными статьями о театрах «Летучая мышь» и «Кривое зеркало», о конферансье Н. Балиеве и А. Алексееве. И жаль, что наряду с материалами о таких эстрадных вокалистах, как А. Вяльцева, А. Вертинский, В. Панина, Н. Плевицкая и Н. Тамара, нет даже упоминания об Изе Кремер, своеобразной, талантливой певице, создательнице особого художественного направления в своем жанре. Хорошие статьи посвящены Б. С. Борисову, Н. Н. Ходотову и Е. Вильбушевичу, В. В. Андрееву и другим видным деятелям эстрады тех лет. В статье «Куплет» упомянуты многие куплетисты. И досадно, что наряду с ними не нашлось места для композитора Ю. Ю. Губарева, сочинявшего музыку чуть ли не для всех выступлений на эстраде начиная с 1906 года.
Само собой разумеется, что львиная доля «жилплощади», предназначенной искусству эстрады, предоставлена советским артистам. Им посвящено много статей, дающих представление о творчестве мастеров всех жанров, о солистах и многочисленных коллективах. Немало материалов об артистах всех народов Советского Союза: здесь К. Байсеитова, Р. Бейбутов, А. Гузик, X. Насырова, Н. Рамишвили, Сиди Таль, Тамара Ханум, Махмуд Эсамбаев и многие другие. Но вот среди данных о конферансье рядом с М. Гаркави, А. Меядедевичем, Л. Мировым и М. Новицким. Ю. Тимошенко и Е. Березиным и другими нет ничего о таком ярком артисте, как Аф. Белов, — он лишь упомянут в статье «Конферансье».
Ряд заметок посвящен советским писателям, немало сделавшим для развития советской эстрады, но как раз об этой стороне их творчества не сказано ничего в статьях об А. Арго, В. Дыховичном, В. Коростылеве, И. Пруте. Очень глухо упоминается об этом в статье, посвященной Н. Эрдману, а между тем его работа для эстрады совместно с Н. Вольпиным оставила глубокий след в советском эстрадном искусстве. Такие же писатели, как Н. Агнивцев и А. Флит, вообще выпали из поля зрения составителей.
Удивляет отсутствие статей о Московском театре эстрады и о единственном в мире парижском музее эстрады во дворце Шайо, который был создан на однодневный гонорар французских артистов, выступивших одновременно во всех столицах мира. Нет статей о французской, кубинской и североамериканской эстраде, а такому корифею эстрадного искусства, как Морис Шевалье, уделено всего пять строк — ровно столько же, сколько объяснению термина «униформист».
Не найти в энциклопедии и развернутой библиографии эстрады и цирка, а она в подобном издании нужна. В то время как теория театра и драмы представлена достаточно широко, теория эстрадного и циркового искусств начисто отсутствует. Быть может, обо всех этих частных недочетах не стоило бы и упоминать, тем более, что при оценке такого рода работ следует иметь в виду бессмертное изречение Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятного». Но то же издательство готовит к выпуску специальные энциклопедические словари — цирковой и эстрадный. И думается, что в этом случае критические замечания, даже мелкие, могли бы принести пользу делу.
Вполне вероятно, что, опираясь на уже имеющийся теперь опыт, авторы-составители этих словарей смогут еще полнее и разностороннее осветить искусство эстрады и цирка. Но труд первооткрывателей всегда особо почетен. И мы от души воздаем должное создателям первой в нашей стране «Театральной энциклопедии».
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.
оставить комментарий