Разговор будет продолжен
В четвертом номере нашего журнала была опубликована статья Ю. Дмитриева «Что такое новое!» Недавно она обсуждалась на расширенном заседании режиссерской коллегии Союзгосцирка.
Статья вызвала полезный и интересный разговор о том, каковы пути поисков и создания подлинно нового, оригинального в цирковом искусстве и что мешает этому. Многие выступавшие отмечали, что советский цирк за последние годы добился значительных успехов, о чем свидетельствует возросшая популярность его у нас в стране и за рубежом. Однако у него есть еще много нерешенных проблем. Например, еще мало сделано, чтобы каждый национальный коллектив имел свое творческое лицо. Иной раз своеобразие этих коллективов сводится лишь к национальным костюмам и специальному тексту в прологе. Не используются богатые источники, такие, как народные игры и празднества. Главный редактор художественного отдела А. Рождественский привел описание сложных, своеобразных трюков из исследования старинных народных зрелищ в Грузни и отметил, что ни один режиссер, работавший с грузинским коллективом, не воспользовался этим интересным материалом, который дал бы возможность сделать национальную программу разнообразнее и ярче.
Не раз выступавшие вспоминали о спорте, у мастеров которого имеются большие достижения. Например, гимнастки, сходя с разновысоких брусьев, легко проделывают двойное сальто. Цирку есть что позаимствовать во всех видах спорта. Но делается в этом направлении пока мало. Мировой рекордсмен Ю. Власов предложил в своем выступлении в печати организовать силовой театр. Как работники цирка откликнулись на это! До сегодняшнего дня — никак. А ведь можно было бы показать на арене спектакль с демонстрацией различных силовых номеров. Некоторым артистам кажется, что достаточно иметь новый вид реквизита, чтобы объявить — подготовлен новый номер. Но главное другое — создание яркого выразительного образа. Об этом говорил заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин: «Я репетирую номер на буме. Но то, что проволока заменена бумом, еще не определяет, будет ли номер истинно новым. В основе его должен быть новый образ, созданный артистом — в этом и заключается новое в цирке».
Выступавшие отметили перспективность больших сюжетных представлений на манеже. Но многие напоминали, что и здесь должен присутствовать творческий поиск. Пантомимы давно ставятся на арене. Все дело в том, насколько органически в них связаны новое содержание и новая форма. На заседании дружный отпор получили высказывания, еще бытующие среди некоторой части артистов, что наряду с отличными номерами неизбежно будут существовать и средние, повторяющие достижения лучших. Нет, искусство цирка не терпит серости. Каждый номер, каждый исполнитель должен быть интересен, своеобразен.
В ходе обсуждения теоретические проблемы переплетались с вопросами организационными, производственными, которые тесно связаны с решением творческих задач. Были высказаны соображения об улучшении работы режиссеров. В частности, М. Местечкин подчеркнул, что нельзя считать сотрудничество режиссера с артистами законченным после того, как номер принят комиссией. В дальнейшем номер не остается без изменений: свое диктует зритель, принимая одно и отвергая другое, сам артист приходит к новым решениям, и, конечно, в этой работе должен участвовать режиссер. А разве не отражается на осуществлении режиссерских замыслов несвоевременное изготовление аппаратуры, плохое техническое оборудование наших цирковых зданий! С тревогой говорилась о том, что даже новые цирки в Туле, Киеве, Минске плохо приспособлены для водных феерий, демонстрации различных эффектов. В результате интересные спектакли, подготовленные в Москве, нередко нельзя показать в других городах.
Немало интересных творческих предложений высказали в ходе обсуждения режиссеры С. Кожевников, Б. Романов, Б. Колмановский, Е. Тимошенко, начальник художественного отдела С. Семочкин. Выступил и автор статьи Ю. Дмитриев. Он призвал работников цирка проявлять больше инициативы, творческой смелости. Разве не тревожит тот факт, что толчком подготовки специальной программы конного цирка явилась заявка из Франции на гастроли такого коллектива? Неужели такая идея не могла родиться у нас! А почему бы не попробовать создать цирк зверей с различными номерами дрессуры!
Дмитриев подчеркнул, что цель его статьи — указать некоторые пути поисков нового, призвать к высокой культуре в работе, а главное — покончить с творческой успокоенностью. Подводя итоги обсуждения, главный режиссер художественного отдела Союзгосцирка заслуженный деятель искусств Литовской ССР Н. Барзилович подчеркнул, что художественный отдел должен превратиться в лабораторию по созданию нового. Каждый его сотрудник призван не только поддерживать творческие начинания артистов, но и быть инициатором создания оригинальных и неповторимых произведений циркового искусства. Для этого, разумеется, работники отдела должны быть высококвалифицированными специалистами, которым по плечу решение сложных творческих вопросов. Было решено, что разговор о новом на арене необходимо продолжить среди артистов в цирках и цирковых коллективах.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий