“Рига” – во Фрунзе - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

“Рига” – во Фрунзе
 
Жонглер А. ВиркаусЖонглер А. Виркаус
 
На залитых солнцем, утопающих в зелени улицах Фрунзе появились красочные афиши  «Rigas circus».
Весенне-летний сезон открывал латвийский цирковой коллектив. Премьеры цирка «Рига» ждали  с  нетерпением.
Но вот ожидания позади. В воскресенье в светлом, заново отремонтированном цирке билетерши и униформисты в новых сине-голубых костюмах (позаботилась об этом наш директор Л. В. Иванова) встречали публику. Артистам оказали горячий прием. Успех несомненный. Попробуем же разобраться в его причинах.
Представление открывается парадом-прологом... Многие любители цирка опасались вместо красочного и веселого парада увидеть примелькавшийся стереотип. Но разочарование не «состоялось» — пролог рижан радует.
Оркестр играет латышскую польку, и из-за занавеса, легко пританцовывая, полуобнявшись выбегают на манеж шесть девушек в светло-зеленых национальных платьях. Под марш выходят на арену участники представления; в центре, окруженная ими, — гимнастка Алина Вилля в высокой бисерной короне-кокошнике, в латышском, белом с вышивкой наряде — символическое олицетворение   Латвии.
Под аккомпанемент струн кокле девушки пляшут польку, к «им присоединяется веселая троица клоунов. Они сразу привлекают симпатии: обаянием крохотного Антонио и длинного Полкманиса («Мы можем изобразить живую диаграмму», — говорят они о себе).
Пролог окончен. Участники парада покидают арену. Начинается первое выступление.
Это веселая, темповая игра акробатов-эксцентриков. Вернее, не акробатов, а акробаток Линде (И. Линде, 3. Мочиня, В. Циунелис). В номере есть мысль (тема его — шутливо играющие девушки), и он запоминается. Превосходно работает нижняя — Ирен Линде; очень обаятельна верхняя, «малышка» с сачком для ловли бабочек, — Ванда Циунелис.

Линде и ПолкманисЛинде и Полкманис

Хорош темп, столь важный для эксцентрической акробатики. Финал — колонна из трех с падением вперед и кульбитом — встречен был зрителями аплодисментами.
Затем с собачками на манеж выходит Алдона Беркис, крупная, по-северному спокойная женщина. Белоснежные шлицы и болонки, фокстерьер, пудель и боксер выполняют указания дрессировщицы без принуждения, свободно.
Акробатический этюд Милия Линде и Валентин Воронков исполняют красиво, чисто, «школьно». Но, несмотря на неплохие внешние данные — сильную фигуру Воронкова, изящество и гибкость Линде,— их выступлению, думается, не хватает художественно-образного начала. В чем оно могло бы проявляться в таком традиционном жанре? Ответить на такой вопрос коротко не просто. В данном случае молодым актерам прежде всего недостает внутреннего общения между собой. Конечно, общение это может быть не только шаблонным, этаким «дамско-кавалерским». Здесь нужно исходить из индивидуальности артистов, а вот артистизма нашим гостям можно пожелать гораздо   большего.
Выход эквилибриста на свободной проволоке Виталио «вырастает» из репризы клоунов (Антонио стреляет, показывая «меткость», гаснет свет, зовут монтера — это и есть эквилибрист). Артист обаятелен, прост и неплохо играет образ незадачливого монтера. Правда, ему нужно добиваться еще более совершенного, свободного владения телом на проволоке. Ведь чем естественнее, вольнее держится на ней артист, тем больше его успех в этом трудном жанре.
Леонард Стродс, молодой манипулятор, совершает, видимо, ошибку, избрав для своего выступления маску этакого заправского мага-волшебника. Ведь широко изданные книжки Э. Кио, А. Вадимова, А. Акопяна и других давно уже «изничтожили» ореол таинственности вокруг фокусников. Зритель сегодняшний ждет от манипулятора простоты, юмора в отношении к совершаемым им «чудесам». Кроме того, Л. Стродс плохо разговаривает — дикция его нечетка, небрежна.
В трио Юсминьш (музыкальные эксцентрики) выделяются способные комедийные актрисы Виолетта Козловская и Валентина Гайлевич — две озорные девчушки-баловницы со смешными бантиками в косичках, в красочных сарафанах колоколом и белых панталончиках (здесь есть ирония над   старомодностью).
А номер в целом, к сожалению, все-таки не удался. Прежде всего — в нем мало музыки. Мало собственно цирка (в прошлом году, например, у артистов Морозовских мы видели и музыкальный пинг-понг и сальто-мортале с кларнетом — это был цирк!). Для настоящего успеха Юсминьш необходимо доброкачественное либретто, верный ход режиссерской мысли. Тогда несомненный талант девушек сможет проявиться с  гораздо большим  художественным  эффектом.
Высокопрофессиональны роликобежцы К. Хелманис и Е. Голубова. Уровень же мастерства их коллег Т. Хелманис и И. Голубова пока еще много ниже (хотя это выступление принималось нашими зрителями в общем положительно). При всем уважении к многоопытному виртуозу Карлу: Карловичу Хелманису (он крутит сольную «вертушку» на столе с поразительной скоростью), нельзя не сказать, что номер роликобежцев должен быть молодым — по составу и духу. Ролики — это танец, музыка, а значит, и поэзия юности.
Тамара Штейн точно и уверенно работает с восьмеркой красивых лошадей (конное табло). Два удивительных трюка демонстрирует оригинальный жонглер Алфонс Виркаус: на баланс, стоящий на лбу, он водружает пять стеклянных подносов, большую вазу с цветами, несколько бокалов и стаканов с жидкостью. Другой рекордный трюк: жонглер одновременно вращает тридцать колец!
Несколько лет назад, сразу после окончания ГУЦИ, приезжали во Фрунзе молодые артисты Жадины, игравшие в манеже с лассо. Приятно отметить, что они значительно обновили свой номер. Выросло и их исполнительское мастерство, хотя в сфере актерской выразительности им предстоит еще многого добиваться.
Артисты Наумовы, двое мужчин и две женщины, исполняют эквилибр на вращающейся лестнице сложной конструкции, сверкающей полированным металлом. Их трудная работа требует высокой дисциплины, четкости, вызывает уважение. Но, во-первых, артисты слишком озабочены технической стороной трюков. А во-вторых, не зря считается, что, чем больше в манеже «железа», аппаратуры, тем меньше в нем искусства, циркового творчества.
В этом снова и снова убеждают артисты, демонстрирующие не инженерию, а поэзию свободно управляющего своим телом, сильного, прекрасного   человека,  что  в  цирке   важнее   всего.

Сестры Козловские с чарующей легкостью, изяществом, обаянием юности (они выступают в цирке с семилетнего возраста) исполняют на невысоком подсвеченном постаменте пластический этюд. Очень верен замедленный (подчеркивающий  трудность  трюков)  темпо-ритм  номера.
Объявляют: «Воздушные гимнастки». И в артистках, поднимающихся по веревочным лестницам под купол, мы узнаем Алину Вилля и Алдону Беркис. Они не показывают чего-то необыкновенного, но так смело и гордо работает Вилля, так сильно, по-мужски уверенно держит ее Беркис, что знакомые трюки (приобретают как бы новую окраску. И все потому, что артистки не демонстрируют сложности труда своего, а несут ясную образную задачу. Этот номер, завершающий программу цирка «Рига», имеет, может быть, наибольший успех.
Как приятно сказать о клоунаде, что она украшает программу! Столь редко представляется такая возможность... А здесь она налицо. Ни единой пошлости, безвкусицы мы не услышали за весь вечер. Заслуженный артист Латвийской ССР Антонио (А. И. Маркунас) — клоун мягкого дарования. Маленький, рыжий и курносый человечек в черном не по росту костюме и крошечной шляпке  успевает  за  вечер  подружиться  со  зрителями. Маркунас — опытный мастер, владеющий словом. И как славно, что в его поведении на арене нет ни тени кривляния! Очень смешон (хотя кое-где и .прибегает к нажиму) и молодой его партнер — «верзила» Андрис Полкманис, выразительный в жесте, пантомиме. Несколько более обычен третий клоун — О. Линде.
Репризы их незамысловаты, но естественны и потому смешны (таковы «Из Флориды на Кубу», «Будильник», «Говори правду», «Насософан»). Даже то, что было уже в репертуаре у других клоунов, у латышских гостей выглядит приятнее благодаря обаянию простоты и какой-то сдержанности.
Выводы... А нужны ли они? Кажется, все сказано. Одно несомненно: это хорошая, подлинно профессиональная, разнообразная программа. В ней нет открытий, нет «сногсшибательных» трюков, аттракционов. Но зато ее отличает высокая культура, эстетичность исполнения, добрый вкус и особый, камерный лиризм (художественный руководитель  коллектива Р.  А.  Грилье).
Киргизстан — Латвия... Знакомство состоялось. Выступление латышских гостей в столице Советского Киргизстана прошло с успехом.
А. САШИН
г.   Фрунзе

Журнал ”Советский цирк” июль 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования