Рядом с капитанским мостиком - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Рядом с капитанским мостиком

Три года назад  пароход «Анюта», взяв на борт дружный, жизнерадостный коллектив цирковых арти­стов, отправился в  большое    пла­вание. 

В  десятки  «гаваней»  бросало «Анюту»,   были   на   ее   пути   бури   и штили,  досадные  неудачи  и  радости открытий.   И    не   удивительно:    пла­вание  стало,  по-существу,    поиском, смелой попыткой коллектива создать сюжетную  цирковую  пантомиму. Плывет «Анюта». А рядом с капи­танским мостиком, у штурвального колеса верный спутник артистов — стенная газета. Название у нее бро­ское, как нельзя более подходящее к обстоятельствам, — «Полный впе­ред!». И можно смело сказать — га­зета его оправдывает. Большая забо­та о творческом росте артистов, о том, чтобы от представления к пред­ставлению спектакль молодел, ста­новился лучше, — вот что определяет ее лицо. Заявка на серьезный, без скидок разговор о своей работе, об успехах и прежде всего о просче­тах, которые подстерегают экспе­риментаторов на каждом шагу, была сделана уже с первых шагов газеты. Именно тогда появилась там примечательная рубрика — «Говорит зри­тель». С большим интересом артисты встретили отзыв судьи всесоюзной категории А. Тавельского о спектак­ле. Отметив, что цирковые номера пантомимы поставлены отлично, ав­тор статьи говорит в то же время о недостатках театральной части спектакля, в частности, о невыразитель­ности положительных образов. И в том же номере помещен ответ худо­жественного руководителя коллекти­ва на заданный ему редакцией во­прос, что делается для дальнейшего улучшения нашей пантомимы. Очень важное качество стенгазе­ты — стремление, чтобы ни одна критическая заметка не оставалась без ответа. Или, говоря языком журналистов, — борьба за действенность материалов. Вот еще пример. В одном из первых номеров «Полный вперед!» поместили небольшую статью «О балете». В то время балет был ахиллесовой пятой спектакля. Сказывалась слабая профессиональ­ная подготовка участников, пришед­ших в основном из самодеятель­ности. В добавок к этому и дисцип­лина в группе хромала. Автор делал вывод — нужны какие-то радикаль­ные   меры.

И меры были приняты. В номере пятом газета сообщила, что руково­дителями группы назначены опытные балетмейстеры Роза Георгиевна и Иван Кириллович Ковтуновы. Про­шло немного времени, и танец стал украшением   пантомимы. «Полный вперед!» — не беспри­страстный фотограф, иллюстрирую­щий жизнь коллектива. На какую бы тему и в каком бы жанре ни писала газета, она всегда стремится выявить свое, партийное отношение к факту. Сообщив,  например,  об  успехе  молодой дебютантки К. Дворядкиной, заменившей выбывшую ло болезни Г. Каляду, «Полный вперед!» делает вывод: надо больше доверять моло­дым,   смелее   вводить   замены. Разнообразны по содержанию материалы газеты. Здесь и рассказы артистов , о себе, и фоторепортажи о досуге анютинцев, и очерки о го­родах,   где   гастролирует   коллектив. Ну, конечно, какая же стенгазета может обойтись без отдела сатиры и юмора. О нем акютинцы не забы­ли, он в каждом без исключения номере. И называется тоже броско, по-матросски — «Полундра!». «По­лундра!» умеет быть добродушно-веселой и саркастически злой. Вы­вод: в ее объектив лучше не попа­даться. Тем более что сатира не взирает   на   лица.

И в «Анюте» много лет
Существует худсовет,
Но давно от худсовета
Ни  ответа,  ни  привета...

Правда, стихотворные подписи по своему исполнению порой оставляют желать лучшего. А вот рисунки от­личные, остроумные, метко разящие цель. Да и вся газета оформляется со вкусом: выразительно, по-плакат­ному ярко. Об этом особую заботу проявляет коверный А. Векшин, ис­полняющий в пантомиме роль сти­ляги Аполлона. Творческая жизнь коллектива на­ходит в газете достаточно подробное отражение, и в этом ее достоинство. Но непростительно мало места «Пол­ный вперед!» отводит вопросам вос­питания, учебы, мало дает материа­лов на морально-этические, бытовые темы. Об этом, как правило, упоми­нается походя, без попытки сколько-нибудь серьезного анализа. Была, правда,    у    редколлегии    заявка    на  большой разговор об отношении к комсомольским поручениям, о чув­стве ответственности, но все свелось к двум-трем выступлениям активи­стов. Разговор не состоялся, хотя он принес бы большую пользу коллек­тиву,  где молодежь  преобладает. Мы так подробно поговорили о номерах «Полный вперед!» потому, что это одна из лучших цирковых газет. День печати 5 мая — праздник и ее создателей. Достойно встретили этот день энтузиасты стенной печати таких коллективов, как молодежный, цыганский, «Бахчисарайский фонтан», где газеты — надежная опора пар­тийных, профсоюзных и комсомоль­ских организаций. Положительное качество «Моло­дежной» (стенгазета молодежного коллектива) — в ее оперативности и злободневности.

Большой честью для юных арти­стов было посещение их москов­ского спектакля национальным ге­роем Греции Манолисом Глезосом. Не случайно всеобщее внимание привлек выпущенный «по горячим следам» номер стенной газеты — ведь рядом со снимком, сделанным во время представления (смеющиеся Манолис, его жена и сын), артисты прочли обращенные к ним слова привета национального героя Греции. Редколлегия стремится, чтобы каждый материал, помещаемый на столбцах газеты, был поучительным, интересным, ставил волнующие мно­гих вопросы. Так, в одном из номе­ров рассказывается о творческих встречах мастеров манежа М. Рудиной, С. Черных, Л, Костюка и других со зрителями — рабочими Ростсель-маша и машиностроительного заво­да в Кирове, севастопольскими мо­ряками. Но «Молодежная» не про­сто рассказывает, она делает вывод, что такие встречи надо устраивать чаще, поскольку они помогают глуб­же оценивать свою работу, а значит, яснее видеть задачи, поставленные июньским Пленумом ЦК партии. В то же время, подчеркивает газета, с творческими отчетами не должны выступать одни и те же артисты, как это практиковалось до сих пор... И, наконец, несколько слов о га­зетах стационарных цирков. Они, как правило, пишут не только о своих хозяйственных делах, но стре­мятся  показывать  творческую  жизнь артистов. Этим, к примеру, отли­чается стенная газета архангельско­го цирка — «Свет арены», выпустив­шая содержательный номер, цели­ком посвященный коллективу, воз­главляемому Ю. В. Дуровым. С ин­тересом читается репортаж о празд­новании в Архангельске столетия родоначальников замечательной цир­ковой династии — Владимира и Анатолия Дуровых.

К сожалению, содержание да и оформление многих стенных газет цирков и коллективов оставляет же­лать лучшего. Всегда ли то, чем жи­вут артисты, находит отражение в стенгазете? Порой газеты выпуска­ются лишь к праздникам и носят парадно-торжественный облик. В них вы не найдете критических выступ­лений, постановки важных проблем. А ведь стенная печать должна быть голосом общественности, доходчиво писать о главном, что волнует людей, и прежде всего — об их отношении к труду, к учебе, к товарищам, под­нимать большие, волнующие всех вопросы, поправлять оступившихся, смело говорить о недостатках. Нель­зя забывать, какие серьезные зада­чи ставят перед печатью, в том числе и стенной, решения июньско­го Пленума ЦК КПСС. В связи с этим хочется высказать пожелание, чтобы профком работников цирка органи­зовал смотр стенной печати. Широ­кий обмен опытом помог бы активи­стам — членам редколлегий — выпускать еще более интересные, умные, по-партийному боевые газеты.
 

В.  РЯБИНИН

Журнал Советский цирк. Май 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования