Рыжего клоуна - на арену цирка!
В цирк идут, чтобы увидеть необычное. Для нас, зрителей, необычно выступление гимнастов под куполом цирка, ловкое жонглирование многими предметами, подчинение воле дрессировщика свирепых тигров и, конечно, смешной клоун в необыкновенно ярком костюме, у которого фонтаном брызжут слезы, встают дыбом рыжие волосы.
Один вид буффонадного клоуна вызывает смех. Такого клоуна я увидел минувшей зимой в Ленинградском цирке и обрадовался. Но радость была преждевременной: это оказался лишь кратковременный маскарад. По ходу репризы клоун снял парик, мешковатый костюм и перед нами предстал самый обыкновенный человек, в самом обыкновенном костюме. В таком облике артист Эдуард Середа и вел программу.
На мой взгляд, очень сложно весь вечер выходить в облике заурядного человека на манеж и веселить зрителей. Не в обиду будь сказано Э. Середе, он был более смешон в пародийной роли рыжего клоуна. «Обыкновенный человек» на манеже представляет часто довольно унылое зрелище. Мне могут возразить: вы-де за клоунов-буфф, за их утрированный костюм, а вспомните Олега Попова, Юрия Никулина! Да, эти талантливые артисты нашли выразительные образы. Но из этого вовсе не следует, что с манежа надо изгнать ярких буффонадных клоунов.
Пусть идут поиски облика нового клоуна, отражающего образ молодого человека наших дней. Но пусть одновременно развивается и буффонадная клоунада, которая, как мне кажется, очень соответствует специфике циркового искусства. Как и многие другие зрители, я говорю: рыжего клоуна просим на арену!
Г. КОБРАНОВ, контролер ОТК литейно-арматурного завода
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий