В Калинине
На Калининском полиграфкомбинате артисты цирка постоянные гости. Их шефские выступления перед рабочими комбината — прямо в цехах, во время обеденного перерыва — уже стали традицией. Правда, традиция эта еще очень молода: комбинат существует всего пять лет. Ну да время дружбе — не помеха!
Сегодня суббота. На комбинат приехала большая группа артистов украинского цирка во главе с художественным руководителем коллектива П. Н. Маяцким. До конца смены еще два часа — можно совершить экскурсию в цехи, ознакомиться с производством.
Артистов сопровождает и дает пояснения главный инженер полиграфкомбината Галина Александровна Жесткова.
С этажа на этаж, из одного крыла гигантского здания в другое... Этап за этапом артисты, выступающие сейчас в роли зрителей, знакомятся со сложной технологией полиграфического процесса. Не все понятно, но все интересно — ведь здесь печатается и каш журнал «Советский цирк». А главное, что вызывает острый интерес,— это сами полиграфисты.
Вот они — парни и девушки в комбинезонах, замечательная, как видно, молодежь, наш советский рабочий класс!
— Подавляющее большинство рабочих на нашем комбинате, — рассказывает Г. А. Жесткова, — молодежь в возрасте от 20 до 23 лет. Ведь комбинат построен недавно, во многом руками тех, кто сейчас работает в его цехах.
На Калининском комбинате учатся все, начиная от руководителей и кончая рядовыми рабочими.
— Мы все этим страшно гордимся, — улыбается главный инженер. — Большая часть наших рабочих имеет законченное среднее образование, другие еще учатся. У нас своя вечерняя школа, свой полиграфический техникум. При комбинате открыт филиал Всесоюзного полиграфического института.
У нашей молодежи прекрасное будущее. Ведь наши начальники цехов, мастера, лучшие рабочие — это все местные кадры, так сказать, нашего, «калининского» образца, получившие путевку в жизнь на полиграфкомбинате...
«Кадры калининского образца» провожают экскурсию улыбками. У них деловитый вид и озорные глаза.
«Цирк! Знакомо, бывали... Журнал ваш печатаем: репетиции, напряженный труд, поиски нового. Да и у нас ведь не гулянье. Сами видите... И труд, и мастерство — рабочий тоже артист — в своем деле, конечно...»
Кто-кто, а артисты цирка это понимают без слов. А когда знаешь цену труду, дружба и взаимное уважение возникают легко и на хорошей, прочной основе.
Калининский полиграфкомбинат глубокой печати — современное предприятие, оснащенное первоклассным оборудованием, на котором можно выполнять высококачественные полиграфические операции.
В чем преимущества метода глубокой печати!
Возьмите любую газету, найдите в ней фотографию. При внимательном взгляде нетрудно заметить на ней сетку полиграфическогорастра: черные точки на светлых участках изображения и светлые точки на темных местах. Эта сетка портит изображение: ухудшает четкость, контрастность, мелкие детали вовсе пропадают. Оттиск кажется грязно-серым, пожухнувшим. Чем крупнее сетка, тем хуже качество полиграфического воспроизведения.
Совсем иное дело глубокая печать, широко внедряющаяся сейчас в наше полиграфическое производство. На оттиске, сделанном по способу глубокой печати, сетка растра практически отсутствует. Глубокая печать дает изображение, наиболее близкое к оригиналу. Оттиски отличаются глубиной тона, богатством светотеневых переходов, передают мельчайшие нюансы изображения.
Почти всю свою разнообразную продукцию — цветные и монохромные плакаты, школьные учебники и книги, открытки и альбомы Изогиза, иллюстрированные журналы — Калининский полиграфкомбинат печатает по способу глубокой печати. Здесь выпускаются «Знание — сила», «Женщины мира», «Спортивные игры», «Спортивная жизнь России», «Советский экран», «Советский цирк», «Театральная жизнь», популярность которых у нашего читателя хорошо известна.
На предприятии занято немногим более тысячи рабочих разных профессий, а ежемесячный тираж одних только журналов, издающихся на комбинате,— миллион экземпляров!
Ежедневно на комбинате производится около двух миллионов печатных оттисков, или, как здесь говорят, краскопрогонов! В год — свыше семисот миллионов краскопрогонов!
Вот какие дела творят молодые калининские полиграфисты!
* * *
Прежде чем очередной номер журнала «Советский цирк» попадет к читателям, он проходит сложный и долгий путь по цехам комбината. Весь полиграфический цикл занимает 45 дней.
Этап первый — наборный цех. Галина Александровна Жесткова рассказывает о наборной машине — линотипе.
В монтажном цехе начинает вырисовываться «лицо» будущего номера. Текст на целлофане, фотографии, рисунки, заставки, переснятые на фотопленку,— все это здесь, в соответствии с макетом художника, монтируется на больших листах— по восемь страниц на листе.
Работа монтажниц требует большого опыта и умения!
После вычитки первых оттисков гранок набор верстается: располагается в том порядке, в каком идет текст на данной странице.
Наконец, многократно прочитанный, тщательно выверенный корректорами текст готов для печати. Тогда с него делают оттиски на целлофане и передают их в монтажный цех.
Тем временем в фотоцехе идет обработка иллюстраций: они переснимаются, печатаются в нужном формате и тщательно ретушируются.
Подготовка печатных форм. Все элементы печати переносятся фотохимическим способом на цилиндр печатного вала.
Когда формы готовы, начинается печать тиража. Машины высокой производительности печатают сотни тысяч листов за смену.
А эта машина с большой скоростью фальцует готовые печатные листы.
Обложка, подготовленная в цехе многокрасочной офсетной печати, и 32 страницы журнала сшиваются, и после обрезки первый экземпляр нового номера — так называемый «сигнал» — готов! До встречи с подписчиками остается уже недолго.
Когда экскурсия подошла к концу, каждому ее участнику был преподнесен на память о посещении полиграфкомбината последний номер журнала «Советский цирк».
В свою очередь артисты цирка пригласили всех желающих во Дворец культуры, где через полчаса должен был начаться шефский концерт для рабочих комбината.
Чтобы попасть во Дворец культуры, выйдя из Калининского полиграфкомбината, нужно лишь перейти улицу. Всего несколько лет назад здесь еще были пустыри — окраины бывшей Твери. Сейчас вокруг — кварталы светлых многоэтажных домов, новые улицы — целый социалистический городок, новостройка советского города Калинина!
Рабочие и служащие полиграфкомбината, переполнившие зрительный зал, горячо принимают каждый номер артистов украинского цирка, подолгу не отпускают их со сцены.
С успехом выступают гуцульские антиподисты Микитюк, акробаты Лисикенко, сатирики П. Водолага и А. Зуб, иллюзионисты Ларионовы, комики-пародисты В. Байдин, П. Копыт и К. Мусин, танцевально-акробатическая группа «Гуцульские акробаты».
Около полутора часов под сводами зала гремят аплодисменты и звучит дружный, непринужденный смех.
Б. БАИШЕВ
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год