|
Арена дружбы
Поют призывно фанфары. Звучат слова торжественного пролога. В свете прожекторов на алом знамени Октября — портрет великого Ленина. И вот на белых ступенях праздничной лестницы появляются гости Москвы, наши верные друзья — артисты цирков демократических республик Европы и Азии. Каждый выходит со своим флагом. Как много у нас друзей! Сюда, на манеж Московского цирка принесли свои поздравления Китай, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Корея, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Сколько дружеских улыбок устремлено сейчас в зрительный зал и сколько братских ответных взглядов встречают наши гости на арене! Какое волнение испытывают гости и хозяева — участники этой встречи, подтверждающей нерушимую дружбу народов, их волю к миру и счастью! Интересно придуманный кольцевой занавес на какую-то секунду скрыл от зрителей центр манежа. Но вот занавес исчез, и к куполу цирка поднялся огромный шар, причудливо освещенный лучами прожекторов. Номером артистов советского цирка, воздушных гимнастов Ржецких началась программа. На большой высоте они продемонстрировали ряд выразительных упражнений на вращающемся шаре. Один за другим на манеже появлялись номера наших румынских и венгерских друзей — музыкальных эксцентриков Вантино и акробатов-вольтижеров Жирос. Покорили зрителей безупречной чистотой работы и прекрасным темпом акробаты-каскадеры Хортини, представители цирка ГДР. Изящно и легко на небольшом жестком круге продемонстрировали высокое мастерство польские роликобежцы Кордиум. Плавно взлетали, отрываясь от батута, артисты Звягины. Как бы паря в воздухе, они демонстрировали удивительные по красоте рисунка движения. С большим успехом выступила Нина Логачева, показав виртуозные танцевальные номера на натянутой проволоке. Ее выступление было отмечено печатью истинной музыкальности и хореографического изящества. В великолепном темпе, весело, задорно, с необычайной удалью работает на манеже группа наездников Серж-Александровых, накапливая с каждым годом все более высокое мастерство. С оживлением встретил зрительный зал выступление ловкого веселого манипулятора Бораца, актера Югославии. Хочется также отметить замечательную технику болгарского артиста Бойчанова, выступление монгольского богатыря Дамдина и наивный, прелестный по своей чистоте, номер на подкидной доске труппы корейских артистов под руководством Пак Ен Ик.
Карандаш беседует с артистами китайского цирка, участниками представления «Арена дружбы».
Эквилибрист Н. Бойчанов (Болгария)
Всеобщее восхищение вызвали артисты китайского цирка. Группа под руководством Чэн Лянь-шен показала пантомиму «Дрессированные львы». Юноша и девушка в красочных костюмах движутся в такт музыке национального оркестра. Их движения отточены, грациозны, пленительны. И вдруг, на манеж выходит лев. Внешне он отличается от обычного льва. У него довольно условная цветная маска с звенящими колокольчиками. И лапы без когтей, в белых перчатках. Но движения, повадки, все его поведение на арене — самое что ни на есть львиное. Он потягивается, изгибает спину, медленно поворачивает голову, разевает пасть, постукивает по манежу хвостом, приготавливается к прыжку. Скачок!.. И мы забываем, что в шкуре спрятался человек. Мы видим хищного зверя, подчиняющегося приказам укротителя. За первым львом появляется второй, выскакивают маленькие львята, приникающие к львице-матери, и вот уже все львы начинают бегать, танцевать, прыгать друг через друга, вскакивать на высокий помост и бросаться с него вниз на арену. Поразительно, какими ловкими могут быть люди. Исключительная по своей выразительности пластичность артистов, предельное акробатическое мастерство, музыкальность и тонкая артистическая наблюдательность сделали этот номер украшением программы. Пантомима... Какие удивительные возможности скрываются в этом жанре. Мы в этом убедились, наблюдая выступления великолепного французского пантомимиста Марсо.Мы это видим в пантомиме наших китайских друзей, решенной совсем в ином ключе. Непонятно, почему у нас этот жанр так мало культивируется. В русском искусстве живут глубокие и древние традиции пантомимы, уходящие своими корнями еще в скоморошьи игрища. На трапеции под куполом появляется чехословацкая артистка Мария Рихтерова. Московские зрители хорошо помнят ее по выступлениям в Москве в ноябре 1955 года. Еще тогда покорила она нас своей артистичностью и бесстрашием. Прошло два года, и мы снова от всей души аплодируем Рихтеровой — ее дерзкой смелости, точности расчета, красоте исполнения. Последний блестящий трюк — и артистка спускается на манеж. Обаятельно, музыкально и женственно исполняет она ритмический танец, и зрители долго не отпускают ее. Народный артист РСФСР Владимир Дуров в быстром темпе, весело, с шутками, показывает разнообразных дрессированных животных. Среди них морские львы, бегемот, слон, медвежата, собаки и пони. С большим обаянием Владимир Дуров «беседует» со своими питомцами. Он обращается к ним, приглашая их исполнить тот или иной трюк, и шутливо комментирует его исполнение. Зритель не может не улыбаться, когда Дуров «уговаривает» слона исполнить популярную песенку, и тот смешно и выразительно ритмично раскачивает хобот, или когда морской лев протяжным ревом подтверждает, что он действительно обжора.
Пантомима «Танец львов» в исполненни труппы под руководством Чэн Лянь-шен (Китай)
Акробаты-эксцентрики Хортини (ГДР) Роликобежцы Кордиум (Польша)
Роликобежцы Кордиум (Польша)
В заключение, читая стихи о мире, Владимир Дуров выпускает стаю белоснежных голубей. Они красиво прилетают на сцену. Затем, покружившись под куполом, послушные артисту, плавно опускаются на манеж, завершая праздничную программу. Веселый смех — необходимый спутник каждого циркового представления. И он не смолкает в цирке, когда манежем завладевает общий любимец Карандаш и его веселые партнеры. Среди них хочется отметить даровитого актера Ю. Никулина, наделенного большим юмором. Несомненно, что в труднейшем жанре клоунады необходимо постоянное совершенствование мастерства и неразрывная связь с современностью. Не случайно поэтому так живо встретили зрители репризу Карандаша о запуске искусственных спутников Земли. Жаль только, что реприз на современные темы было недостаточно.
Народный артист РСФСР В. Дуров и Карандаш
Жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж Жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж
Программа, показанная цирком, убедительно доказывает, насколько велики творческие ресурсы циркового искусства и как целесообразны такие международные встречи артистов цирка на манеже. Я люблю цирк. Меня привлекают, будоражат мою фантазию красочные цирковые плакаты с изображением на них удивительных, необычайных номеров. Люблю шумных и взволнованных подростков, пытающихся проникнуть в цирк перед каждым его представлением. Я твердо знаю, что, придя на цирковое представление, я увижу зрелище, захватывающее своей смелостью, изобретательностью и выдумкой. Не могу избавиться от чувства глубокого уважения к кропотливому и повседневному труду артистов цирка, так как понимаю,сколько силы воли, любви к своей профессии и трудолюбия стоят за каждой секундой пребывания артиста цирка на манеже. Поэтому мне так понятна та приподнятость и праздничность, которая сопутствует цирку. Арена смелых и отважных, конечно, должна быть яркой и красочной. Мне показалось, что в одном из первых представлений, которое я видел, были длинноты и в прологе и в отдельных необыгранных паузах между номерами. Но это все частные недостатки, которые ни в какой мере не снижают достоинств программы (режиссеры А. Арнольд, В. Захарьин, М. Местечкин). Представление «Арена дружбы», показанное Московским цирком к 40-летию Октября, отличается высоким мастерством, подлинно праздничным звучанием и атмосферой дружбы, которая царит на манеже и прочно связывает артистов цирка со своими зрителями.
И. Туманов,
заслуженный деятель искусств РСФСР и Грузинской ССР
Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г
|
|
|
Подписаться на
рассылку сайта: |
|
|
|