Арена дружбы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Арена дружбы

Поют призывно фанфары. Звучат слова торжественного пролога. В свете прожекторов на алом знамени Октября — портрет великого Ленина. И вот на белых ступенях праздничной лестницы появляются го­сти Москвы, наши верные друзья — артисты цирков демократических рес­публик Европы и Азии. Каждый выходит со своим флагом. Как много у нас друзей! Сюда, на манеж Московского цирка принесли свои поздрав­ления Китай, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Корея, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Сколько дружеских улыбок устремлено сейчас в зрительный зал и сколько брат­ских ответных взглядов встречают наши гости на арене! Какое волнение испытывают гости и хозяева — участники этой встречи, подтверждающей нерушимую дружбу народов, их волю к миру и счастью! Интересно придуманный кольцевой занавес на какую-то секунду скрыл от зрителей центр манежа. Но вот занавес исчез, и к куполу цирка поднялся огромный шар, причудливо освещенный лучами прожекторов. Номером артистов советского цирка, воздушных гимнастов Ржецких на­чалась программа. На большой высоте они продемонстрировали ряд вы­разительных упражнений на вращающемся шаре. Один за другим на манеже появлялись номера наших румынских и венгерских друзей — музыкальных эксцентриков Вантино и акробатов-вольтижеров Жирос. Покорили зрителей безупречной чистотой работы и прекрасным темпом акробаты-каскадеры Хортини, представители цирка ГДР. Изящно и легко на небольшом жестком круге продемонстрировали высокое мастерство польские роликобежцы Кордиум. Плавно взлетали, отрываясь от батута, артисты Звягины. Как бы паря в воздухе, они демонстрировали удивительные по красоте рисунка дви­жения. С большим успехом выступила Нина Логачева, показав виртуозные танцевальные номера на натянутой проволоке. Ее выступление было отмечено печатью истинной музыкальности и хореографического изящества. В великолепном темпе, весело, задорно, с необычайной удалью работает на манеже группа наездников Серж-Александровых, накапливая с каждым годом все более высокое мастерство. С оживлением встретил зрительный зал выступление ловкого весело­го манипулятора Бораца, актера Югославии. Хочется также отметить замечательную технику болгарского артиста Бойчанова, выступление монголь­ского богатыря Дамдина и наивный, прелестный по своей чистоте, номер на подкидной доске труппы корейских артистов под руководством Пак Ен Ик.
Карандаш беседует  с артистами  китайского   цирка,  участниками представления   «Арена  дружбы».
Карандаш беседует с артистами китайского цирка, участниками представления «Арена дружбы».
Эквилибрист Н. Бойчанов (Болгария)
Эквилибрист Н. Бойчанов (Болгария)

Всеобщее восхищение вызвали артисты китайского цирка. Группа под руководством Чэн Лянь-шен показала пантомиму «Дрессированные львы». Юноша и девушка в красочных костюмах движутся в такт музыке национального орке­стра. Их движения отточены, грациозны, пленительны. И вдруг, на манеж выхо­дит лев. Внешне он отличается от обычного льва. У него довольно условная цветная маска с звенящими колокольчиками. И лапы без когтей, в белых пер­чатках. Но движения, повадки, все его поведение на арене — самое что ни на есть львиное. Он потягивается, изгибает спину, медленно поворачивает голову, разевает пасть, постукивает по манежу хвостом, приготавливается к прыжку. Скачок!.. И мы забываем, что в шкуре спрятался челове
к. Мы видим хищного зверя, подчиняющегося приказам укротителя. За первым львом появляется второй, выскакивают маленькие львята, приникающие к львице-матери, и вот уже все львы начинают бегать, танцевать, прыгать друг через друга, вскакивать на высокий помост и бросаться с него вниз на арену. Поразительно, какими ловкими могут быть люди. Исключительная по своей выразительности пластичность артистов, предельное акробатическое мастерство, музыкальность и тонкая артистическая наблюдательность сделали этот номер украшением программы. Пантомима... Какие удивительные возможности скрываются в этом жанре. Мы в этом убедились, наблюдая выступления великолепного французского пан­томимиста Марсо.Мы это видим в пантомиме наших китайских друзей, решен­ной совсем в ином ключе. Непонятно, почему у нас этот жанр так мало культи­вируется. В русском искусстве живут глубокие и древние традиции пантомимы, уходящие своими корнями еще в скоморошьи игрища. На трапеции под куполом появляется чехословацкая артистка Мария Рихтерова. Московские зрители хорошо помнят ее по выступлениям в Москве в нояб­ре 1955 года. Еще тогда покорила она нас своей артистичностью и бесстра­шием. Прошло два года, и мы снова от всей души аплодируем Рихтеровой — ее дерзкой смелости, точности расчета, красоте исполнения. Последний блестящий трюк — и артистка спускается на манеж. Обаятельно, музыкально и женственно исполняет она ритмический танец, и зрители долго не отпускают ее. Народный артист РСФСР Владимир Дуров в быстром темпе, весело, с шутками, показывает разнообразных дрессированных животных. Среди них мор­ские львы, бегемот, слон, медвежата, собаки и пони. С большим обаянием Вла­димир Дуров «беседует» со своими питомцами. Он обращается к ним, пригла­шая их исполнить тот или иной трюк, и шутливо комментирует его исполнение. Зритель не может не улыбаться, когда Дуров «уговаривает» слона исполнить популярную песенку, и тот смешно и выразительно ритмично раскачивает хо­бот, или когда морской лев протяжным ревом подтверждает, что он действи­тельно обжора.
Пантомима «Танец львов» в исполненни труппы под руководством Чэн Лянь-шен (Китай)
Пантомима «Танец львов» в исполненни труппы под руководством Чэн Лянь-шен (Китай)
Акробаты-эксцентрики Хортини (ГДР)
Акробаты-эксцентрики Хортини (ГДР) Роликобежцы Кордиум (Польша)
Роликобежцы Кордиум (Польша)
Роликобежцы Кордиум (Польша)

В заключение, читая стихи о мире, Владимир Дуров выпускает стаю белоснежных голубей. Они красиво прилетают на сцену. Затем, покружившись под куполом, послушные артисту, плавно опускаются на манеж, завершая празднич­ную программу. Веселый смех — необходимый спутник каждого циркового представления. И он не смолкает в цирке, когда манежем з
авладевает общий любимец Карандаш и его веселые партнеры. Среди них хочется отметить даровитого актера Ю. Никулина, наделенного большим юмором. Несомненно, что в труднейшем жанре клоунады необходимо постоянное совершенствование мастерства и неразрывная связь с современностью. Не слу­чайно поэтому так живо встретили зрители репризу Карандаша о запуске ис­кусственных спутников Земли. Жаль только, что реприз на современные темы было недостаточно.
Народный артист РСФСР В. Дуров и Карандаш
Народный артист РСФСР В. Дуров и Карандаш
Жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста РСФСР  А. Александрова-Серж
Жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж Жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж

Программа, показанная
цирком, убедительно доказывает, насколько велики творческие ресурсы циркового искусства и как целесообразны такие междуна­родные встречи артистов цирка на манеже. Я люблю цирк. Меня привлекают, будоражат мою фантазию красочные цирковые плакаты с изображением на них удивительных, необычайных номеров. Люблю шумных и взволнованных подростков, пытающихся проникнуть в цирк перед каждым его представлением. Я твердо знаю, что, придя на цирковое представление, я увижу зрелище, захватывающее своей смелостью, изобрета­тельностью и выдумкой. Не могу избавиться от чувства глубокого уважения к кропотливому и повседневному труду артистов цирка, так как понимаю,сколько силы воли, любви к своей профессии и трудолюбия стоят за каждой секундой пребывания артиста цирка на манеже. Поэтому мне так понятна та приподня­тость и праздничность, которая сопутствует цирку. Арена смелых и отважных, конечно, должна быть яркой и красочной. Мне показалось, что в одном из первых представлений, которое я видел, были длинноты и в прологе и в отдельных необыгранных паузах между номерами. Но это все частные недостатки, которые ни в какой мере не снижают достоинств программы (режиссеры А. Арнольд, В. Захарьин, М. Местечкин). Представление «Арена дружбы», показанное Московским цирком к 40-ле­тию Октября, отличается высоким мастерством, подлинно праздничным звучанием и атмосферой дружбы, которая царит на манеже и прочно связывает ар­тистов цирка со своими зрителями.

И. Туманов,
заслуженный деятель искусств РСФСР и Грузинской ССР
 Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования