Встречи с бортаром
Как-то выпускники циркового училища, приехавшие на практику, показали мне пожелтевшую от времени афишу. Они вытащили ее из-за отставшего фанерного щита в гардеробной. Среди известных имен их заинтересовало одно — Бортар. О таком артисте они не слышали. Знал ли я его?
До войны никто бы такого вопроса не задал. Имя жонглера Виктора Бортара (Рославлева-Тарахно) было хорошо известно в цирках страны. Несмотря на молодость, он был в числе ведущих мастеров этого сложного жанра. Старая цирковая афиша и интерес к ней, проявленный молодежью, вызвали у меня много воспоминаний о жонглере, активно боровшемся за новый советский цирк.
...Было это более двадцати лет тому назад в Херсоне. Обычный рабочий день, в манеже, условно разделенном на секторы, репетируют акробаты-вольтижеры, клоуны, антиподист, пристроился у барьера и я. Тогда я работал в группе жонглеров на лошадях Бор-Кисс и готовил номер соло жонглер.
Казалось, что, имея навыки в групповом жонглировании, легко овладеть и сольной работой, но это только казалось. На деле довольно часто булавы, кольца каким-то образом миновали руки и шлепались в опилки. Как-то, поднимая упавшие предметы, я почувствовал на себе чей-то взгляд. На местах сидели мужчина, женщина и худощавый юноша, рядом стояли чемоданы. Догадался: прибыли новые артисты.
Но почему юноша так внимательно следит за моими движениями? Под его испытующим взглядом они стали более неуверенными. Инстинктивно почувствовал: приехал жонглер. Артисты цирка почти всегда безошибочно узнают людей своей профессии. Ведь он даже взгляда не бросил на остальных артистов, находившихся в манеже,
Через день я впервые увидел его в работе. Под темповую музыку юноша стремительно выбежал в манеж. Четыре палочки так и мелькали в его руках. Они послушно шли под ноги, летели по две в стороны, каскадом. Потом он принимал мяч на лоб, бил его и продолжал жонглировать четырьмя палочками. Эта комбинация в то время была по силам только мастерам.
Затем он переходил к пирамидам с мячами и катанию. Катал мяч молодой жонглер очень хорошо. Он шел у него по лицу, с уха на ухо, вокруг головы и шеи, по рукам через голову. Жонглер со лба спускал мяч, ловил его на носок ноги и, подбросив, возвращал обратно на лоб. Скатывал мяч по спине, подбивал пяткой и ловил на лоб.
Работа с мячом продолжалась минуты две-три, но зрители с интересом за ней следили, так как она изобиловала оригинальными комбинациями. Потом артист переходил к работе с четырьмя тарелками: бросал по две в стороны, две вверх, а с двумя делал пируэт. Повторял этот трюк в темпе пять-шесть раз. Потом те же пируэты, но в воздухе уже были четыре тарелки.
Заканчивалась эта комбинация так: высоко в воздух выбрасывались четыре тарелки, артист делал пируэт, ловил две, затем снова пируэт и еще две. Громом аплодисментов награждали его зрители. На да-капо жонглер бросал довольно долго три факела из-за спины. Под конец жонглировал четырьмя. Последний факел он бросал почти под купол, а ловил у ковра...
На следующий день на репетиции мы познакомились и начали показывать друг другу трюки, советовались, указывали на ошибки. Постепенно сдружились.
Мать Виктора — Анна Николаевна Борисовская — драматическая актриса вторично вышла замуж за циркового клоуна — сатирика Петра Георгиевича Тарахно. Тогда-то десятилетний мальчик и познакомился с цирком. В Казани на него огромное впечатление произвел итальянский жонглер Анатолий Коданти. Эта встреча и решила его судьбу.
Часами Виктор просиживал на репетициях Коданти, не пропускал ни одного выступления. Родители поддерживали его стремление стать жонглером. Отчим помогал репетировать. После четырех-пятичасовых репетиций ныли разбитые до крови руки; лоб и лицо были разукрашены синяками и шишками. Бывало так, чем дольше продолжались репетиции, тем тяжелее давался какой-нибудь трюк. Проходили месяцы, а дело не улучшалось. Однако никогда молодому артисту не приходило в голову оставить любимое дело. И настойчивость победила. В один из дней трюки «пошли».
Через пять лет (это было в 1935 году) в Архангельском цирке состоялся дебют Виктора Бортара (псевдоним складывался из первых букв фамилии матери и отчима). Старые мастера оценили хорошую школу, умение держаться в манеже, настойчивость молодого артиста и пророчили ему большую будущность, В одну из наших встреч Виктор Бортар продемонстрировал новый трюк, который долго готовил. В передней части манежа он кидал четыре тарелки, выбрасывая две вверх и немного вперед, делал кульбит, ловил тарелки и продолжал жонглировать. И так до самого форганга. Позже он добился жонглирования шестью тарелками. Напряженный труд жонглера Виктор упорно сочетал с учебой в средней школе и активной работой в комсомоле. Он понимал, что советский цирковой артист не может замыкаться в кругу манежа, не пополнять знаний. Молодой артист очень любил Маяковского и хорошо его читал.
В 1939 году, когда отмечался двадцатилетний юбилей советского цирка, девятнадцатилетний жонглер был награжден медалью «За трудовое отличие». Вручал ему правительственную награду М. И. Калинин. Это еще больше вдохновило Виктора.
Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Бортар попал вместе с цирковыми артистами Михаилом Цовкра и Владимиром Кузнецовым в танковую часть. С войны он не вернулся.
...Вот какие воспоминания вызвала старая цирковая афиша.
А. КИСС,
заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год