Наша газета. Декабрь 1959 год
ЗА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Велики успехи советского цирка. Большое значение для его роста сыграло улучшение материально-бытового положения и условий труда работников цирка. Государство и профсоюзы следят за соблюдением техники безопасности, санитарии и гигиены в цирках. За последние годы цирками освоены значительные ассигнования на улучшение охраны труда, регулярно проводится обучение и инструктаж режиссеров-инспекторов манежа, артистов и обслуживающего персонала по технике безопасности. Благодаря этому в цирках значительно снизилось количество травм и несчастных случаев.
Улучшению условий труда в цирках много способствовал также проведенный в прошлом году Всесоюзным объединением государственных цирков и его профсоюзным комитетом общественный смотр состояния охраны труда и техники безопасности.
ЦК профсоюзов в своем решении от 25 ноября 1958 года подвел итоги этого смотра и потребовал от Всесоюзного объединения государственных цирков и профсоюзный организаций устранения имеющихся недостатков. Многие из этих недостатков в 1959 году были ликвидированы. Вместе с тем общее состояние охраны труда и техники безопасности в ряде цирков продолжает оставаться неудовлетворительным. Еще слабо и медленно ведутся работы по реконструкции зданий цирков. Во многих цирках нет приточно-вытяжной вентиляции. В Запорожском, Казанском, Куйбышевском, Одесском, Сочинском, Таллинском цирках отсутствуют предохранительные сетки и лонжи. Бывают случаи, когда в цирки приезжают артисты без технических паспортов на аппаратуру. Так, например, в Запорожский цирк прибыл заслуженный артист республики Рубан без технического паспорта на электролебедку.
Планирование маршрутов работы передвижных цирков иной раз ведется в Союзгосцирке без достаточного учета климатических условий, в которых в которых будут проходить гастроли. Поэтому артисты вынуждены иногда выступать при низкой температуре.
ЦК профсоюза обязал профком и все профсоюзные организации цирка требовать от хозяйственных руководителей цирков устранения нарушений правил и норм техники безопасности, обеспечения надлежащего санитарного состояния производственных и бытовых помещений цирка, полного использования ассигнований на охрану труда и технику безопасности, недопущения нарушений закона о режиме рабочего времени и отдыха. Лиц, виновных в нарушении правил охраны труда, привлекать к строгой ответственности.
К сожалению, не все профсоюзные организации цирков выполняют эти указания ЦК профсоюза. Они еще слабо используют свои большие права, которые им предоставлены решением декабрьского Пленума ЦК КПСС и указом Президиума Верховного Совета СССР. Надо решительнее и смелее использовать эти права, не забывая при этом оказывать повседневную практическую помощь хозяйственным руководителям цирков в осуществлении поставленных перед ними задач.
Еще около половины цирков не имеют соглашений по охране труда. Необходимо, чтобы на 1960 год во всех без исключения цирках были заключены такие соглашения. В них следует предусматривать на только мероприятия, проводимые за счет порченных цирками ассигнований, но и изыскивать внутренние возможности проявлять больше собственной инициативы для улучшения условий труда и быта работников. Соглашения по охране труда необходимо широко обсуждать на собраниях коллективов цирков, учитывать предложения работников и, главное, требовать безусловного их выполнения.
Профсоюзному и местным комитетам цирков необходимо улучшить работу комиссии по охране труда и общественно-технических инспекторов, добиваться выполнения предложений общественных инспекторов по улучшению условий труда и следить за тем, чтобы не повторялись наблюдавшиеся в прошлом году случаи, когда некоторые цирки работали без выходных дней, а воздушные гимнасты участвовали более чем в двух представлениях в день.
В соответствии с решением II съезда профсоюза работников культуры каждому цирку совместно с Союзгосцирком и профсоюзными организациями следует в кратчайший срок разработать конкретный план улучшения условий работы и быта артистов, на ближайшие два-три года.
Артисты и друпиа работники цирков работают в особых, специфических условиях. Они вынуждены всю жизнь вместе со своими семьями кочевать с места на место. Только в четырех-пяти цирках имеются свои общежития. Как правило, артисты размещаются по частным квартирам и реже в местных гостиницах. Должной заботы о них не проявляют ни местные исполкомы Советов депутатов трудящихся, ни руководители цирков, ни профсоюзные организации культуры.
Общими усилиями Всесоюзного объединения государственных цирков и местных советских органов при помощи Советов профсоюзов следует расширить сеть общежитий, а также решительнее добиваться выделения квартир для артистов цирка в крупных породах, где большую часть времени года приходится находиться мастерам арены и их семьям.
Необходимо также ускорить строительство дома для престарелых артистов в Одессе и подумать об организации при каждом цирке комнаты, где бы можно было наладить работу с детьми артистов цирка.
Профсоюзные организации должны также решить вопрос о простоях. Во всех ли случаях надо давать право местным руководителям цирков отменять демонстрацию тех или иных номеров приезжающих артистов?
Все эти мероприятия по улучшению условий труда работников арены надлежит претворить в жизнь в ближайшее время в интересах дальнейшего развития советского циркового искусства. Этим, помимо руководителей цирков, должны заняться профсоюзные организации цирков, республиканские, краевые и областные комитеты профсоюза работников культуры.
И. Фирсов
КОГДА ГРАФИК НАРУШЕН
В течение летнего сезона в кабинете директора Таллинского цирка можно было увидеть диаграмму, напоминающую температурную кривую тяжелобольного. Резкие взлеты жирной красной линии время от времени чередовались с глубокими провалами. Но это, конечно, не была температурная кривая. Красная линия на диаграмме день за днем отражала финансовую деятельность цирка — план выполнения сборов. И то, что кассовую выручку так «лихорадило», не могло не тревожить.
В чем же дело, почему Таллинский цирк порой не мог вместить всех желающих побывать в нем, а порой неприятно пустовал? Разумеется, много зависит от художественной ценности программы — интересные, яркие аттракционы зритель посещает охотно и. наоборот, скучные, однообразные представления справедливо бойкотирует.
Но в отношении Таллинского цирка подобная оценка была бы несправедливой. Все его четыре летние программы в равной степени могли претендовать на успех (художественный и финансовый). Однако, как видим, так не случилось. И это отнюдь не было простой случайностью, «капризом» таллинских зрителей.
Неравномерная посещаемость цирка объясняется прежде всего нераспорядительностью администрации, игнорированием ею элементарного правила составления цирковых программ — не включать в идущие одна за одной программы однотипные номера и аттракционы.
Сезон в Таллине открылся выступлениями М. Назаровой. Они были хорошо встречены зрителями. Когда же гастроли М. Назаровой закончились, на смену ей — вопреки логике и заранее запланированному графику — вновь в качестве главного аттракциона приехала дрессировщица И. Бугримова. По сути дела, это была самая настоящая «демьянова уха». Как ни хорош был номер М. Назаровой, таллинцам, несомненно, уже следовало «подать другое блюдо», а им вновь предложили дрессуру, ту же клетку на манеже.
И. Бугримова была сразу поставлена в тяжелые условия. К этому следует добавить, что появилась она в городе совершенно внезапно, можно сказать, инкогнито. Внезапно не только для таллинцев, но даже для дирекции цирка, которая не только не смогла выпустить заблаговременно афиши, но даже не успела поставить у входа хотя бы один щит.
Выступления И. Бугримавой в Таллине начались, по сути дела, в обстановке полной засекреченности. И прошло немало дней, пока артистке удалось завоевать признание зрителей. Но если с точки зрения художественной гастроли И. Бугримовой завершились благополучно, то ущерб финансовый уже, естественно, был невозместим.
Вот почему график посещаемости таллинского цирка за минувший летний сезон напоминает температурную кривую тяжелобольного. Эта печальная история должна послужить поучительным уроком для работников отдела формирования программ Союзгосцирка. Надо объявить решительную войну непродуманным, случайным пересмотрам программ, которые дорого обходятся государству и снижают художественную ценность цирковых представлений.
А. Басманов
ЗИМНИЙ СЕЗОН В ЦИРКАХ
Зимний сезон в разгаре. В отделе формирования Союзгосцирка нам рассказали:
— На Всесоюзном совещании директоров и творческих работников цирка в апреле с. г. немало справедливых замечаний было высказано и по адресу отдела формирования. Разумеется, мы их учли и к зимнему сезону подготовились более тщательно.
В настоящее время функционирует 19 стационарных цирков. Сеть зимних цирков в этом году несколько уменьшилась: на реконструкцию встал Ереванский цирк. Из-за реконструкции с опозданием открылся Саратовский цирк.
Программами все цирки обеспечены полностью. В зимних цирках в текущем сезоне выступают артисты самых разнообразных жанров. Помимо советских мастеров арены в программах принимали участие прибывшие к нам на гастроли артисты Румынского, Болгарского, Венгерского, Чехословацкого и Немецкого (ГДР) цирков. Они выступали в Сочи, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону и Одессе. Чтобы получить представление о полноте и жанровом многообразии цирковых спектаклей, назовем участников первых программ нескольких зимних цирков.
В программе Бакинского цирка были заняты советские артисты Сосины, Чжен Хай-тин, Сиу Ли и артисты Чехословацкого цирка.
В Ростовском цирке выступали артисты Коневы, заслуженный артист РСФСР Александров, заслуженный артист РСФСР Берман, артисты Баландины, Шубины и другие; В Минском цирке — народный артист РСФСР Туганов, Половневы, Сокол, Гусевы, Минасовы, коверный Середа; в Ташкентском цирке гастролировал украинский коллектив под руководством заслуженного артиста РСФСР Маяцкого, а также иллюзионный аттракцион артиста Шага.
Артист Фурманов со своим новым аттракционом выступал в Харькове, там же в программе были заняты заслуженные артисты РСФСР Чернега и Разумов, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Севе ро Осетимской АССР Алибек Кантемиров, Ольховикова, Митрохины, коверные, заслуженные артисты Удмурдской РССР Орлов и Тряпицын. В программе Рижского цирка принимали участие артисты Борисов, Штейн, Аболонские, Николаевы, Маренковы, Наровские, Котов.
В Казани выступали заслуженные артисты РСФСР сестры Кох, Папазовы, Гуменюк, Бакуновские, Лапиадо, Умар Генчаренко, Ведерников и Шнейдер. В Одесском цирке — заслуженный артист РСФСР Морус с партнерами, Рубанов, Волхова, Филатовы, Архипцевы, Падерины, Зинченко, Адаскин, Петлицкие, Штанге, братья Ширман.
В Тбилиси гастролировали венгерские артисты Гервик, Янош Гольфи и артисты цирка ГДР: Кервей, Альбатрос и Файнкорн. В программе также приняли участие артисты Хурсанов, Польди и коверный Бирюков.
Все программы хорошо оцениваются зрителями.
Но это обстоятельство, разумеется, не освобождает нас от дальнейшего совершенствования всей нашей работы. Всем нам памятно выступление товарища Хрущева на XXI съезде КПСС, в котором он поставил перед деятелями советской культуры задачу все более полно удовлетворить растущие духовные потребности народа. Для выполнения этой задачи нам необходимо всесторонне улучшить работу по формированию программ, организации и показу представлений. На это и впредь будут направлены все наши усилия.
НАРОДНЫЙ ЦИРК НА АВТОЗАВОДЕ
В нашей стране искусство стало всеобщим достоянием трудящихся, духовной потребностью каждого советского человека, неотъемлемой частью его быта. Сейчас трудно найти город или село, завод или колхоз, где бы не существовало коллективов художественной самодеятельности.
Наряду с любителями театра, пения и живописи среди трудящихся имеется много поклонников циркового искусства. Особенно много любителей циркового искусства оказалось на Московском автозаводе имени Лихачева.
Среди молодых рабочих и работниц есть юноши и девушки, которые увлекаются акробатикой, борьбой, жонглированием, иллюзионным жанром.
До настоящего времени заводские любители цирка занимались в одиночку, не имели творческой помощи.
Московский государственный цирк решил взять шефство над участниками заводской самодеятельности и создать при Дворце культуры автозавода народный цирк.
Его организация позволит выявить новые таланты, которые в дальнейшем могут пополнять ряды артистов советского цирка.
По окончании отбора участников циркового коллектива, в который приняли пятьдесят юношей и девушек, начались занятия.
В программу занятий войдут постоянная физическая тренировка, знакомство с простейшими элементами различных цирковых жанров, изучение истории цирка, ознакомление с искусством ведущих мастеров старого и советского цирка, овладение элементами актерского мастерства.
Режиссеры и артисты цирка готовы охотно передать все свои знания и опыт молодым автозаводцам — любителям цирка.
Л. Асанов,
директор Московского ордена Ленина цирка
Цирк приехал в Канск
Артисты цирка в Канске (Красноярский край) были всегда желанные, но редкие гости. Обычно это были артисты бригад «Цирк на сцене». Рамки клубной сцены очень суживали эти выступления, которые не могли полностью удовлетворить запросы зрителей крупного промышленного центра Сибири. В прошлом году Красноярский цирк (директор т. Винокуров) приехал в Канск и дал большое цирковое представление на городском стадионе. В программе были заняты артисты Грузинского цирка — участники Декады грузинского искусства и литературы в Москве в 1958 году, конная группа под руководством заслуженного деятеля искусств А. Колганова, дрессировщик белых медведей С. Синицкий и другие артисты.
Выступления артистов прошли с большим успехом. В один день было дано три представления. Все-таки многие любители цирка в Канске не смогли посмотреть программу. Поэтому жители Канска были рады, когда летом этого года в город приехал коллектив четвертой (новосибирской) группы «Цирк на сцене» (директор Г. Васильковский, художественный руководитель С. Розенталь). Быстро было разбито шапито на 550 мест с восьмиметровым манежем и на несколько дней вперед распроданы билеты.
Празднично прошло первое представление. В его параде участвовали, помимо артистов, местные спортсмены. Программа была довольно разнообразной. В ней выступали артистка Ван Шу-шань (китайские народные игры), тяжелоатлет И. Пахомов, дрессировщица собачек К. Полубарова, иллюзионист С. Розенталь, музыкальные эксцентрики Н. и А. Стампинские, клоун Илья Полубаров, акробаты-вольтижеры Л. Узюм и В. Белый.
Цирк работал в Канске больше месяца. На его представления приезжали в Канск жители соседних городов. Финансовый план цирка значительно перевыполнен.
Успех выступления артистов цирка в Канске в 1958 — 1959 годах, думается, является надежным залогом того, что в 1960 году гастроли цирка будут возобновлены.
А. Будянский
г. Канск
Артисты цирка на Минском тракторном заводе
Многолюдно было в обеденный перерыв у рабочих моторного цеха Минского тракторного завода. Сюда приехало более пятидесяти артистов цирка для творческой встречи с бригадами и ударниками коммунистического труда.
Завязываются интересные беседы между артистами и рабочими цеха. Гудок возвещает о начале творческой встречи. Стихают станки и моторы. Водворяется тишина.
В «зрительном зале» рабочие разместились, кто на станках, кто на фермах конвейера.
После увертюры оркестра под управлением Б. Райского на подмостках импровизированной эстрады появляется главный режиссер цирка В. Потехин. Он в кратком вступительном слове рассказывает собравшимся о творческом пути советского цирка за 40 лет и в заключение поздравляет от имени артистов рабочих, которым лишь только несколько дней назад присуждены звания бригад и ударников коммунистического труда.
О своих творческих поисках с показом некоторых экспериментов из аттракциона «Чудеса без чудес» выступали артисты Розалия и Анатолий Сокол.
Дружными аплодисментами были встречены и выступления всех других артистов, участников программы: Э. Середы, Е. Страшной, Володина и Быстрова, В. Морозовского, С. Романенко, Язева и Куликова.
Я. Острин
В ГОСТЯХ У ЧЛЕНОВ БРИГАДЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
Сцена еще закрыта. Где-то за бархатным занавесом слышится музыка. Но вот появляется ведущий.
— Членам бригады коммунистического труда — наш привет.
Зал аплодирует. Работницы ждут, чем их обрадуют артисты сибирской группы «Цирк на сцене».
Этот коллектив побывал у хлеборобов Алтая, выступал перед трудящимися Восточно-Казахстанской области. Теперь он прибыл на гастроли в Семипалатинск.
И вот артисты коллектива встречаются на чулочно-прядильном комбинате с участниками бригады Коммунистического труда, которой руководит Мурат Маркабаев.
На сцене клоун В. Савельев. Он остро критикует нарушителей общественного порядка — пьяниц и хулиганов.
В зале то и дело раздается смех.
Тепло встретили рабочие и работницы выступления артистки Н. Брусовой, иллюзиониста С. Розенталя, сатирика Т. Сорокиной, жонглера Н. Писарева, эквилибриста П. Аначука и исполнительницы китайских игр Н. Андреюк.
Представление окончено. Серафима Еремеева от имени своих товарищей, участников бригады коммунистического труда поблагодарила артистов за хороший концерт и пригласила их в цех. Здесь работницы рассказали гостям, как они трудятся в первом году семилетки, познакомили их с планами на будущее.
Ф. Каморников
Необходимая вещь
В большинстве наших стационарных цирков дорожки в конюшнях и выход на манеж покрыты асфальтом. Это отрицательно влияет на работу артистов многих жанров. Одетые в тонкую обувь, они не могут делать на холодном асфальте разминку перед выходом на манеж. Но больше всех эти дорожки приносят неприятностей нам — конникам. На асфальте невозможно остановить возвращающуюся с арены карьером лошадь. Очень трудно также выбегать на манеж рядом двум лошадям, так как их ноги скользят на асфальтовой дорожке в разные стороны. Из-за этого со мной в Бакинском цирке чуть не произошел несчастный случай.
До начала работы в цирке я предложил администрации разложить в форганге на асфальтовую дорожку какой-нибудь старый ковер. Но ковра не оказалось. На третий день гастролей, когда я собирался в финале номера выехать в манеж, стоя на спинах двух скакавших рядом лошадей, произошло падение поскользнувшейся на асфальте лошади. Этого можно было избежать, если бы по всей конюшне лежал веревочный плетеный мат.
Г. Лапиадо
ПРОЩАНИЕ АРТИСТКИ С МАНЕЖЕМ
Среди многих жанров, представленных в цирковых программах, воздушный полет едва ли не самый романтический. Когда артист-вольтижер, оттолкнувшись от трапеции, делает в воздухе сложные эволюции, с особенной убедительностью раскрывается красота хорошо натренированного тела, благородство пропорций человеческой фигуры. Вот почему и знатоки и любители циркового искусства относят воздушный полет к классическому цирковому жанру.
Советский цирк знает не мало выдающихся мастеров полета мужчин. Но лишь немногим вольтижерам женщинам удавалось здесь добиваться подлинных успехов. Назовем среди них С. Бадину и М. Душухину.
Мария Семеновна Душухина (Рябинина-Юссемс) родилась в. семье известного профессионального велосипедного гонщика С. И. Душухина, одного из тех, кто еще до революции участвовал в гонках Москва — Петербург. Она и сама увлекалась велоспортом, участвовала в соревнованиях и занимала почетные места: в 1927 году на первенстве РСФСР Душухина заняла второе место, а в 1929 году она стала чемпионкой Москвы в гонках на велотреке.
С 1930 года вместе с отцом Душухина стала выступать на цирковой арене в номере — езда на велосипедах в корзине-треке. Иногда эту корзину подтягивали к куполу.
В 1935 году Душухина перешла в номер воздушного полета, руководимый ее мужем — Ю. С. Рябининым, и добилась выдающихся успехов. Ей приходилось летать с такими мастерами мирового класса, как Ф. Конев, Е. Морус, И. Бреда, И. Тарвид и другие, и она всегда была их достойной партнершей. Из трюков, исполняемых Душухиной, можно отметить сальто-мортале с трапеции в руки к ловитору, полтора сальто-мортале с приходом в руки ловитора ногами, двойное сальто-мортале с трапеции в сетку. В 1943 году Душухина в Березниках в цирке исполняла рекордный для женщины трюк — двойное сальто-мортале с трапеции в руки к ловитору. Ее исполнительскому мастерству всегда была присуща высокая культура и пластическая выразительность.
После двадцати девяти лет работы в цирке М. С. Душухина покинула манеж. 12 октября 1959 года товарищи по арене и публика тепло проводили в Киевском цирке Марию Семеновну на пенсию.
Пожелаем и мы талантливой и много сделавшей для развития советского цирка артистке хорошего и заслуженного отдыха.
Ю. Д.
Журнал Советский цирк декабрь 1959 год