После первого международного фестиваля молодых артистов цирка
Рассматривая основные итоги первого международного соревнования молодых артистов цирка, хочется выделить положительные тенденции, характерные для показанных на конкурсе программ.
Эти тенденции, объединившие большинство коллективов, заключаются в стремлении культивировать цирковое искусство в его классических формах, очистить цирк от пережитков балагана, с одной стороны, и от влияния буржуазного варьете, с другой. Стремление культивировать цирковое искусство на национальной основе ярче других выражено в коллективе молодых китайских артистов, сочетавших исконные, коренные традиции китайского циркового искусства с освоением новых для него жанров. Влияния варьете наиболее отчетливо сохранились в программе чехословацких артистов.
Объединяет большинство участников желание придать цельность всей цирковой программе. Речь идет о том, чтобы изживать показ отдельных разрозненных номеров, организовать демонстрацию программы как единого целого, подчиненного замыслу режиссера, художника и композитора. Речь идет и о том, чтобы подобрать самую программу по принципу разнообразия представленных в ней жанров, последовательно разместить номера, определить закономерность их смены по восходящей внутренней прогрессии. Наконец, в условиях фестиваля, естественно, возникало общее стремление подать программу в целом как манифестацию молодых артистов за мир и дружбу, акцентировать политическую целенаправленность представления. Этой цели послужили вступительные парады-прологи к спектаклям и их апофеозы.
Программа польского цирка открывалась исполнением национального танца — мазурки, вслед за которой шел парадный выход труппы, сгруппированной в оригинальных мизансценах вокруг герба города Варшавы. Молодые артисты польского цирка манифестировали за мир и дружбу, — и зрительный зал провожал их скандированными аплодисментами. Выступление артистов китайского цирка, обрамленное прологом и эпилогом, было отчетливо заострено по своей идейной направленности.
Программа болгарского цирка также начиналась парадом-прологом ярко выраженной политической направленности, как и объединенная программа монгольского и румынского цирков, заканчивавшаяся выразительно разрешенным апофеозом.
Отчетливой идейной направленности представления удалось достичь советскому цирку, основные творческие силы которого были показаны в спектакле Московского цирка «Юность празднует». Политическая тема представления ярко и образно выявлена в большом развернутом прологе к спектаклю, в ряде интермедий, исполненных в перерывах между номерами, и в заключительном апофеозе феерии на воде, где идейная направленность спектакля выражена наиболее отчетливо и убедительно.
Ряд цирковых коллективов объединило также стремление культивировать роль коверного клоуна, сделать его связующим элементом между отдельными номерами программы.
Так, монгольский цирк показал интересного, национального по типу, коверного клоуна Сандага. Это молодой артист, выразительный в движениях, с живой, одухотворенной, психологически оправданной мимикой, с органичным юмором. Репертуар его еще ограничен, артист недостаточно широко входит в программу, но и при этом он должен быть отнесен к числу интересных юных мастеров монгольского цирка.
Китайский цирк показал трех коверных комиков — артистов Цинь Е-цин, Чжан Хуа, Ван Цин-юань, двое из которых, кстати отметить, являются участниками виртуозно исполненного номера физкультурно-спортивного жанра. Самое амплуа коверного комика здесь еще не стало вполне самостоятельным, и роль коверного ограничена заполнением отдельных пауз в представлении. Но общие тенденции развития амплуа коверного, ранее неизвестного китайскому цирку, совершенно очевидно складываются под влиянием советского цирка, хотя и вполне самостоятельно как по репертуару, так и национальному колориту.
Болгарский цирк представил коверного комика Тодора Козарова, артиста интересного и оригинального дарования, награжденного золотой медалью. На примере его выступления особенно наглядно значение фестиваля как стимула к подготовке нового репертуара молодыми мастерами цирка. Немногим более полугода назад Тодор Козаров участвовал в I Международном фестивале циркового искусства в Варшаве, где получил бронзовую медаль. В репертуаре его встречались грубые и безвкусные трюки, выступление его подверглось тогда обоснованной критике. В Москве на фестивале артист выступил с новым репертуаром и в совершенно новом качестве. Следует отметить, что он стремится придать своему образу национальный характер, выступая в болгарском крестьянском костюме.
Польский цирк выдвинул коверного комика Бронислава Кохманского. Это разносторонне подготовленный мастер. Однако репертуар его не свободен от шаблонных выходок, особенно в репризах, исполненных совместно с партнером (К. Блашек).
Характерным для творческой практики иностранных цирков является введение комиков в номера. В советском цирке функции комика главным образом выполняет коверный клоун, и комики среди участников номеров встречаются сравнительно редко. В иностранных номерах равноправные партнеры-комики органично входят в состав исполнителей номера, определяют самую его композицию. Так, например, функции комика несет один из партнеров румынских жонглеров Мунтяну, партнерша велофигуриста, румынского артиста Нестерова, основной участник номера болгарских эквилибристов Бойчановых, участник номера финских акробатов Корпела и другие.
Нельзя не заметить, что номера комического плана и характера были представлены в иностранных цирках количественно обильнее, нежели в советской программе. В последней, в частности, не было ни одного номера жанра музыкальной эксцентрики, тогда как в чехословацкой и румынской программах музыкальная эксцентрика была представлена профессионально сильными номерами (2 Ландские, братья Григореску). Несомненно, в процессе дальнейшего развития советского цирка необходимо учесть это обстоятельство.
К числу отрицательных явлений, встречавшихся в иностранных программах, следует отнести выступление многих артистов в двух (а иногда и в трех) номерах.
Бывают счастливые исключения, когда вторые номера высококачественны и разработаны в другом жанре. Молодая китайская артистка Ся Цзюй-хуа, например, исполняет пластический этюд, а затем оригинальный, эквилибристического характера, номер, по ходу развития которого балансирует на голове горку пиал. Чехословацкий артист Леопольд Кайзер выступает сперва в качестве «верхнего» в номере «Икарийеких игр», а затем — в отличном по качеству номере акробатов-эксцентриков. Румынский артист Елиаде Григореску достигает еще большего разнообразия: он показывается как эквилибрист, а затем выступает в номере музыкальных эксцентриков, где завоевывает симпатии зрителя в качестве хорошего профессионального музыканта и комедийного актера.
Такие случаи вполне закономерны. Они свидетельствуют о разнообразии творческих возможностей отдельных цирковых артистов, с полноценными результатами дважды выступающих в номерах различных жанров.
Все же подобные примеры единичны.
Чаще иностранные артисты повторяются в своих вторых номерах, и их вторичное появление на арене не добавляет ничего существенно нового к ранее показанному первому номеру. Зритель видит вариации того, что видел прежде, и такого рода повторный номер, естественно, не вызывает интереса, не способствует нарастанию развития спектакля. Этот недостаток снижал цельность, возрастающую динамику некоторых программ.
В этой же связи следует отметить, что в программах иностранных цирков нередко встречаются номера чрезмерно длинные по времени исполнения, затянутые, недостаточно разнообразные по составляющим их элементам, ослабленные по своей внутренней динамике.
К сожалению, сохраняются еще отдельные проявления вульгарности, идущие от скверных традиций буржуазного цирка. Они пятнают выступления молодых артистов, снижают результаты их творческого труда. В качестве одного из примеров может быть назван номер способного воздушного гимнаста польского цирка Мариана Зиновича. Это гимнаст большой смелости, отлично развитого природного чувства баланса, выразительный в движениях и жестах. Он выступает в маске обезьяны, подражая обезьяньим повадкам и ухваткам. Самый прием заимствован у старого цирка, и не стоило бы его воскрешать. Но по ходу развития номера исполнитель прибегает к двум-трем безвкусным выходкам, неуместным в репертуаре современного цирка, противоречащим его основным художественным тенденциям. Отмечая его незаурядные исполнительские возможности как гимнаста, жюри подчеркнуло неприемлемость некоторых деталей номера. Выступление Мариана Зиновича — наглядный пример, когда незначительная, казалось бы, но принципиально неприемлемая подробность непоправимо повредила целому.
Несмотря на ряд частных недостатков, в целом артистические коллективы серьезно подготовились к фестивалю. Эта первая встреча молодых артистов цирка различных стран содействовала их творческому росту, взаимному обмену опытом и послужит хорошей основой дальнейшего плодотворного сотрудничества и соревнования.
Е. Кузнецов
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.