Спектакль на стадионе. Заметки режиссера
Возможность показать в дни фестиваля большое цирковое представление на стадионе «Динамо» увлекла всех нас.
Представление в таком масштабе проводилось впервые, и все творческие коллективы готовились к нему с чувством большой ответственности.
Уже во время выступлений стало ясно, что спектакль на стадионе имеет успех. Зрители с большой теплотой приняли новую форму циркового зрелища. В течение нескольких часов на оживленных трибунах и на гигантской арене стадиона царила праздничная атмосфера молодости, дружбы и человеческой солидарности.
В состав участников помимо артистов советского цирка входили представители Болгарского и Венгерского цирков, цирка Германской Демократической Республики, Китайского, Монгольского, Польского, Румынского и Чехословацкого цирков. Предстояло объединить артистические силы, различные по национальному колориту, характеру исполнения и цирковым жанрам.
Мы решили провести шествие цирка по улицам, которое воспринималось бы не только как самостоятельное зрелище, но и служило как бы прологом к выступлению на стадионе. Улицы, площади и стадион — грандиозное пространство, на котором предстояло развернуть выступление.
Составляя режиссерский план, мы полагали, что шествие будет непрерывным, и артисты смогут показать свои номера во время движения. Но возникли вынужденные остановки, совершенно закономерные. По своей инициативе ими воспользовались все участники кавалькады, чтобы показать те трюки, которые нельзя выполнять при движении колонны.
В будущем, разрабатывая большие цирковые праздники, следует учесть необходимость остановок колонны, специально подготовив небольшие программы выступлений на остановках.
Колонна кавалькады состояла из 55 автомашин (22 машины зарубежных цирков и 33 советского), групп велосипедистов, мотоциклистов и роликобежцев. Машины были декорированы художником М. А. Арутчяном.
Всего в кавалькаде и в спектакле на стадионе было занято 220 иностранных артистов цирка, 280 артистов советского цирка, 160 учащихся школ Трудовых резервов, 100 спортсменов и 30 учащихся циркового училища.
При разработке плана представления на «Динамо» Мы остановились на варианте пяти манежей: одного в центре поля и четырех, размещенных по углам.

Артистки Ван Гуй-ин и Ван Шу-ин
Выступают артистки Демкины
Велофигуристы Польди на гаревой дорожке
У микрофона Олег Попов
Воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов демонстрируют свой номер на вращающемся кране
Такое расположение казалось нам интересным: каждый был наиболее приближен к какой-нибудь из трибун.
Пространственно-мизансценное решение спектакля не являлось единственной заботой режиссуры. Нам предстояло разрешить три сложные задачи.
Следовало сохранить жанровое единство номеров, одновременно выступающих на пяти манежах. Это, например, удалось при демонстрации жонглеров, когда на пяти манежах выступали Ширай, Абдулаев, Кожуховы, Филипенко, Евграфов, Ван Гуй-ин и Ван Шу-ин, а на центральном манеже — большая группа жонглеров школ Трудовых резервов.
Удачным можно считать и такое сочетание: акробаты-вольтижеры под руководством Быковского; подкидные доски — венгерские артисты Варади; икарийские игры под руководством Плинер; чехословацкие акробаты Ферко и акробаты-вольтижеры Запашные. Но во многих случаях одновременно демонстрировались номера разных жанров, что мешало восприятию.
Наряду с проблемой жанрового единства встал вопрос о длительности исполнения номеров и об их музыкальном сопровождении. Нам на этот раз не удалось добиться одновременного окончания всех пяти номеров, что совершенно обязательно.
Музыкальное сопровождение, как нам представляется, было решено верно. В каждом отдельном случае мы определяли музыкальное сопровождение по ведущему номеру. Его музыка становилась обязательной для остальных одновременно исполняемых номеров. Естественно, что подбирались номера, схожие по жанру и характеру исполнения.
Наконец, в связи с нашим решением не закрывать южную трибуну, что принято на физкультурных парадах, предстояло разрешить задачу освещения стадиона. До появления киноработников мы решали ее, ориентируясь на рассеянный свет и на «посадочные» прожекторы, но с появлением кинооператоров партитура света была нарушена.
Парад-пролог к спектаклю демонстрировался на гаревой дорожке стадиона с использованием больших групп цирковых артистов. По гаревой дорожке проследовали объединенные группы велосипедистов, наездников, джигитов, жонглеров, акробатов, а также дрессированных животных. Все артисты исполняли здесь даже особо сложные трюки.
Опыт построения парада-пролога на гаревой дорожке кажется нам заслуживающим внимания. Движение по гаревой дорожке дает зрителю возможность увидеть каждый трюк на близком расстоянии. Большие движущиеся группы создают интересный зрительный образ.
После парада-пролога начались одновременные выступления артистов на всех манежах. Программа завершалась показом аттракционов сестер Кох, воздушных гимнастов П. Чернеги и С. Разумова, воздушного полета под руководством Ю. Рябинина, канатоходцев Ташкенбаевых, группы жонглеров Оскал-Оол. К сожалению, мы вынуждены были расположить аппаратуру воздушных аттракционов на гаревой дорожке в разных местах, что распыляло внимание зрителей. Между тем каждый из аттракционов в отдельности представляет самостоятельный интерес и мог бы быть показан крупным планом.
Программа закончилась общим шаривари на всех манежах и на поле.
Интересный опыт массового представления на стадионе, несомненно, будет продолжен. Деловое, самокритичное обсуждение его итогов должно помочь решению одной из ближайших задач советского цирка — организации массовых выступлений на стадионах.
Основным местом действия должны быть, по нашему мнению, гаревая дорожка и максимум два манежа, размещенных в овале по центру поля. Аппаратура аттракционов также должна устанавливаться на поле. Каждый аттракцион лучше демонстрировать самостоятельно, чтобы внимание зрителей не распылялось.
Работая над постановочным планом, особое внимание следует уделить прологу. Пролог — это красочная и торжественная увертюра ко всему представлению. В масштабах стадиона пролог приобретает грандиозный размах. Значение его, по сравнению с прологом на обычной арене, очень возрастает. Поэтому идейная направленность пролога, его яркость и цельность во многом определяют успех всего представления.
Цирк на стадионе. Увлекательная, волнующая тема! В ней огромные возможности для творческих дерзаний, для поисков новых форм — показа и пропаганды советского циркового искусства.
М. Местечкин
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г