Юность
Несколько времени назад мы как бы вновь оценили достоинства нашего цирка.
Это произошло после заграничных гастролей советских цирковых артистов, когда за рубежом с некоторым удивлением заговорили о совершенстве работы, о своеобразии, о художественной законченности советских цирковых номеров, о даровитости артистов нашего цирка.
Разумеется, мы знали об этом и раньше, цирк всегда был одним из любимых видов зрелищ в нашей стране. Но, удостоверившись в том, что наше цирковое искусство на высоте, мы как бы успокоились и только изредка в печати появлялись коротенькие заметки о новых программах Московского цирка. Для того чтобы идти вперед, нужно постоянно ощущать внимание и поощрение, и если наш цирк не отстал и не застыл на месте, то это только потому, что он все-таки всегда ощущал любовь народа.
Вообще русский цирк не был забыт русской литературой. Григорович, Чехов, Куприн посвятили ему произведения, ставшие классическими образцами рассказа. Для писателя цирк нашего времени, со всем тем новым, что внесла в него советская эпоха, мне кажется привлекательнейшей темой. И хотя в советском цирке нет трагических взаимоотношений между предпринимателем и артистом, которые были в старом цирке, но «бесконфликтности» в цирковом искусстве не существует, надо только внимательно вглядеться в то, что происходит и на арене и вокруг арены. Но задаваться такими серьезными целями вряд ли возможно в этих кратких заметках, которые посвящены феерическому цирковому представлению «Юность празднует», поставленному Московским цирком к VI Всемирному фестивалю.
На арену Московского цирка вышли молодые лауреаты Всесоюзного конкурса цирковых артистов и притом в представлении феерическом, где нарядное внешнее оформление, эффектное зрелище несколько отвлекало от самой работы артистов на арене. Наконец целое отделение цирковой программы, поставленное на воде, само по себе представляло интересный аттракцион. Второе отделение спектакля — совсем не то, что мы называем водяной пантомимой, а именно феерия на воде
Не было особой нужды в том, чтобы оправдать превращение арены в пруд или «цирковое море», как шутили клоуны. Зрелище получилось эффектное, когда на арену с шумом хлынул каскад воды, подсвеченной разноцветными лучами прожекторов. На островке в пруду и на подвижных мостиках нужно было дать нечто соответствующее водяному зрелищу.
Скульптурные группы Демкиных, показанные на островке в окружении воды, представляли собой вполне оправданное зрелище — четыре стройные молодые женщины напоминали скульптуры, нередко украшавшие фонтаны XVIII столетия. Воздушные гимнасты Папазовы в костюмах моряков и с атрибутами их профессии — веслами, спасательными кругами и якорями — тоже вполне соответствовали особенностям цирковой феерии на воде.
Наконец поразительным зрелищем была игра Маргариты Назаровой с тигром Пуршем. С детского возраста шесть десятилетий подряд я видел укротителей хищных зверей видел знаменитого Ричарда Савадэ но ничего подобного тому, что мы увидели в этой программе, видеть не приходилось. Тигр, прыгающий как громадная кошка, в воде за мячом, играющий с Назаровой в воде, рычащий, хватающий ее могучими лапами, оскаливающий клыки, — это было нечто волнующее и вместе с тем восхитительное прежде всего потому, что это был показ тигра не свободе, а не в клетке. Да и самой клетки не было, не было решетки, из-за которой мы всегда видим тигров
— Исключительный номер, — сказал мне, разводя руками, наш гость индиец (кстати, для Индии тигр и до сих пор страшный хищник, от которого гибнут сотни, если не тысячи людей)
По правде говоря, когда на художественном совете в Управлении цирками обсуждали сценарий феерии «Юность празднует» и в числе номеров нам назвали номер Маргариты Назаровой с тигром в воде, мы усомнились в том, что такой номер можно показать без клетки. Об этом даже говорили на заседании Тем более это был сюрприз и для нас и, конечно, для зрителей.
Олег Попов повторил свой замечательный номер на свободном канате на этот раз над водой, что, разумеется, усилило эффект, Даровитый, веселый, обаятельный артист разнообразно показал себя и в этой программе.
«Рыболовы» — комическая пантомимная сценка на воде в исполнении Юрия Никулина и Михаила Шуйдина была очень хорошо принята зрителями
Как водяная цирковая феерия, это зрелище, несомненно, завоевало право на существование (сценарий В. Полякова, режиссер М. Meстечкин, художник Г. Кноблок).
Первое отделение программы было парадом нашей цирковой молодежи — братья Запашные, жонглер Нази Ширай, акробаты с подкидной доской под руководством С. Кожевникова, эксцентрики Громовы и воздушный полет, блестящий номер под руководством Ф. Конева, изящная воздушная гимнастика В. Суркова — все они еще раз подтверждают заслуженную славу советского циркового искусства.
Молодое поколение не только воспринимает от старшего бесстрашие, смелость, чистоту работы, но идет дальше, достигая стремительного темпа в работе. В старое время считалось нужным «продавать номep», без нужды растягивая его длинными паузами, как бы подчеркивая его трудность, злоупотребляя барабанной дробью, играя на мелодраматических эффектах. Сейчас самые сложные, трудные упражнения показывают легко, стремительно, и именно эта легкость и непринужденность в работе производит большее впечатление на зрителя. Легкость, стремительность в подаче номера — это стиль нашего циркового искусства, отличительная особенность работы нашей цирковой артистической молодежи.
Конный цирк был представлен руководителем Б. Манжели и его партнерами Л. Котовой и Ю. Ермолаевым. Что бы там ни говорили в наш век ТУ-104 и сверхскоростных машин, но лошадь в цирке и на ипподроме — прекрасное зрелище. Изящество, с которым демонстрируют высшую школу верховой езды наши артисты, те черточки нового, которые внесены в композицию и оформление номера, доказывают еще раз, что конный цирк не отжил свой век. И без конного цирка, в сущности, нет самого цирка, потому что есть же разница между мюзик-холлом и цирком. Точно так же нет цирка и без клоунов. Клоунада в представлении была забавной, непретенциозной и смешной.
Приятно, что молодежь была представлена зрителям ветераном советского цирка А. Буше и представителем младшего поколения Ю. Егоренко.
Много пережил наш цирк за сорок лет и, разумеется, не сразу родился своеобразный, художественный стиль советского циркового искусства. Каких только не проделывали на манеже экспериментов и в прозодежды одевали артистов, и тянули искусство цирка к чистому спорту, и к театру. Но, в конце концов, наш цирк вышел на ровную широкую дорогу и воспитал отличную смену, поколение молодых артистов, которое себя хорошо показало в дни VI Всемирного фестиваля молодежи. И за это так горячо аплодировали молодым артистам гости со всех концов мира и советские зрители, верные друзья нашего циркового искусства,
Л Никулин
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г