Подготовка новых номеров
РУССКАЯ ТРОЙКА
Под звуки русской народной мелодии на арену вылетает запряженная в розвальни тройка. На манеже цирка зимнее убранство: заснеженный ковер, опушенная белыми хлопьями барьерная дорожка. У форганга голые березки в снежных сугробах. Мягкий зимний свет...
Удалые кони вихрем мчатся по кругу. На расписной дуге коренника трепещут пестрые ленты, малиновым звоном переливаются колокольцы. В розвальнях ватага веселых музыкантов: баян, балалайка, рожки, бубны. Комик-затейник бьет в ложки, лукаво подмигивает ямщик. Несется лихой посвист.
Гоп-ля! Оставив инструменты, парни на ходу выпрыгивают из саней, сбрасывают полушубки, шапки. Затейник одним рывком скидывает валенки — пошла конная потеха!
Парни ловко прыгают на покрытых ряднами лошадей, с лошадей в розвальни, оттуда — в сугробы. На крупах коней и в санях возникают атлетические пирамиды ж так же незаметно, как возникли, рассыпаются. Наконец, сани делают крутой разворот и уносятся за кулисы.
Окончилось зимнее гулянье: идет весна.
Под куполом цирка появляется мимирующая маска солнечного диска. Солнце весело щурится, улыбается, подмигивает, заливая манеж ярким светом. Под аккомпанемент оркестра оно поет песню о славном Яриле — олицетворении ласковой, животворящей весны.
В лучах теплого солнца постепенно тают сугробы, зеленеют березки, распускаются цветы на почках. На зеленую лужайку манежа снова вылетает тройка, запряженная уже в бричку.
Кони карьером несутся по кругу. Мелькают вышитые косоворотки, яркие девичьи сарафаны. И снова конная потеха, только еще замысловатее, еще затейливее, чем прежде.
На полном скаку артисты выполняют комбинированные прыжки и сложные пирамиды, стойки, арабские сальто.
Тройку на манеже сменяют две лошади под нарядными чепраками, затем пара лошадей на смежных ремнях. В быстром темпе исполняются сложные трюки жокейского искусства, стилизованные в русской национальной традиции.
Этот новый номер задуман заслуженным артистом РСФСР А. Александровым-Сержем, руководителем труппы жокеев-наездников, которые выступят в дни юбилейных торжеств на арене Московского цирка. Подготовка номера осуществлена Ленинградским цирком (режиссер-консультант — заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Венецианов).
ЛЬВЫ И ЛОШАДИ
Так называется новый цирковой аттракцион, над созданием которого работает заслуженный артист РСФСР А. Н. Буслаев вместе с артисткой Тамарой Буслаевой (режиссер-консультант Н. Н. Зиновьев).
— На протяжении многолетней творческой жизни в цирке меня всегда привлекали необычные сочетания двух противоположных начал, — говорит А. Н. Буслаев — Достаточно вспомнить недавнее прошлое: львы на мотоциклах, слоны и балерины и другие аттракционы. Теперь меня увлекла более трудная задача — одновременно показать на манеже лошадей и львов в едином цирковом действии. Такая задача в цирке еще не ставилась,
...Звучит торжественная увертюра. На арену выбегают четыре лошади. Они проделывают различные эволюции. Появляется коверный и с недоумением спрашивает дрессировщика, почему номер называется «Львы и лошади»? На арене появляется первый лев. Коверный в ужасе. Происходит ряд комических недоразумений.
Между тем на арену плавно въезжает кабриолет с Тамарой Буслаевой. На спине лошади спокойно устроился львенок, а рядом с артисткой восседают два взрослых льва. Укротительница спрыгивает с кабриолета и начинает демонстрировать искусство своих питомцев. Львы катаются на шарах, играют, группируются в пирамиду. И вдруг на манеж, где находятся львы, выбегают лошади. Вот они останавливаются около львов. Как заправские всадники львы ловко вскакивают на- спины лошадей. и начинается необычная скачка с разнообразными перестроениями.
Для демонстрации этого аттракциона
изготовляется клетка особого устройства, впервые применяемая в цирке. Клетка автоматически выдвигается из-за кулис и опоясывает барьер арены двумя полукружьями. Когда предохранительные меры не нужны (например, при исполнении конных эволюций, в которых хищники не участвуют), оба полукружья клетки оттягиваются за кулисы, но перед появлением львов снова замыкаются в кольцо. Новый аттракцион выпускается Центральной студией циркового искусства.
ГРУППА ЭКЗОТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ
Арена закрыта круглым занавесом, опоясывающим барьер. Увертюра переносит зрителя в сказочную страну. В звуки оркестра вплетаются голоса зверей. Рассветает. На занавесе вырисовываются очертания тропического леса. Занавес подтягивается под купол, — и зритель видит заросшее бамбуком озеро. Так начинается новый аттракцион, подготавливаемый в Ереванском цирке молодым дрессировщиком Степаном Исаакяном.
В аттракционе демонстрируется большая смешанная группа животных: венценосные журавли, павлины, антилопы, удавы, питоны, крокодилы и бегемоты.
Создатели аттракциона (дрессировщик С. Исаакян, режиссер-консультант Б. Эдер, режиссер В. Миронов) стремятся показать животных в веселой сюжетной сценке.
По началу дрессировщик предстает в образе комика-эксцентрика.
Заметив птиц у озера, он подкрадывается к ним, пытается их поймать. Но в платке, который он так ловко накинул на птицу, неожиданно оказывается... рыба! Да и та, выскользнув из рук, падает в озеро, а когда он пытается достать рыбу удочкой, то вместо нее вылавливает... крокодила. Оправившись от испуга, наш герой устраивается позавтракать на небольшом холмике, но тот неожиданно начинает двигаться. Оказывается, герой принял за холм вздремнувшего бегемота.
В самый критический момент, когда кажется, что незадачливый комик погибнет, растерзанный зверями, он на глазах у зрителя преображается в сказочного богатыря, который смело сражается с огромным крокодилом, борется с удавами. Смелость и разум человека побеждают.
«МЕДВЕДИ-ПОЖАРНЫЕ»
Просторная комната... Мирно спит малыш в детской кроватке.
Старая нянька гладит его штанишки. Тишина... Ничто не нарушает покоя... Неожиданно из-под одеяла с пронзительным воплем выныривает взлохмаченная голова медвежонка. Старушка, забыв про утюг, семенит к нему с соской. Но Мишка капризничает и торопливо «шепчет» ей что-то на ухо. В это время под утюгом вспыхивает пламя.
Пожар!.. В смятении старушка мечется по комнате, не находя воды, затем в ужасе убегает. Медвежонок вылезает из кровати спешит вслед за ней...
Над новым буффонадным номером «Медведи-пожарные» работает молодой дрессировщик Анатолий Корнилов. Уже теперь, по отдельным отработанным фрагментам, можно сказать — аттракцион обещает быть интересным.
В номере заняты четыре бурых медведя, которые вместе с дрессировщиком весело разыгрывают различные комические сценки во время тушения пожара.
Вот из-за кулис выскакивает мотоцикл с закрепленной на нем пожарной лестницей. В коляске, поблескивая шлемом, сидит полный решимости пожарный-мишка. За мотоциклом мчится маленький тарантас, в который запряжены пони. С тарантаса торопливо соскакивают два медведя, и, установив помпу, начинают качать... но, увы, вода так и не поступает. Тогда начинаются различные трюки и эпизоды. Один из медведей, собираясь залить огонь, комично взбирается по лестнице с ведром, расплескивая воду и щедро обливая дрессировщика, который никак не поспевает за ним.
Вот мишка спасает испуганную собачку, забравшуюся от огня на подоконник. Он бережно снимает ее оттуда и, крепко прижав лапой к своей косматой груди, осторожно, ощупывая каждую ступеньку, спускается вниз.
Номер рассчитан на 8—10 минут. Но за это время зрители увидят немало остроумных эксцентрических сценок. Сценарий Н. Зиновьева помогает дрессировщику наиболее эффективно проявить возможности четвероногих артистов.
В работу медведей включены элементы акробатики и эквилибристики; один из них использован в качестве комика, другой — в качестве мотоциклиста.
Все это не является внешним по отношению к сюжету, либо случайным соединением отдельных трюков. Наоборот, трюки помогают раскрыть комедийное содержание номера.
ГАСТРОЛИ ЗА РУБЕЖОМ
Три группы артистов советского цирка гастролируют в настоящее время за границей.
С 27 августа по 1 сентября прошли гастроли группы артистов советского цирка в Афинах. В составе группы: заслуженный артист РСФСР Валентин Филатов (аттракцион «Медвежий цирк»), дагестанские канатоходцы под руководством Народного артиста Даг. АССР Рабадана Абакарова, воздушные гимнасты Б. и Л. Левандовские, жонглер И. Хромов, эксцентрик О. Белоусов с партнерами, эквилибрист Л. Осинский, группа турнистов под руководством М. Николаева, танцовщица на проволоке Л. Кудоярова, акробаты-вольтижеры Маленкины, эквилибристы на першах под руководством Ю. Половнева, клоун-дрессировщик И. Ермаков, силовые акробаты А. и Е. Куделины. Коверные клоуны — В. Мозель и А. Савич. Руководитель группы — Л. Зайцев.
Закончив гастроли в Греции, труппа выехала в Югославию и 7 сентября начала выступления в Белграде.
Вторая группа артистов советского цирка гастролирует в Польше. В составе группы: заслуженная артистка РСФСР И. Бугримова (группа дрессированных львов), заслуженные артисты РСФСР воздушные гимнасты Е. Синьковская и В. Лисин, конный жонглер Н. Ольховников, ансамбль акробатов-прыгунов под руководством Ф. Алексеева, акробаты с подкидной доской Карповы, эквилибристы на шарах братья В. и П. Маренковы, музыкальные эксцентрики под руководством 3. Гуревича, дрессировщица И. Авьерино, акробаты И. и К. Лапиадо, Е. Страшная (пластический этюд), антиподист Н. Лукьянов. Коверный клоун — заслуженный артист РСФСР К. Берман. Руководитель группы— народный артист РСФСР Б. Эдер.
Гастроли группы начались в Лодзи, в дальнейшем состоятся в Кракове и в конце октября закончатся в Варшаве.
Коллектив украинского цирка гастролирует в Чехословакии. В его составе: воздушные гимнасты Крыленко, танцовщик на проволоке Г. Гвоздев, гуцульский акробатический ансамбль, жонглер Б. Филипенко, дрессировщица Э. Подчерникова с группой медведей, акробаты-вольтижеры В. Фоменко, М. Таланкина и С. Белов, антиподисты А. и М. Микитюк, оригинальные жонглеры-манипуляторы А. и М. Ларионовы, музыкальные эксцентрики A. Аронов и В. Байдин, дрессировщица B. Ольховикова («Собачий футбол») и другие номера. Коверные клоуны — К. Мусин и П. Копыт. В заключительных спектаклях приняли участие Заслуженные артисты РСФСР П. Чернега и С. Разумов, Заслуженный артист Молдавской ССР В. Херц и соло-эквилибрист М. Егоров.
Гастроли, начавшиеся в Братиславе, продолжены в Брно и будут закончены в Праге.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.