О новом здании цирка в Ростове
Пожалуй, немного в Ростове найдется старожилов, кто бы помнил, как шестьдесят—шестьдесят пять лет назад местный предприниматель Мошонкин открывал свой зимний цирк. Но люди и помоложе хорошо помнят это мрачное серое здание с низким и душным зрительным залом, большую часть которого занимала галерка.
Здание простояло на углу проспекта Буденного и улицы Горького до 1942 года и было сожжено во время войны. Сейчас на месте развалин встало новое, совсем не похожее на старое здание. Впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк.
И только горельеф на фронтоне да две характерные скульптуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству. Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Светлый, просторный вестибюль, великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты... Авторы проекта, архитекторы Петров и Барулин, инженер Щепетов постарались, чтобы кроме удобств зритель получил и эстетическое удовлетворение.
Но главное отличие нового цирка — его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром в тридцать два с половиной метра! На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто ни на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется.
Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных искусственным мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры. В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.
Много труда отняли работы по устранению эха. С этой целью первоначально было решено обработать купол специальным звукопоглощающим картоном — арборитом. Но случилось непредвиденное. После покраски неравномерно высушенный на заводе картон начал коробиться, покрываться пятнами и разводами. Спасти положение могла лишь материя. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина! Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась.
Теперь даже в полголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала. Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Для поделки ее обычно применяются сварные металлоконструкции. Выходит это и дорого и не очень красиво. Инженер Н. Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя — основанием амфитеатра. При этом строители сэкономили свыше 90 тонн дорогого металла. Оригинально устроена и система вентиляции. Летом мощная приточно-вытяжная установка, забирая воздух высоко под крышей, сверху, как в цельнометаллических вагонах, нагнетает его в зрительный зал. В это же время нагретый воздух через смонтированные под креслами отдушники отсасывается наружу.
Зимою та же установка будет подавать в помещение теплый воздух, подогретый до нужной температуры специальными колариферами. Закулисная часть нового цирка — пятиэтажное здание, равное по объему восьмидесяти квартирному дому. Здесь расположены тридцать артистических гримуборных, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт, телефонный коммутатор на сорок номеров, радиоузел. Здесь же электрическая подстанция на 360 киловатт и центральный пункт управления освещением. Не забыты и четвероногие помощники артистов — животные. Проектировщики и строители предусмотрели для них пять больших боксов. Прекрасный подарок получили ростовские зрители к 40-й годовщине Великого Октября.
А. Чупринин
Журнал «Советский цирк» октябрь 1957 г.