Дети изображают нас – это им интересно
—Однажды я рассказала Тане миф об Икаре. Эта девочка всегда нуждается в пище для своего воображения. Она сразу схватила лист бумаги и, не найдя карандаша, пальцем водила по чистому листу, объясняя, где что будет, тут же придумывая детали. Пусть, например, Икар ухватился рукой за луч звезды...

Рис. Наташи Плотниковой, 11 лет (Ленинград) 1958 год
Преподавательница рисования 235-й московской школы Ариадна Степановна Жукова рассказывает о своей ученице Тане Шалыгиной. Одиннадцатилетняя Таня — лауреат Всесоюзной выставки изобразительного творчества детей, экспонированной в текущем году. За акварель «Цирк» ей присуждена третья премия.
—Как случилось, что в стране, где сорок миллионов школьников, один ваш класс выдвинул на Всесоюзную выставку шесть участников? — спросили мы Ариадну Степановну.

Рис. Тани Шалыгиной, 11 лет (Москва) 1958 год
Она улыбнулась:
—Это ведь в основном акварельные рисунки цирка. Я не мешала фантазировать, подбадривала, когда у ребят падала вера в свои силы, а затем, вопреки установкам, щедро ставила пятерки. Дети вдохновлялись, им хотелось создать еще лучшее.
Цирк — одна из многих тем на выставке, где самая многочисленная группа сюжетов связана с колхозными полями, с образами городов и заводов, с бытом советской семьи, с жизнью школ, с темами исторической героики.

Рис. Людмилы Петровской, 12 лет (Ленинград) 1958 год
Что же в маленькой цирковой теме привлекает больше всего?
Чаще всего это клоуны, затем животные, часто акробаты. На многих рисунках очень хорош образ цирка в целом — освещенный центр, затемненные ряды, масса зрителей, которым дети-художники как бы передают свою увлеченность, свое восхищение романтичным искусством цирка.
Вот маленький шедевр — акварель Людмилы Петровской. Добродушный клоун с зонтиком и собачкой в момент представления. Свежий талантливый рисунок, пронизанный жизнерадостным юмором.
Акварель Наташи Плотниковой динамично изображает воздушный полет, отлично передает романтику цирка.
Романтическая необычность цирка привлекает детей-художников. Одновременно они тянутся к правде в передаче этой необычности. Вася Аземша с хорошей точностью изобразил здание Ленинградского цирка на скрещении людной городской артерии и набережной Фонтанки. Но дети знают, что, войдя внутрь этого здания, окажешься в мире чудес.

Рис. Лени Гумановского, 9 лет (Ленинград) 1958 год
Разумеется, юные художники допускают ошибки в передаче подробностей, масштабов предметов, в выборе цвета. Леночка Серебрякова без нужды изобразила зрительские ряды волнообразными (вероятно, запомнившаяся ей «круглость» цирка перенесена десятилетней авторшей и на эту деталь). А девятилетний Леня Гумановский занял маленькой коляской почти весь манеж.
Но, надо думать, именно в цирковой тематике не всякая странность должна рассматриваться как погрешность. На выставке показывался большой фриз «На вокзале», коллективно созданный ребятами седьмого ленинградского детсада. Железнодорожники отмечали, что ряд даже мелких деталей ребята воссоздали с точностью внимательных наблюдателей; но всех пассажиров и всех работников транспорта изобразили детьми — так показалось интереснее.
И, в самом деле, сколько очарования, милой детской наивности в рисунке Тани Шалыгиной! Ее дрессировщица напоминает Таниных подруг, учениц 5-го класса. Тигр больше похож на щенка немецкой овчарки и, кажется, не обращает никакого внимания на горящий обруч для прыжков. Но именно таковы дети: таковы их восприятия, вкусы, возможности. И именно в этом прелесть их пусть еще не совершенных рисунков, которые для нас, взрослых, полны неотразимой притягательной силы.
Дети — художники цирка — это маленькие агитаторы за цирк. Они агитируют своим наивным, но в основном удивительно правдивым искусством.
—Пойдемте в цирк,— как бы говорят они своими скульптурами и акварелями. Говорят не только своим сверстникам, но и нам, взрослым.
В. ПОКРОВСКИЙ
Журнал « Советский цирк» май 1958 год