Евгения Чивела возвращается в цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Евгения Чивела возвращается в цирк

 

Евгения Чивела возвращается в циркС утра с моря дул ветер, к вечеру он усилился до 8—9 баллов. Шапито стало сильно пошатывать. Но, несмотря на непо­году, цирк в Лиепая был заполнен зрите­лями. Зрители нетерпеливо аплодировали, требуя начала. Никто и слышать не хотел об отмене представления.

Наконец заиграл оркестр. Программа состояла из номеров молодежного коллек­тива. Жизнерадостно, с увлечением демон­стрировала молодежь свое искусство, за­ставив  зрителей забыть о непогоде.

Последний номер второго отделения. Как и водится, в заключение исполнялся «гвоздь программы» — номер воздушных гимнастов Евгении Чивела и Владимира Ритова.

Артисты быстро взбираются под самый купол цирка. В зубах гимнаста — хорошо сложенного загорелого юноши—небольшое приспособление. Девушка захватывает зу­бами свободный конец «зубника», не­сколько взмахов руками — и гибкая фигу­ра молодой гимнастки закружилась волч­ком с невероятной быстротой. Бесстрашные артисты демонстрировали каскады слож­ных упражнений, «обрывы», от которых за­хватывало дух и на секунды в зале возни­кала полная тишина, внезапно прерывав­шаяся гулом одобрения.

Увлеченные успехом, артисты пригото­вились   к финальному  трюку. Женя   встала на передний штамберт рамки между ко­ленями висящего вниз головой партнера. В руках у Владимира концы двух пучков веревок, только что незаметно прикреп­ленных к ногам партнерши. Последовала традиционная команда «Ап!» — и Женя прыгнула из-под купола...

В это мгновение сильным ветром кач­нуло брезентовый купол цирка. Расчет ар­тистки был сбит, и вместо плавного полета «ласточкой» вперед она падает вниз. Все это длилось доли секунды. Опытная гим­настка, осознав неверность полета, зажму­рила глаза в ожидании сильного рывка за ноги. Но рывка не последовало... Веревоч­ные «штабаты», не выдержав резкого, сильного натяжения, лопнули. В зале раз­дался приглушенный крик. Наступила зловещая тишина.

Евгения открыла глаза и увидела себя на ковре манежа. Мгновенно пронеслось желание подняться, но страшная боль ско­вала мускулы. Чивела    потеряла   сознание.

Состояние больной вызывало у всех серьезные опасения. Вывих челюсти, пере­лом тазовой кости, отрыв отростков ряда позвонков — таков был диагноз хирурга после первого осмотра. Сознание верну­лось к ней не скоро. Партнер Евгении — ее муж Владимир Ритов, друзья из моло­дежного коллектива — эксцентрики Людми­ла и Юрий Громовы, председатель месткома артистка Эмма Кукушкина, эквили­бристы Ванда и Валент Ивановы — все ста­рались утешить больную, поддержать ее силы. Однако состояние ее продолжало ос­таваться тяжелым. Чивела не верила в пол­ное излечение. Мучительной была мысль о том, что ей больше никогда не придется выступать на арене цирка.

Три месяца постельного режима, бес­конечные процедуры, физиотерапия, ле­чебная физкультура. Наконец при помощи палочки она начала ходить. Для дальней­шего лечения Евгению посылали в сана­торий в Цхалтубо, Кто-то из неосторожных сотрудников поликлиники заговорил в при­сутствии артистки о переводе ее на инва­лидность. Для Евгении Чивела это прозву­чало как  трагический  приговор.

Тяжело переживал случившееся и Вла­димир Ритов. Чем подбодрить жену, как активизировать ее на борьбу с тяжелым недугом? Ведь без этого выздоровление будет протекать хуже и медленнее!

Ритов услышал от своих друзей, что одна из газет напечатала статью о спортс­мене, который после тяжелой травмы, про­явив волю и мужество, вернулся в ряды лучших мастеров спорта. Газета с этой статьей была принесена в больницу и «за­быта» у постели больной,

В свободную минуту Евгения несколько раз с волнением перечитала рассказ о ве­логонщике Петрове, неоднократном побе­дителе в различных соревнованиях, кото­рый получил тяжелые ранения, но не оста­вил мысли о спорте и после долгого лече­ния вновь вернулся на велотрек.

Чивела решилась... Поездка в Цхалту-бо стала для нее внутренней необходи­мостью. Сборы в дорогу были самыми ко­роткими — не хотелось терять ни ми­нуты. И опять разнообразные врачебные процедуры по нескольку часов в день, ле­чебная физкультура и — украдкой от вра­чей — начало тренировок.

Теперь она уже верила в свои силы, верила, что вернется в цирк. Первые серьез­ные пробы на спортивных снарядах по­казали, что можно начать репетиции номе­ра. Правда, спина еще побаливала от рез­ких движений, но об этом никому не рас­сказывалось. Даже близкие друзья могли «выдать» ее «тайну» врачам, и тогда опять отсрочка...

Прошло ровно семь месяцев со дня ее падения, и 26 марта 1957 года в Сева­стополе Евгения Чивела и Владимир Ритов под звуки оркестра вновь вышли на арену.

Молодежный коллектив в то время был занят подготовкой к VI Всемирному фе­стивалю молодежи и студентов. Однако возвращение их товарища в коллектив приостановило все остальные дела. Это были дни общих волнений и общей радо­сти. Артисты следили за каждым трюком, за каждым движением и, отстранив уни­формистов, сами ассистировали номеру своих друзей.

Номер Евгении Чивела и Владимира Ритова во многом усовершенствовался. Сме­лый, можно сказать, отчаянный финал — каскадный прыжок на штрабатах — приго­товила Евгения к фестивалю.

И наконец — премьера! Молниеносное вращение на «зубнике», красивые «обры­вы», ручной вольтиж на рамке под купо­лом и другие элементы интересно заду­манного и хорошо исполняемого номера вызывали   бурные  аплодисменты  зрителей.

И это было большой наградой за во­лю, мужество, талант, за неиссякаемую лю­бовь к своей профессии...

Бросок на штрабатах

Бросок на штрабатах

 

А. Георгиев

Журнал « Советский цирк» март 1958 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования