День училища ГУЦЭИ
В невысоком, очень привлекательном с виду красном доме под шатровой крышей день начинается рано. Еще нет восьми часов утра, а на манеже появляются крепкие, хорошо сложенные юноши, ладные, стройные девушки в гимнастических костюмах. Не ожидая звонка, они начинают разминку. Это студенты-первокурсники.
Ровно в восемь — занятия.
Батманы! — командует Георгий Никитич Аркатов.
Курбеты!
У юношей первый урок — акробатика. На манеже замелькали упругие, сильные тела.
Руки!..
Резче!..
Как группируешь, ноги вместе! — то одного, то другого поправляет преподаватель.
Из-под купола опущен подвешенный к канатикам страховочный пояс — лонжа.
Не очень точно, вовремя поддерживаемый лонжей, белобрысый паренек крутит заднее сальто.
Весь манеж, большой, настоящий, как в столичном цирке, заполнен. Даже удивляешься, как это не налетают друг на друга летящие в кувырке, идущие «колесом», подпрыгивающие в воздух юные акробаты.
Впрочем, еще совсем неясно, кем будут первокурсники, постигающие основные премудрости цирковых жанров. Акробатика, гимнастика, жонглирование, проволока — все должен постичь будущий артист цирка, ведь только через год определится его жанр, начнется специализация. А пока...
Голова закрыта, смелей!
Так, теперь флик-фляки...
Да, совсем необычен этот манеж и все происходящее вокруг. За барьером тоже негде яблоку упасть — девушки занимаются гимнастикой: на шведской стенке, кольцах, трапеции.
Не обращая внимания на окружающих, тоненькая черноголовая девушка, прежде чем начать упражнения на трапеции, несколько раз повторяет выход, или, как говорят в цирке, «комплимент». Пройдут годы, и, освещенная лучами прожекторов, она легко выпорхнет на манеж, радуя всех юностью, грацией, изяществом и красотой костюма.
Но, чтобы приблизить этот день, нужна упорная, долгая, самоотверженная работа.
Урок гимнастики ведет Юрий Гаврилович Мандыч. Группа девушек осваивает кольца. Вот одна из них, начав упражнение, чуть потеряла темп...
Жми на кисти! Жми!...
Кульбит!
Флажок!
И вот уже девушка, легко перевернувшись, фиксирует свое положение в красивой, но трудной позе, напоминая птицу, накренившую в развороте крылья.
Разножку! Колени, Лида! Прогнись! Так, еще разочек...
И все начинается сначала. Переходя от группы к группе, я с интересом слежу за ходом занятий.
Быстро стоечки! — подает команду Аркатов. На манеже растет лес ног, устремленных в зенит, несколько человек делают стойку на барьере.
Держи, держи! Э... э... ноги так и гуляют... — укоризненно качает головой педагог. Еще разок.
Худощавый, подтянутый Константин Викентьевич Загорский, двадцать восемь лет назад окончивший это училище, зорко присматриваясь к ученикам и подмечая ошибки, на ходу подает советы, подбадривает.
Одобрение опытного циркового артиста и воспитателя приятно каждому, полезен и вовремя поданный совет.
На репетиции
Человека, впервые попавшего в училище, приятно радует атмосфера дружбы, роднящая учеников и педагогов, дружбы, рожденной служением делу строгому, мужественному, подчас опасному и вместе с тем необычайно увлекающему делу, где так удачно сочетаются сила, ловкость, мужество и красота.
Перерыв. Я уже давно обратил внимание на двух очень маленьких, вертких белокурых мальчуганов. Неужели они тоже студенты? Их фигурки особенно резко бросались в глаза рядом с атлетически сложенным высоким юношей с копной вьющихся черных волос и неотъемлемыми кавказскими усиками. Знакомимся.
Мальчуган с льняными волосами — москвич Женя Чуваков, его товарищ — Миша Болдырев приехал из Белгорода. Оказывается, оба они окончили семилетку.
Сколько тебе лет, Миша?
Пятнадцать.
А тебе, Женя? Женя подумал...
Идет пятнадцатый.
Ребята занимались в школе акробатикой и теперь мечтают стать вольтижерами.
Раффик Тагиев — так зовут высокого юношу, — слушая ребят, увлеченно рассказывающих мне о своих мечтах, не улыбается. О, ему очень понятны эти мечты! Окончив в Баку десятилетку, Тагиев, занимавшийся волейболом, борьбой и акробатикой, твердо решил стать акробатом. Родители не сразу одобрили стремления сына. Мать надеялась, что он станет инженером, отец видел сына юристом. Но настоящая мечта рождает уверенность, упорство в достижении цели, и Раффик, успешно выдержав конкурс, стал студентом Циркового училища. Все свое время он отдает специальным дисциплинам, а его товарищи по курсу, пришедшие после семилетки, продолжают заниматься и общеобразовательными предметами. Да, вот, кстати, в коридорчике, примыкающем к манежу, три девушки, воспользовавшись перерывом, листают учебник химии.
Ташка, перед смертью не надышишься, — шутит одна из них.
Да нет, девочки, я учила весь вечер, только формулы забыть боюсь...
Очевидно, сегодня зачет по химии.
Прислонившись к шведской стенке, один из студентов, то и дело заглядывая з записную книжку, шепотом повторяет английские слова.
Нет, теперь уже не может быть артистом советского цирка малограмотный, некультурный человек, духовно искалеченный с детства.ради куска хлеба, как это бывало в старину. Не бродячие труппы и балаганы, а превосходное учебное заведение готовит новое пополнение артистов для любимой народом «арены смелых».
Следующий урок. Теперь у юношей гимнастика, а девушки заняли их место на манеже.
Одни уже без лонжи отлично выполняют сальто, флик-фляки, другие еще проходят «школу мужества» и, не решившись на этот отчаянный кувырок в воздухе (отчаянный, с точки зрения автора, которому вряд ли и лонжа помогла бы решиться), обере-геемые двумя подругами, отшлифовывают точность исполнения, закаляют волю.
Тренировка с ручной лонжей похожа на детскую игру в лошадки. Вот разбегается на манеже девушка, «запряженная» в поясок с отходящими от него прочными «вожжами», которые держат бегущие по обеим сторонам товарки.
Ап! — и «лошадка» молниеносно выкручивает сальто, надежно подстраховываемая подружками.
Эх, снова на одну ногу пришла! — досадует девушка и раз за разом повторяет трюк. Видимо, нелегко этой высокой, плотной блондинке — эстонке Хельми Каплур.
При моем росте акробатика дается труднее, — смущенно и вместе с тем откровенно говорит Хельми, — но я не отступлюсь — буду акробатом. По вечерам, когда свободна, приезжаю в училище и снова тренируюсь.
Не устаете?
Как не уставать, но раз поставил себе цель в жизни, надо добиваться. Я ведь одиннадцать классов кончила в Таллине, могла воспитательницей работать, а вот люблю цирк...
Узнав, что я собираюсь писать об училище, юноши и девушки охотно рассказывали о себе.
Вот Эльга Анзорге, ее родители — музыкальные эксцентрики, а сама Эльга, окончив десятилетку, решила стать воздушной гимнасткой.
Здесь, если не будешь трудиться, ничего не выйдет. Надо очень любить цирк, — говорит Эльга, — чтобы каждый день упорно повторять одно и то же.
Да, сюда может привести только подлинная, настоящая любовь и сильный характер.
Я не могу удержаться от искушения и не познакомить вас, читатель, хотя бы с еще несколькими студентами.
Станислав Черных приехал впервые в Москву из Алапаевска как спортсмен — делегат VI Всемирного фестиваля. В первый же свободный день он пришел в училище узнать правила приема, и теперь он счастлив — «буду акробатом».
Таня Пивина занималась в акробатической секции московского стадиона «Юных пионеров». Раз поступала — не прошла по конкурсу, но от мечты не отказалась, а продолжала готовить себя к избранной профессии. Год не прошел даром, и Таня — в числе студентов,
Люде Щербаковой нравится жонгляж. Ларисе Лейцих — экзилибр на проволоке, а Нине Дрыгиной — акробатика.
Прекрасная координация, — говорят о Нине преподаватели, — способная и смелая дезушка.
Откуда она? — спрашиваю о Дрыгиной.
Из Орехово-Зуеве. Работала счетоводом, занималась акробатикой, имеет первый спортивный разряд. Тут у нас чудные ребята: вот Вася Москаленко — смелый, резкий, с настоящей цирковой хваткой, только вот дисциплинка подчас прихрамывает... Отец специально приезжал в Москву узнать, как учится сын, как ведет себя... Подтянется, парень он хороший...
Легче поднимайте себя, не засиживайтесь внизу...
Мы приоткрываем дверь, из-за которой слышатся эти слова, и попадаем в танцкласс. Юноши и девушки танцуют русского. Это им не велит «засиживаться» в присядке Клавдия Ивановна Филатова.
Хлопок в ладоши, смолкла музыка.
Сделаем балансе вперед, балансе на зад... потом вальс.
Теперь уже другая музыка, другой ритм. Цирковой актер должен хорошо и красиво двигаться.
А есть еще уроки музыкального воспитания, актерского мастерства, истории театра, цирка, грима, техники безопасности.
Ну, скажем честно, читатель, ведь мы с вами и не предполагали, что так разумно, с такой широтой готовят будущих акробатов и воздушных гимнастов, жонглеров и канатоходцев.
Тем временем на манеже начался урок жонглирования. В воздухе летают кольца, булавы... Юноша держит на лбу баланс — деревянную палку с набитой поперечиной.
Падают булавы, падают на пол кольца, и снова упорно, упрямо их подкидывают, ловят, добиваясь той легкости и красоты, которая так радует нас на цирковой арене.
Рядом со шведской стенкой натянута проволока. Она поднята всего на полметра от пола, но ходить по ней от этого нисколько не легче.
В этом нетрудно убедиться, понаблюдав, как часто спрыгивают на спасительную землю начинающие эквилибристы, даже веер не всегда помогает, хотя перед вынужденным прыжком им размахивают особенно сильно.
Урок грима
Нестройные звуки музыки зовут нас в одну из аудиторий — а что там? Заходим.
Группа студентов отделения клоунады в буквальном смысле слова осваивает духовые инструменты. Будущие музыкальные эксцентрики, клоуны, коверные должны многое уметь, чтобы развлечь, развеселить зрителей. На это отделение принимаются только окончившие десятилетку. Они также изучают основные цирковые жанры, а сверх того сценическую литературу, политическую сатиру, занимаются музыкой и...
Тши, тше, тша, тшо, тшу... — выговаривает сидящая за столом худенькая девушка в очках.
Не напрягайте губы, — говорит преподавательница.
Это другая группа отделения клоунады на уроке сценической речи.
Давайте на первой скорости «Наш шахматист», — обращается преподавательница к одному из студентов.

Виктор Феррони, Игорь Толкачев, Юрий Логинов
Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит и вышахматит, — четко и быстро произносит студент скороговорку.
А теперь ктпи...
Ктпи, клти, пкти, тпки... Попробуйте, выговорите такое, а им надо...
После обеда младшие уходят в классы, а на манеже студенты старших курсов. Каждый из них теперь уже определил свой профиль. Он не всегда совпадает с мечтами первокурсника, который еще не в состоянии правильно оценить свои способности и возможности. Специализация в жанре начинается со второго курса, а с третьего — подготовка выпускного номера, В помощь училищу приходит здесь и Центральная студия циркового искусства, осуществляя выпуск номеров.
Два года шаг за шагом, элемент за элементом складывается номер. Чаще всего в нем заняты два-три человека, а бывает и целая группа. Здесь еще больше задач — надо стать единым, дружным коллективом. Обязательно дружным, верным, ибо в цирке жизнь человека часто зависит от товарища-партнера.
Вот преподаватель Морозов готовит выпускной номер — группу воздушных турнистов. Эти семеро юношей и девушек уйдут из училища под купол цирка. Но это в будущем, а сейчас один из партнеров бережно подсаживает на перекладину Эмму Бешанову, У девушки не получается пируэт сальто. На лице от усердия капельки пота, ноют, устали руки, но надо добиваться намеченного.
Делай как простой бланш, — подсказывает режиссер, — все получится. Не робей. Нет, здесь люди не робеют,
Если у человека нет «куража» — смелости, не выйдет из него циркового артиста, — говорит Александр Маркьянович Волошин — директор училища. И он, конечно, прав.
В одном из уголков подле манежа мы увидели на полу совсем незатейливый аппарат: обыкновенная толстая доска, на ней укреплен металлический стержень с небольшим отростком в виде буквы «Л». Это так называемый зубник. Рядом невысокая, плотная девушка. Светлые волосы поддерживает тесемочка, озорные глаза, на лице мелькнула и исчезла уморительная гримаска. Это третьекурсница Галя Тарбеева. Чем же она так довольна, что делает у этого аппарата?
А вот смотрите. Галя наклоняется к полу, берет в рот и крепко зажимает зубник, опершись руками о доску, легко отталкивается ногами и плавно, до невероятного положения перегибается назад, через спину, почти положив ноги на голову. Еще мгновение — вытянуты в стороны руки, и девушка в таком удивительном положении держится на зубах.
Молодец, Галка, — говорит постановщик номера Николай Эрнестович Бауман.
Оказывается, девушка только-только освоила этот сложнейший трюк и, понятно, счастлива.
Сначала никак не могла привыкнуть к зубнику, — смеется Галина, — даже зубы чесались. Уж чего только не делала, чтобы избавиться от такого ощущения, чистила их, терла, полоскала, а зубы все чешутся, а главное, трюк не выходит. Поплакала даже.
А теперь?
Теперь не чешутся, теперь дело пошло. Николай Эрнестович, — обращается она к режиссеру,— давайте еще разок.
Не устала?
Ничего, последний.
И снова Галя повторяет этот красивый и сложный трюк с мудреным названием: «Стойка в богене, в зубнике без рук». Галина Тарбеева приехала в училище из Новосибирска и с первых дней учебы радует воспитателей превосходными данными и такими же успехами. Ее выпускной номер условно назван пластическим эквилибром, а проще говоря, эта девушка с фантастически гибким и послушным телом готовит целую серию интереснейших трюков.
Вечер, а манеж все не пустеет. Наоборот, занимающиеся очень неохотно уступают его вновь приходящим.

Музыкальный эксцентрик Валентина Гайлевич. Рис. Р. Черных
Юрий Гальперин
Наши интервью
Нашу цирковую молодежь я знаю хорошо, так как много лет работал с ней, продолжаю работать и сейчас. Среди молодых артистов есть, несомненно, способные люди, заслужившие право выступать на цирковой арене.
Однако при наличии положительных качеств у нашей цирковой молодежи есть и серьезные недостатки. Необходимо, прежде всего, отметить отсутствие артистизма. А ведь артистичность заключается и в том, как выйти на манеж, как кланяться, как держать себя при исполнении номера, как подойти к показываемому трюку и даже как уйти с манежа, чтобы достойно завершить номер и ярко запечатлеть его у зрителей.
К сожалению, этому искусству нашу молодежь обучают в училище недостаточно. На эту сторону подготовки надо обратить особое внимание и заняться ею специально.
Хотелось бы, чтобы наша молодежь на манеже постоянно совершенствовала номера, вносила бы в них свое, оригинальное, продолжала поиски в своем жанре.
К сожалению, некоторые молодые цирковые артисты заштамповывают свой номер, превращая его в скучный, ухудшенный вариант номера, подготовленного школой.
В погоне за успехом молодежь иногда копирует старые номера, и при этом не улучшает, а искажает их. Результат получается обратный желаемому. От этого необходимо предостеречь наших молодых артистов. Опыт старших товарищей нужно перенимать творчески, развивая его, не занимаясь копированием. Наша обязанность почаще напоминать молодежи об этом.
Мы старые мастера манежа, в свою очередь всегда рады передать опыт и знания молодым артистам цирка, так как не мыслим себя вне цирка, которому отдали много лет жизни и для процветания которого и впредь не пожалеем ни времени, ни сил.
Ф. КОНЕВ

Танец на проволоке исполняют Т. Васильева, А. Богатев и Т. Виноградова
Я наблюдаю, как не хотят уходить с манежа акробаты, хотя время их истекло и должен репетироваться выпускной номер жонглеров-каскадеров.
Ребята! — говорят друзьям жонглеры.
Мы прогоним только раза три, у нас сегодня шефский концерт, так что не уходите.
Отлично! — обрадовались акробаты.
Уже четыре года провели в училище Виктор Феррони, Игорь Толкачев и Юрий Логинов.
А вот и они. На манеж выбегают трое студентов. Они выносят стол, ящик лимонада, скатерть, и начинается веселая игра. То исчезает под столом только что стоявший рядом товарищ, то, словно ракета, пролетает, распластавшись по столу, другой, смешные прыжки, толчки, падения, акробатические трюки, и тут же из рук в руки летят «бутылки» — студенты жонглируют, находясь в самых неожиданных положениях.
Вот тебе раз — упала, не пришла в руку одна из каскада «летающих» бутылок.
Детки, не ронять. Не гоните темп. Ну-ка, опять с этого момента — из-за спины...
«Детки» покорно слушают своего руководителя курса и режиссера Баумана. Теперь все проходит гладко. Еще бы, ведь до выпуска — считанные дни.
Номер целиком повторяется еще и еще раз. Уставшие, покрытые испариной жонглеры охотно уступают манеж акробатам.
Время близится к десяти часам вечера. Но что делает на трапеции девушка в светлой майке, я же видел ее сегодня утром, она первокурсница?
Я не ошибся, это москвичка Люся Нетопина. Страстная спортсменка, она закончила десятилетку, педагогический техникум.
Моя давнишняя страсть — цирк, — объясняет Люся.
Ну, а что вы так поздно?
Недовольна я собой, все кажется не так, какое-то беспокойство одолевает, а мне больше всего нравится трапеция, вот и прихожу тренироваться.
Каждый вечер?!
Часто, но не каждый. Вчера слушала в опере «Царскую невесту» — очень музыку люблю, — говорит Люся и, извинившись, снова взлетает на трапецию.
За раскрытой дверью одного из классов знакомая многим картина: над листом ватмана склонилось несколько голов — готовится очередной номер стенгазеты. На столах краски, цветные карандаши, девушка большими ножницами аккуратно обрезает фотографию.
«Навстречу 40-летию комсомола» — красивой вязью выводит художник...
Только к полуночи заканчивает училище свой трудовой день.
В библиотеке училища
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.