О чем рассказали выпускники ГУЦЭИ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О чем рассказали выпускники ГУЦЭИ

 

До сих пор училище не занималось раз­работкой теории по специальным предме­там, и это тем более досадно, что педагоги училища, безусловно, располагают богатым опытом и могут создать учебные пособия по всем без исключения цирковым жанрам.

В деле подготовки молодых цирковых кадров необходим также обмен опытом и практикой работы. Должна быть осущест­влена более активная живая связь с цир­ковыми школами-студиями стран народной демократки, организованных по примеру нашего училища, в которых использован и наш опыт. До последнего времени эта связь носила односторонний характер — к нам в училище приезжали представители почти всех вновь организованных школ-студий. Хотелось бы, чтобы работники нашего учи­лища также посещали эти школы, изучали их достижения, с пользой для дела пере­нимали положительные результаты их ра­боты.

Дело воспитания цирковой молодежи необходимо постоянно совершенствовать, чтобы, как говорил Н. С. Хрущев в докладе на XX съезде КПСС, «воспитывать строи­телей нового общества, людей большой ду­ши и возвышенных идеалов, беззаветного служения своему народу, который идет в авангарде всего прогрессивного человече­ства».

Вот уже три месяца, как, закончив училище, клоунская груп­па гастролирует по циркам страны. А ведь в свое время было не­мало людей, и среди них даже специалистов, которые считали орга­низацию отделения клоунады в училище пустой затеей. Они утвер­ждали, что нельзя научить быть клоуном, что клоуном можно толь­ко родиться, что это особый дар... Но все это позади.

Молодые артисты, образовав группу, выступают совместно. Что-то уже найдено, проверены творческой практикой некоторые казав­шиеся только школьными истины циркового манежа. Многое еще придется искать, многому учиться. И, глядя на молодых артистов, вспоминаешь горячий разговор, который произошел в редакции журнала вскоре после выпускного экзамена.

Срок обучения в училище на отделении клоунады и музыкаль­ной эксцентрики два года, тогда как на основном отделении — четы­ре. Конечно, за столь короткий срок трудно подготовить артиста, да еще в таком сложном жанре, как клоунада. Но дело не только в сроках.

Серьезных коррективов требует организация всего учебного про­цесса на отделении. Об этом говорили молодые артисты Г. Афа­насьев и А. Николаев. Очевидно, еще раз следует пересмотреть список и объем преподаваемых предметов, более точно рассчи­тать сетку учебных часов, продумать формы индивидуальных за­нятий с каждым студентом, а не делить их опрометчиво, как это, к сожалению, делали некоторые преподаватели, на одаренных и без­дарных. Практика показала, что эти преподаватели крепко ошиблись. А ведь такие ошибки могли самым пагубным образом сказаться на судьбе молодых артистов.

Следует отметить, что еще не все педагоги училища уяснили задачи, стоящие перед ними в процессе обучения и воспитания студентов на отделении клоунады и музыкальной эксцентрики. Так, например, опытный педагог А. Федорович, увлекаясь беседами по мастерству и подготовкой скорее театральных, чем цирковых этюдов, старался ограничить стремление своих учеников овладеть жонглированием, акробатикой, говоря что это не нужно клоуну. Между тем общепринятая, проверенная многолетней творческой практикой точка зрения, что клоун должен быть разносторон­ним, универсальным артистом, не вызывает сомнения. Однако и в са­мой учебной программе, разработанной специально для отделения клоунады, этим дисциплинам отведено явно недостаточное время. И только горячему желанию и в основном собственным усилиям мо­лодые артисты обязаны тому, что в представлениях они показыва­ют акробатические номера, жонгляж, музыкальную эксцентриаду.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о репертуаре для студентов отделения клоунады: ведь он может и должен стать осно­вой для создания номера. Поэтому репертуар, естественно, дол­жен быть не только добротным, высокого качества, но и новым, оригинальным. А студенты отделения в своей работе опираются в основном на клоунады, написанные преподавателями училища, но­сящие чисто учебный характер.

Медлительность дирекции училища в подборе репертуара вызы­вается одним обстоятельством. Дело в том, что, проучившись все­го два года, молодые артисты (вряд ли их еще можно назвать арти­стами) попадают на стажировку в Студию циркового искусства, где они готовят номер, репертуар и реквизит. А потом они сдают вы­пускные экзамены в училище. Такой разрыв учебного процесса, слишком быстрая, без надлежащей подготовки профессионализа­ция студентов, конечно, не может дать желаемых результатов. А в отдельных случаях это сказывается отрицательно. И прав директор училища А. Волошин, когда говорит, что за два года училище успе­вает лишь выявить творческую индивидуальность студента, тогда как по срокам их надо выпускать уже с готовым номером. Необхо­димо добиться трехгодичного курса обучения для студентов отде­ления клоунады, тем более что на основном отделении срок обуче­ния четыре года.

Отделение клоунады называется официально так: отделение клоунады и музыкальной эксцентрики. Но почти никто из студен­тов первого выпуска не играет на музыкальных инструментах. И даже М. Капитановой, имеющей специальное среднее музыкальное образование, не помогли создать музыкальный номер. Это серьез­ный просчет в работе училища. Правда, сейчас положение несколько исправляется, и следующий выпуск включает нескольких музыкаль­ных эксцентриков.

Устранение недостатков, о которых с горечью рассказывали пер­вые выпускники отделения клоунады и музыкальной эксцентрики, несомненно, сделает работу училища в этой области более плодо­творной, и качество номеров намного улучшится.

Наши интервью

Все мы любим молодежь, заинтересованы в ее росте и готовы помочь ей успешно про­двигаться вперед.

Прежде всего, хочется поже­лать, чтобы наши юные друзья никогда не забывали своего высокого назначения — искус­ством служить замечательному советскому народу. Это требует от нас неустанного повышения квалификации. Каждое наше выступление, каждое непосред­ственное общение со зрителем обязывает.

У некоторой части нашей молодежи сохранилось еще в корне неправильное мнение, будто они должны выступать только в Москве. От такого взгляда надо избавляться, и чем, скорее, тем лучше. Наш зритель повсюду с благодар­ностью принимает мастеров цирка, он везде справедливо требует от нас высокого ма­стерства.

Во время гастролей за ру­бежом однажды меня спросили, почему я долгое время не вы­ступал в Москве, не является ли это отрицательной оценкой моей работы.

Им и невдомек, что в нашей стране у работников Искусств не может быть территориально­го или иного деления зрителей на первый и второй сорт. Ког­да я разъяснил это моему со­беседнику, он был немало удивлен.

Хочется пожелать нашей молодежи, чтобы она всегда помнила о трудном пути, кото­рый прошли старшие их това­рищи — мастера цирка, прежде чем достигли успехов. Своим напряженным,  долголетним трудом они подготовили моло­дежи все необходимое для ее быстрого и успешного роста. Надо, чтобы молодежь правиль­но понимала это и не отделяла себя от всего того, что создано мастерами манежа, чтобы она ценила их опыт, знание, виде­ла в них своих учителей и на­ставников и впитывала их ак­терский и жизненный опыт. И мастера должны идти навстре­чу своим молодым товарищам. Время идет, люди стареют. Все меньше и меньше остается ма­стеров с большим опытом. Бы­ло бы непростительной ошиб­кой не передать ценнейший опыт молодому поколению ар­тистов цирка, призванному нес­ти эстафету, врученную им старыми мастерами манежа. В этом дружном единении — не­сомненный залог дальнейших успехов   советского  цирка.

КАРАНДАШ

 Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования