Помогать молодежи, бережно растить творческую смену
Редакция журнала обратилась к управляющему Союзгосцирком Ф. Г. Бардиану с просьбой ответить на ряд вопросов. Ниже публикуются вопросы и ответы.
Вопрос. История русского и советского цирка, а также предшествующий опыт мирового цирка показывают, что воспитание и подготовка новых артистов развивалась в двух направлениях: индивидуальное обучение мастерами детей (так называемый «семейный» цирк) и подготовка артистов в государственном учебном заведении — опыт, впервые успешно осуществленный в Советском Союзе и получивший распространение в странах народной демократии.
Исключает ли наличие учебных заведений подготовку нового пополнения в порядке индивидуального прикрепления к мастерам?
Ответ. Наше первое Государственное училище циркового искусства себя оправдало, и, что особенно отрадно, оно с каждым годом улучшает качество своих выпусков. Верен подсказанный практикой метод подготовки новых артистических кадров, сочетающий учебную работу училища с деятельностью Центральной студии циркового искусства. Студия помогает училищу выпустить не просто физически развитых людей, а законченный цирковой номер, с реквизитом, костюмами и музыкальным сопровождением. Хорошо, что для создания номера привлекаются не только педагоги, но и режиссер, художник, композитор. Училище дает нам возможность пополнять творческие кадры цирка грамотными, образованными людьми, имеющими законченное среднее специальное образование.
До революции, как известно, таких училищ не было. Артисты цирка находились вообще в бесправном положении, большинство, даже выдающиеся из них, не могло получить образования.
Наше цирковое училище уже дает возможность посылать его воспитанников в высшие учебные заведения. Более пятидесяти молодых артистов цирка учатся в институтах театрального искусства и физической культуры. В ближайшее время у нас будут мастера цирка с законченным высшим образованием, чего нет ни в одной буржуазной стране.
Другим важным источником пополнения кадров для наших цирков является обучение детей мастерами цирка. С малых лет дети получают возможность перенять опыт своих родителей непосредственно на манеже. Мастера прививают им вкус, любовь к цирковому искусству, передают свое мастерство, умело наблюдают за их физическим развитием, и под их руководством и наблюдением воспитываются прекрасные артисты советского цирка. К этому нужно добавить еще одно очень важное обстоятельство: подавляющее большинство детей артистов, несмотря на трудные условия, связанные с постоянными переездами, успешно заканчивают среднююшколу, получают аттестат зрелости. Это в буржуазном цирке осуществить весьма сложно.
Интересы детей, готовящихся стать мастерами цирка, защищаются законами нашей страны. Решением правительства регламентирован возраст их поступления в цирк. Прежде чем стать учеником цирка, каждый желающий должен пройти ряд комиссий, всесторонне обследующих ребенка и выносящих свое авторитетное решение. У нас исключена возможность существования «гуттаперчевых мальчиков», талантливо изображенных Д. В. Григоровичем.
Таким образом, самый принцип семейного образования изменился. Иначе в наших условиях и быть не может.
Одним из источников пополнения кадров является также художественная самодеятельность. Многие из ее участников становятся хорошими артистами цирка. Некоторые артисты разговорного жанра выходят из театральных учебных заведений и из театров. После студийной подготовки они получают необходимые навыки и направление для своей работы в цирке.
Разумеется, одного училища циркового искусства недостаточно. Уже издан приказ министра культуры о создании училища и на Украине. Через два года оно приступит к набору учащихся. С дальнейшим развитием сети цирков возникнет возможность открыть училища и в других городах.
Вопрос. Государственное училище циркового искусства, как известно, не выпускает артистов всех жанров, в частности таких, как конный цирк, всегда привлекающий зрителей, укротителей хищников и других.
Какие перспективы в этом направлении намечаются в Государственном училище циркового искусства и как предполагается готовить артистов для этих жанров, если училище в течение ближайших лет не сможет обеспечить потребность в них?
Ответ. Действительно, училище из-за отсутствия необходимых условий не выпускает артистов многих жанров. Оно готовит жонглеров, акробатов, эквилибристов, гимнастов, но этого недостаточно. Два года назад было открыто новое отделение — клоунады и музыкальной эксцентрики. Опыт показал, что такое отделение необходимо, но его работу следует упорядочить, и, кроме того, надо правильно организовать его взаимоотношения со Студией циркового искусства. Еще до окончания реконструкции здания училища нужно подумать о кадрах педагогов для воспитания артистов конного цирка и артистов других жанров. Для правильной подготовки, очевидно, следует комплектовать училище, зачисляя в него школьников, начиная с пятого класса, а не с восьмого, как это практиковалось до сих пор. Это даст возможность за шесть-семь лет подготовить полноценные кадры. Будет создан интернат при училище. Есть уже решение правительства, но выполнение задерживается из-за реконструкции здания училища.
Вопрос. Выпускники ГУЦИ, как правило, специализируются в одном каком-либо жанре. При этом значительная доля учебного времени отводится для подготовки номеров, с которыми училище выпускает своих воспитанников. С этими номерами они и выступают на манеже. Это создает известную жанровую ограниченность.
Нет ли необходимости установить специальное дополнительное время для того, чтобы готовились выпускные номера вне учебного плана и программа выпускного экзамена для каждого студента утверждалась по рекомендации педагога с учетом определившихся у студента-исполнителя его индивидуальных особенностей?
Ответ. Училище дает некоторые навыки своим воспитанникам и в смежных жанрах, но явно недостаточно. Думается, что работу эту надо значительно усилить. Надо уделить самое серьезное внимание четвертому курсу. Необходимо серьезно заняться созданием условий, без которых будущий артист не сможет совершенствовать свое мастерство. Надо воспитывать артистизм, умение держать себя на сцене, красиво исполнять номер. Этому надо обучать в училище. Лишь небольшое число выпускников умеет исполнять, например, каскады, а это нужно всем. Надо научить артиста гримироваться. Все это важно. Училище еще не достигло нужного уровня учебно-воспитательной работы. Иногда выпускаются посредственные исполнители, в некоторых номерах мало еще выдумки, нового.
Надо, стало быть, чтобы к студентам четвертого курса было привлечено большее внимание творческих работников, чтобы из стен училища вышел зрелый артист с такими качествами, которые придавали бы выполняемому им номеру завершенность произведения искусства, а не только законченность спортивного упражнения либо исполнения только трюка. Надо учить будущих артистов цирка, если они проявляют к этому способности, и пению, и музыке, и танцам. Нужно уделить большое внимание обучению навыкам пантомимы. Нужные для этого качества воспитываются у молодых артистов крайне слабо. Отсюда и трудности, которые преодолеть можно и необходимо.
Вопрос. По окончании училища бывшие его воспитанники совершенствуют номер, с которым они вышли из стен учебного заведения с режиссурой цирка. При этом не достигается творческая преемственность.
Нет ли, по вашему мнению, необходимости установить подлинную творческую связь педагогов училища и режиссуры цирка с тем, чтобы дальнейший творческий рост молодых артистов развивался в направлении, верном для них, и с наибольшим творческим результатом?
Ответ. Выпускники училища иногда выходят на арену, не обладая необходимыми качествами артистов. Это тем более обязывает педагогов училища постоянно следить за их работой и ростом, шефствовать над номером, стать постоянным другом и консультантом артиста после выпуска его из училища. Торжественное обещание хранить постоянную связь с выпускниками звучит на выпускных вечерах часто, а выполняется оно очень плохо. Надо, чтобы режиссеры цирков, художественно-репертуарный отдел Союзгосцирка постоянно помогали молодым артистам. Попадая на производство, они часто оказываются в затруднительном положении, и к ним нельзя применять узкопроизводственный подход, они нуждаются в более чутком отношении. Это первейшая обязанность директоров и руководителей цирка, которые должны оказывать молодежи всемерную помощь.
Вопрос. В формировании мировоззрения и эстетических взглядов молодых артистов цирка, их морально-этического облика большая роль принадлежит комсомолу. Специфические производственные условия работы цирка осложняют деятельность комсомольских организаций и требуют особых форм работы.
Какие формы организационной работы вы считали бы наиболее приемлемыми для успешного решения этой задачи комсомольскими организациями цирка?
Ответ. Только год назад для всего конвейера нашего объединения была создана единая комсомольская организация. Комитет комсомола Союзгосцирка уже кое-что сделал по наведению порядка в комсомольском хозяйстве. Однако работы предстоит еще много. Прежде всего необходимо в каждом коллективе создать комсомольскую организацию, члены которой чувствовали бы себя не заезжими гастролерами, а теснейшим образом были связаны с райкомами на местах и принимали самое горячее, самое активное участие во всех тех прекрасных делах, которыми занимается вся передовая молодежь нашей страны. Комитету ВЛКСМ Союзгосцирка необходимо быть в курсе всего, что делается в комсомольских организациях, и с этой целью практиковать созывы комсоргов организаций, беседы с приехавшими комсомольцами, выезды на места. Комитет комсомола должен организовать широкий обмен опытом и переписку между коллективами и отдельными комсомольцами, но не скучную канцелярскую, а деловую творческую, помогающую в работе.
Комсомол в цирке должен стать инициатором борьбы с проявлениями чуждых нам влияний в коллективах, таких, как пьянство, и других вредных пережитков прошлого.
Молодежь постоянно выдвигает творческие вопросы, но художественный отдел после первой творческой конференции ничего не сделал. Такое отношение к делам молодежи нетерпимо. Молодежь - наше будущее, и о ней надо заботиться постоянно. Комитет комсомола должен изучать нужды молодежи, ставить вопросы перед руководителями и добиваться их положительного разрешения.
Вопрос. Какова, по вашему мнению, роль руководителей цирков на местах и режиссуры в воспитании молодых артистов цирка?
Ответ. На первом Всесоюзном смотре, на смотре в 1952 году и на смотре, посвященном Всемирному фестивалю в Москве в 1957 году, молодежь показала интересные результаты, отличные творческие образцы. Это очень хорошо. Наша обязанность так организовать дело, чтобы на примере лучших училась вся молодежь. Молодые люди отличаются друг от друга по своей подготовке, интересам. А у нас нередко руководители цирков подходят ко всем с одинаковой меркой и равнодушно относятся к «мелочам», не проявляют глубокой и постоянной заинтересованности в воспитании молодежи. Порой старшие показывают дурной пример молодежи, а руководители цирков относятся к этому безразлично. Это недопустимо. Средства, которые выделяются на учебную и культурно-просветительную работу, используются недостаточно. А между тем нужны лекции по истории и теории цирка, творческие дискуссии среди молодежи, лекции о международном и внутреннем положении, надо выращивать теоретиков цирка из среды талантливой молодежи и т. д. Этой задаче, имеющей огромное значение, необходимо уделить самое серьезное внимание. Большая роль в успешном ее выполнении принадлежит руководителям, творческому составу Объединения. Эта задача почетная, и совместными усилиями мы ее выполним.
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.