Советский цирк в Индии
В ноябре 1950 года группа артистов советского цирка отправилась в гастрольную поездку по странам Азии. Первые наши гастроли должны были состояться в Индии, затем Бирме и Индонезии.
...Последние приготовления на аэродроме, погрузка нашего производственного багажа в специальный грузовой самолет, прощание с родными и друзьями. И наконец все в самолете. Традиционный круг над любимой Москвой — и мы в пути.
Из Ташкента в Дели летим самолетом «ТУ-104».
Нет слов, чтобы описать наше восхищение стальной птицей, которая, легко оторвавшись от земли, быстро набрала высоту и легла курсом на Дели.
Впервые в жизни мы увидели рассвет с высоты 10 километров. Он приближался к нам очень быстро: наш воздушный лайнер шел со скоростью 950 километров в час.
С правого борта появился Памир — бесконечные заснеженные вершины, и вскоре мы заметили, что не так уж далеки от Земли. Начался перелет через вершины Гималайских гор.
После Гималаев взорам открылась панорама индийской земли. Вечно голубое, безоблачное небо, а внизу — строго геометрически распланированные участки земли, которые возделывались индийцами на волах, запряженных по паре или тройке в плуг.
Потом стали чаще появляться селения с плоскими крышами и более крупные города. А вот и Дели, Это огромный город, состоящий из двух частей: Старого и Нового Дели.
На аэродроме на всех участников нашей труппы надели венки из живых цветов — так, украшенные цветами, опьяненные их ароматом, мы ступили на землю Индии.
Утром мы поездом отправились в Бомбей. Бомбей — своеобразный город с населением: более миллиона человек. В этом крупном промышленном центре страны мы давали свое первое представление.
На вокзале артистов советского цирка встречали официальные лица во главе с мэром города, представители общественности, члены Общества индийско-советской дружбы. Нам крепко пожимали руки, желали успеха в предстоящих выступлениях.
Для нас был отведен стадион, трибуны которого могли вместить 25 тысяч зрителей.
Никто из нас раньше не бывал в странах Азии, не знал вкусов и требований зрителя, перед которым придется выступать. А ответственность огромная. Ведь советские артисты цирка впервые должны были представлять свое искусство так далеко от Родины.
Я волновался, пожалуй, больше других: мне, иллюзионисту, предстояло демонстрировать свои номера в Индии. А кто не слышал рассказов о творящих чудеса индийских магах и волшебниках-йогах!..
На зеленом поле стадиона мы ycтроили цирковую арену. Установили мачты, разместили аппаратуру. Зрители должны были увидеть полное цирковое представление с красочным парадом и эпилогом.
Представление началось вечером, когда в темном небе уже зажглись крупные южные звезды. Интерес к выступлению советских артистов был огромный. Трибуны заполнились до отказа.
Трудно сказать, какой из номеров пользовался большим успехом.
Вот, освещенные светом прожекторов, под аплодисменты 25 тысяч человек демонстрируют свое искусство тувинские артисты, возглавляемые заслуженным артистом РСФСР Владимиром Оскал-Оол.
Бурю восторга вызывают выступления акробатов Владимировых, воздушной гимнастки Лидии Викторовой, клоунов Савича и Мозеля.
Мои тревоги оказались напрасными. Индийские иллюзионисты — большие мастера своего дела, но их номера рассчитаны на сравнительно маленькие аудитории. Я же демонстрировал иллюзионные трюки, за которыми могли наблюдать все 25 тысяч зрителей. И это произвело впечатление.
Наибольший успех имел трюк «сжигание клоуна», который исполнялся на огромном пламени под треск разноцветных ракет.
После двух-трех выступлений советского цирка в Бомбее меня пригласили на торжественное заседание Академии иллюзионистов. Она объединяет артистов нашего жанра независимо от их национальности.
В назначенный час я прибыл в Академию, занимающую обширное помещение, в котором хранится огромное количество литературы по вопросам иллюзии.
На заседании Президиума было объявлено о зачислении меня почетным членом Академии. Я по достоинству оценил этот дружелюбный акт гостеприимства, оказанный в моем лице артистам советского цирка.
Затем индийские коллеги демонстрировали свое мастерство. Один номер — манипуляция с гвоздем — был особенно эффектен. Артист, молодой, красивый индус, взял небольшой гвоздь без шляпки и положил его за щеку. Потом, как бы передвигая этот гвоздь под кожей, он повел его вверх по щеке, и... гвоздь выпал из глаза в подставленное блюдце. Индус взял его, вставил в угол глаза, перевел под кожей через лоб к другому глазу — и снова гвоздь звякнул о блюдце... Эта манипуляция была загадочна. Ничего подобного я не видел.
На улицах Бомбея, как и на улицах других городов Индии, много бродячих акробатов, фокусников, укротителей змей, Некоторые их номера очень смелы и по-настоящему талантливы. Мне запомнилось выступление семьи акробатов, которое проходило на улице перед окнами нашей гостиницы. Выступали старик индус, его сын и внучка. Сын вставлял за матерчатый пояс бамбуковый шест метров семи высотой. Старик с седой бородой и внучка поочередно поднимались по этому шесту и проделывали на нем сложные гимнастические упражнения. А вокруг акробатов сновали машины и велосипедисты, ехали тяжело нагруженные арбы, запряженные буйволами.
Интересное зрелище — бой кобры с мангустой — показывают укротители змей. Мангуста, маленький остромордый зверек с пушистым хвостом, похожий на лису, привязана на веревке к вбитому в землю колышку. Большая кобра, раздувая шею и злобно шипя, ползает вокруг. Улучив момент, змея стрелой бросается на зверька. Она обвивает его всего, и кажется, что мангуста погибла. Но... кобра уже обречена. Зверек с непостижимой быстротой предупреждает нападение и вгрызается змее в горло...
Закончив свои выступления в Бомбее, мы совершили турне по стране, посетив Мадрас, Калькутту и столицу республики Дели. Эта поездка позволила нам многое увидеть.
Выступления советского цирка повсюду имели большой успех. Многотысячные толпы народа приветствовали нас, артистов Страны Советов, с небывалым воодушевлением и теплотой. Чувствовалось, что их приветственные возгласы и аплодисменты выражают нечто большее, чем восхищение одним цирковым искусством.
В Дели на представлении присутствовал премьер-министр Республики Индии Джавахарлал Неру.
В тот день он вернулся из заграничной поездки и предполагал посмотреть только начало представления, но остался до конца. После окончания представления Неру прошел за кулисы, выразил свое восхищение и пожелал советским артистам дальнейших успехов.
Высокую оценку выступлениям советского цирка дала индийская пресса. Она писала, что никогда и ничего равного советским артистам в цирковом искусстве индийцы не видели. Театральные критики индийских газет были единодушны в оценке советского цирка. Так, например, газета «Хиндустан стандарт» писала, что все артисты «исполняли трудные, почти невероятные номера». Газета «Индиан экспресс», рассказывая о выступлениях цирка, отмечала, что зрителей поразила идеальная отработанность номеров, высокий класс исполнения всей программы. Еженедельник «Синд Эдванс», выходящий в Калькутте и Бомбее, назвал гастроли советского цирка «историческим событием в жизни Калькутты».
Встречались мы в Индии и со своими коллегами — артистами индийских цирков. Эти встречи всегда были очень дружественны. Мы обменивались опытом работы, давали друг другу полезные советы. В частности, в Калькутте во время нашего пребывания работало два больших цирка. Индийские артисты показывали эффектные номера с дрессированными слонами, сложные акробатические выступления, в которых особенно выделялись две девочки — восьми и одиннадцати лет. Их мастерство поистине международного класса.
Следует отметить, что в индийских цирках показываются и излишне опасные номера, которые запрещает наше трудовое законодательство. Таков, например, номер метателей ножей в живую мишень. Одна девочка встает у деревянной стенки, а другая стоит, балансируя, на проволоке и бросает острые ножи так, что, втыкаясь в стенку, они точно обрисовывают фигуру артистки. Конец номера происходит в темноте, причем «живая мишень» вращается. Это, несомненно, очень опасно.
Наше пребывание в Индии подходило к концу.
В этой стране у нас появились настоящие друзья, здесь мы слышали много теплых слов о нашей Советской Родине, видели трогательные проявления братской индо-советокой дружбы. И вот наступил конец последнего спектакля. Последний раз индийские школьницы поднесли советским артистам огромные букеты прекрасных цветов.
На другой день по приглашению бирманского министерства просвещения и культуры наша труппа вылетела в столицу Бирмы Рангун.
Индия произвела на нас глубокое, волнующее впечатление. Эта страна неповторимо своеобразна, величественны и прекрасны ее древние архитектурные памятники, ярка и экзотична природа. Но самое замечательное в Индии — ее народ — трудолюбивый, талантливый, понимающий и ценящий искусство. Народ, который от всей души заявляет: «Русские и индийцы — братья!»
С. РУБАНОВ