Клоун Константин Берман
Испокон веков, с тех пор как существуют цирковой манеж и опасная увлекательная профессия циркового артиста, потомственная принадлежность к этому роду искусства определяется полушутливой формулой: «родился на конюшне». Многие акробаты, наездники, клоуны действительно рождались на конюшне. Ведь именно здесь, по эту сторону арены, проходила вся их жизнь.
Начиная рассказ о клоуне Константине Александровиче Бермане, которого зрители привыкли по-дружески называть Костей Берманом, я вспомнил об этом не случайно. Нет, пусть читатель не подумает, что Костя Берман тоже родился на конюшне. Это было бы по меньшей мере странно, если учесть, что появился он на свет в 1914 году, в Харькове, в семье дирижера. Но, видимо, судьба готовила его к клоунской карьере, а клоуну полагается быть всегда и во всем оригинальным.
Костя Берман родился а цирковой кассе...
Предшествовали этому следующие события. Александр Николаевич Берман, дирижер цирковых оркестров, полюбил молодую учительницу Наталью Петровну Алексееву. Вскоре у молодоженов родилась дочь Клавдия, а несколькими годами позже — сын Николай.
Жизнь циркового музыканта была беспокойной, связанной с постоянными переездами. Жене пришлось отказаться от преподавательской работы. Она стала кассиршей в цирке.
1914 год застал супругов Берман в Харькове.
Однажды перед представлением, когда музыканты рассаживались в оркестре, вверх по лестнице взбежал мальчик-униформист.
Задыхаясь от быстрого бега, не в силах выговорить ни слова, он стал тянуть за рукав дирижера.
— Что случилось? — взволнованно спросил он.
— В кассе... — мог только выговорить мальчик.
Берман не стал дослушивать. Он вбежал в кассу и увидел... нет, услышал отчаянный детский писк. Так заявил о себе будущий клоун Костя, совершив свое первое, поистине оригинальное появление...
Старшая сестра относилась к цирку презрительно. А Колю и Костю манеж притягивал, как магнит. Они были почти однолетки. Коля старше всего на год. С утра, едва начиналась повседневная работа на манеже, они уже были тут как тут. Им нравилось все, что делали артисты. И они были готовы всем подражать. Виталий Лазаренко репетировал хождение на ходулях. Коля и Костя тут же сооружали из досок подобие ходуль, взбирались на них и летели вверх тормашками. Артист Николай Никитин репетировал жонглирование на лошадях. Коля и Костя сейчас же взбирались на многотерпеливого циркового ослика. В воздух летели любые предметы, попадавшиеся мальчикам в руки, а вслед за предметами летели на землю и сами жонглеры... Они были покрыты синяками и ссадинами, но не унимались. Мать неоднократно поднималась в оркестр и требовала от отца, чтобы он утихомирил детей.
У отца была другая точка зрения на этот счет. На своем веку он видел множество примеров, когда из подобных детских игр получался большой толк, а ребятишки в рваных штанишках превращались в выдающихся актеров.
— Пусть забавляются, — говорил он. — Подрастут, сами почувствуют — оставаться им на манеже или нет.
Но одно условие он поставил своим озорным сыновьям.
— Запомните, ребятки: хотите стать артистами цирка — ваше дело. Присматривайтесь, учитесь. Цирковой артист должен уметь делать на манеже все. Но артистами я позволю вам стать только тогда, когда каждый из вас приобретет еще какую-нибудь другую специальность...
Пока что Коля и Костя были в том возрасте, когда рано было думать о выборе профессии. Но, пропадая целыми днями в цирке, подражая всем актерам, они постепенно научились многому.
И вот маленькие Берманы стали самостоятельно выступать на утренних представлениях. Сперва в комической сценке детской борьбы, удачно пародируя приемы и повадки тогдашних профессиональных борцов. Потом с самостоятельным номером парного жонглирования. Затем как акробаты-вольтижеры и, наконец, как ловкие акробаты-эксцентрики.
Как губка влагу, мальчики впитывали в себя все, что видели. Появился в цирке новый номер — полет под куполом. На следующий день Костя Берман повесил во дворе самодельную трапецию и, укрепив на одном из деревьев ловиторную рамку, раскачался и полетел в объятия к старшему брату, без всякой сетки, рискуя головой...
Время шло быстро. Старший брат Николай вытянулся, стал рослым крепышом, а Костя не рос, оставался маленьким, щупленьким мальчиком, и мать не раз укоряла отца, что, дескать, это он виноват в том, что ребенок не растет. Он — со своим цирком, изуродовавшим ребенка. Основания к беспокойству были немалые. Костя действительно не рос. Ему было уже тринадцать лет. Не существовало, кажется, ни одной цирковой специальности, которой бы он не овладел: он был и жокеем, и турнистом, танцевал на проволоке, работал на кольцах.

Выступает музыкально-эксцентрический ансамбль под руководством К. Бермана
С детских утренников братья перекочевали в вечерние программы. Самостоятельно работали от Харьковской и Киевской эстрады по рабочим клубам, а росту в Косте почти не прибавилось. И, как несколько лет назад, его все так же выносили на сцену в чемодане, помещаться в котором для него не составляло труда. Костя появлялся из чемодана, проделывал акробатические трюки, и зрители удивлялись ловкости дитяти, не подозревая, что ему пошел уже восемнадцатый год.
Закончив выступление, братья спешили снять грим и торопились домой. Надо было пораньше лечь спать, ведь чуть свет вставать и ехать в фабрично-заводское училище.
Сложной была в эти годы их жизнь. С утра у станков ФЗУ, вечером на сценах рабочих клубов. Вряд ли утром в чумазых фабзавучниках кто-нибудь узнал бы вчерашних элегантных акробатов, так же как никому и в голову не пришло бы, что эти двое юношей в цирковых костюмах превратятся утром в обыкновенных «фабзайцев».
Фабрично-заводское училище Коля Берман покинул со специальностью электромонтера, а Костя Берман — токаря-фрезеровщика.
Проверив дипломы сыновей, отец сказал:
— А теперь сами выбирайте себе путь. Хотите стать артистами — становитесь...
Да, конечно, они хотели стать артистами, ведь к этому они шли с первых своих сознательных дней. Заработав это право, братья стали совещаться, в каком качестве выступить им на манеже.
Но здесь произошло неожиданное событие: Костя внезапно стал расти. Однажды, готовясь к вечернему выступлению, Костя не сумел влезть в чемодан. Пришлось наспех заменить выход. Брат обрушился на него с обвинениями, что он слишком много ест. На следующий день бедняга совсем ничего не ел, но влезть в чемодан не смог. Через некоторое время обнаружилось, что все сценические костюмы стали Косте малы. Меньше чем за год он догнал в росте брата. Хорошо слаженный эксцентрический номер погиб безвозвратно.
Тогда братьям Берман предложили сделать номер «батуд» и отправиться с ним в Красноярск. Все уже было решено, но запротестовала мать; она никогда не расставалась с обоими детьми надолго.
У отца был талант решать все быстро и ясно.
— Ну, что ж, — сказал он, — они будут разъезжать по очереди.
Так совершилось первое расставание братьев Берманов. Старший — Николай поехал в Красноярск, а младший — Константин остался с матерью и начал мучительно искать самостоятельный цирковой номер.
Известно, что когда человек имеет много, ему трудно выбирать. В таком положении оказался Костя Берман. Он умел жонглировать, ездить верхом, танцевать на проволоке, делать сальто-мортале и каскады, летать под куполом, вертеться на турнике, прыгать с трамплина и с батуда.
— Ну что ж! — рассудил отец. — Если ты не знаешь, что выбрать, выбирай все.
Заметив недоумение на лице сына, он разъяснил:
— Будешь коверным. Коверный должен уметь делать все. А ты все умеешь.
И Костя Берман стал коверным клоуном. В те времена в цирках была мода копировать популярные маски заграничных комедийных киноактеров. Через это прошел и Костя Берман. Он был Гарольдом Ллойдом, был Чаплиным, затем стал Патом.
Любопытно, что, находясь вдалеке от семьи, старший брат — Николай Берман, который, так же как и Костя, в цирке умел все, тоже пришел к решению использовать свою универсальность в амплуа коверного клоуна и тоже выбрал себе маску Пата. Вскоре зрители стали путать: Коля Берман — Пат и Костя Берман — Пат, какой же из Берманов — Пат настоящий? И братья решили, что одному из них надо создать собственную маску.
После многих проб Константин Берман остановился на образе задорного молодого человека с толстым, мясистым носом, черными усами и острыми глазами. У парня был такой вид, будто он готов немедленно вмешаться в любые чужие дела. Это соответствовало поведению Бермана на манеже, он действительно входил во все номера, пародируя то, что делали артисты. При этом парень был большим франтом, появлялся неизменно в ультрамодном костюме, в котором пародировались смешные черты современной моды.
К этому времени, собственно, и можно отнести рождение коверного клоуна, ныне заслуженного артиста РСФСР Константина Бермана. Найдя собственную маску, он начал вырабатывать и собственный стиль. На первых порах его наиболее сильной стороной было умение показать себя в любом цирковом жанре. После самого трудного номера Костя Берман появлялся на манеже и якобы безуспешно пытался повторить только что показанное. Вначале у него ничего не получалось, но он быстро осваивался и повторял трюк с настоящим техническим блеском, но в комической клоунской манере.

Рекордный прыжок через два автомобиля
Весь репертуар, почти целиком мимический, имел локальную сатирическую нагрузку, поскольку пародировал только цирковые номера. Но зато он был понятен всем. Это обстоятельство позволило направить в одну из первых заграничных поездок — на гастроли в Монголию — коверного Костю Бермана. За время гастролей Берман сумел подготовить в монгольском цирке коверного клоуна, а уезжая в Советский Союз, подарил ему свой клоунский реквизит.
Работа Бермана была оценена по заслугам. Не только зрители, но и все монгольские артисты бурно аплодировали, когда на заключительном представлении маршал Чойбалсан подарил Косте Берману дорогой национальный замшевый халат и такие же сапоги...
Накануне грозных октябрьских дней 1941 года Костя Берман приехал на гастроли в Москву. Москва эвакуировалась, переходила на осадное положение. Косте Берману предложили поехать работать в глубокий тыл — в Ереван.
— А нельзя ли в обратную сторону? — спросил он, сделав, как на манеже, предельно-наивные глаза.
Его не поняли.
— Поближе к фронту. Бомбежек я не боюсь. Я уже видел их на Халхинголе.
Вскоре на Брянско-Орловском направлении появился круглоглазый молодой человек в подчеркнуто-модном штатском костюме, казавшемся столь неуместным среди солдатских шинелей. Однако скоро выяснилось, что модный молодой человек — желанный гость в любой воинской части. Его появление всегда вызывало смех, а смех побеждал невзгоды окопной солдатской жизни. Солдаты называли весельчака:
— Наш друг — Костя Берман.

«Зазевался!..» Оригинальный трюк – шаг в пространство…
В одной из частей, где фронтовая судьба задержала актерскую бригаду особенно долго, Берман получил грамоту и значок «Отличник полка». За что? — удивился он,— Ведь я же не сделал ни одного выстрела! Каждая твоя шутка,— отвечали ему солдаты шутливо,— выстрел по врагу. И стоило только Берману подняться на два поставленных рядом грузовика, как из аудитории, сидевшей прямо на земле, неслись возгласы:
— Собаку-Гитлера!
На импровизированную эстраду выбегала собака, которая начинала неистово лаять на всех окружающих. Как зовут вашу собаку? — спрашивал у Бермана конферансье. Пока никак. Хочу назвать ее «Гитлер»,— отвечал Костя. Что же вас останавливает? Боюсь, собака обидится.
Эта простенькая реприза на фронте неизменно встречалась дружным солдатским хохотом.
Бои с каждым днем становились тяжелее. Однажды, проснувшись на рассвете, артисты узнали, что часть, в которой они заночевали, попала в окружение. К счастью, ничего опасного для актеров не произошло. Танкисты вывезли их из окружения.

Его этюды- своеобразные сатирические миниатюры
Спустя некоторое время на фронтоне Московского цирка появилась вырезанная из картона фигура Кости Бермана. Цирк не отапливался. Под клоунский костюм Берман напяливал все теплое, что у него было, и товарищи подшучивали над ним, что голодная пайковая жизнь пошла ему на пользу, он изрядно «поправился». Артисты жили в гримировочных, согревались собственным дыханием, но спросите у Кости Бермана об этих днях, и глаза его сразу загорятся. Не было для артиста большей радости, чем выбежать вечером на арену и оглядеть зал до отказа набитый солдатами. Все свое умение, весь свой талант артист отдавал им.
И вот опять Москва, но на этот раз умытая, согретая и наряжающаяся. На фронтоне цирка опять фанерная фигура Кости Бермана, на этот раз в ослепительно-белом костюме. Война только что кончилась, и настроение у всех праздничное.
Берман выходит на манеж из оркестра, делая свой неподражаемый, неповторимый прыжок.
Оркестр на высоте пяти-шести метров над манежом. Клоун проходит мимо музыкантов, приветствуя их, и, как бы зазевавшись, делает шаг в пустое пространство. В зрительном зале всплеск искреннего испуга. Клоун летит вниз, но в каком-нибудь метре от манежа делает каскад и как ни в чем не бывало становится на ноги.
Аплодисменты. Артист обводит зал широким жестом и на мгновение замолкает. Что это?! Неужели он забыл текст! Или, может быть, ушибся при падении?
Нет, нет, просто он вспомнил! На одно короткое мгновение яркий праздничный зал расплылся перед глазами, померкли огни, ряды кресел наполнились солдатскими шинелями с винтовками через плечо. Это всего лишь одна секунда, но она оказалась такой вместительной: в ней и выступления на передовой, и холодная Москва, и гибель на фронте любимого брата, Николая Бермана.
Нет, пожалуй, зрители ничего не заметили, ни увлажнившихся глаз, ни неестественной паузы. Только дирижер в оркестре нетерпеливо поднял палочку. Представление продолжается.
Едва отзвенели шутки Кости Бермана в Москве, как его уже встречали аплодисментами в Тегеране. После поездки по Ирану — опять родные советские города. Тбилиси — Баку — Ростов — Рига — Ленинград — Таллин — Казань — Иваново, снова Баку, снова Москва. Круги повторяются. Повторяются железнодорожные станции, речные причалы и аэродромы. Не может повторяться лишь программа артиста. Дважды в одном городе нельзя показывать одно и то же. Над самой веселой шуткой хорошо посмеяться один раз.
Начинаются творческие поиски. Программа, построенная исключительно на пародировании цирковых номеров, уже не удовлетворяет ни зрителей, ни артиста. Репризы военных лет открыли новые возможности. Современный клоун должен не только кувыркаться и получать пощечины. Смех не может быть безыдейным. Зрители ждут от клоуна веселого вторжения в жизнь. Одной пантомимой всего не передашь, и Берман принимает на вооружение слово. Но слово без действия в цирке немо. Наступают трудные дни работы с авторами, режиссерами и преподавателями из театральных училищ, работы над самим собой.
«С лодки упало весло...».
Написал же поэт такие стихи! В каждом слове буква «л»! Кажется, легче сделать двойное сальто, нежели прочитать это в том темпе, в котором требует преподаватель, Берман ворчит, он готов взбунтоваться... Но ничего не попишешь — новые времена, новые требования.
Зато как радостен для него тот факт, что он разговаривает на манеже. И не просто «разговаривает», а играет. Играет роль, образ. В содружестве с авторами и режиссерами рождаются острые политические репризы, откликающиеся на события сегодняшнего дня.
Вот он совершает кругосветное путешествие по манежу на судне «Ракета». По пути судно заходит в разные порты, и клоун обозревает достойные осмеяния явления. Зрители видят их вместе с ним, и зал сотрясается от смеха.
От реприз с трюками и с текстом Берман постепенно переходит к сюжетным клоунским миниатюрам. Вот он узнает, что его назначили директором клоунской группы, директором цирка, директором всех цирков! На глазах у зрителей клоун толстеет, перестает узнавать товарищей и подчиненных и лопается, как мыльный пузырь, когда все это оказывается блефом.
Раньше это было у Бермана просто трюком. Клоун принимал витамины и толстел на глазах у зрителей. Это было смешно, но смысловой остроты реприза не имела. В репризу вошло слово, и безыдейный трюк превратился в сатиру.
В репертуаре Бермана появляются клоунские пьески, которые рождаются в коллективной работе с партнерами его своеобразной маленькой труппы.
Чаще всего Берман играет клоунаду «Гарнитур». Многое в ней было подсказано автору самим клоуном. Его доскональное знание цирка, умение найти трюк там, где слово требует действенного подкрепления, — все это делает Бермана незаменимым товарищем по работе.
Вот клоун становится жертвой изобретателя Заумского, сконструировавшего нелепый мебельный гарнитур, в котором кресло превращается в письменный стол, а письменный стол в книжный шкаф. При первом же превращении — Берман, сидевший в кресле, оказывается заключенным в письменный стол, из которого его можно вынуть, только распилив на две части. Цирковые художники ломали голову, как соорудить такой трюковой стол, который был бы удобен для перевозки, выглядел бы с манежа, как настоящий, и соответствовал сложному трюку. Несколько вариантов оказались неудачными. В дело включился сам Берман. Многолетний цирковой опыт подсказывает ему правильное решение, и стол, именно такой, какой нужен для клоунады, появляется на манеже.
Автор пишет в клоунаде фразу: «А вам, товарищ директор, голова не нужна. Так работать можно и без головы»... Берман, ухватившись за это место, решает его по-цирковому. На манеже появляется мощная фигура директора мебельной фабрики. Произнося вышеприведенную фразу, Берман ударяет директора по голове, и голова внезапно падает на ковер. Директор бегает по манежу крича, что работать без головы он, конечно, может, но появиться в таком виде у себя в учреждении не согласен.
Зрители весело смеются. Можно с уверенностью сказать, что, если бы не чисто цирковое решение этого эпизода, найденное самим клоуном, клоунада вряд ли имела бы такой успех. Однако и один трюк без слова не имел бы никакого смысла. Необходимость этой взаимосвязи Берман понял хорошо.
Летом прошлого года Берман вновь выехал на гастроли за границу. На этот раз он посетил Будапешт. Здесь его ожидали шестьдесят дней беспрерывной работы. За шестьдесят дней было дано сто двадцать представлений. Клоунады и сценки, с которыми уже сжился артист, здесь не могли ему послужить. Слово было бессильно там, где его не понимали. Тогда Костя Берман еще раз отблагодарил свое детство на цирковых манежах, принесшее ему умение делать все. В ход пошли все пантомимические репризы, которые когда-либо игрались им, начиная с первых выходов на манеж и кончая сегодняшним днем.
Берман не скупился. Он выкладывал перед венгерскими зрителями все, что умел, и все, что имел. Зрители ходили на представления советских артистов по пять-шесть раз. Уже прошел слух, что клоун Костя Берман не повторяется в своих шутках.
Берман похудел, порою к концу представления он еле держался на ногах, но он был счастлив. Успех искупал все! В венгерских газетах о нем писали: «Ультра-прима!» На представления часто приходил знаменитый венгерский комик Лотабар Кальман, которого Берман знал раньше только по фильмам. Артисты подружились. В газетах появились фотографии, где советский и венгерский комики горячо, по-дружески обнимались.
Э! Так не годится! — говорил Лотабар Косте.— Вы похудели. Слишком много работаете. Ерунда,— отвечал Костя,— приедете на гастроли в Москву, мы вам тоже не дадим полнеть. Теперь это уже позади, но Берман никогда об этих днях не забудет. В петлице его пиджака красная венгерская звезда — орден, полученный артистом в Будапеште.
И вот опять лето, и опять Берман отправляется в дальний путь. На этот раз Лодзь, Варшава. Сдержанные поляки аплодируют с неменьшим усердием, чем темпераментные венгры.
Лето в гастролях за рубежом, зима — в гастролях по родной стране. Такова беспокойная жизнь артиста цирка. Но где бы ни выступал Костя зимой, в декабре он укладывает чемоданы. В декабре в Московском Кремле для маленьких москвичей устраивается большая елка. И посетители этой елки тоже хотят видеть у себя в гостях Костю Бермана.
Несколько часов пути в самолете, час у гримировочного зеркала, и перед любопытными московскими ребятами предстает долгожданный дядя Костя. И ребята, как когда-то их отцы и старшие братья, заливаясь беззаботным смехом, говорят, несколько перефразируя уже знакомые нам слова:
— Наш дядя Костя Берман!
Только трое гостей на елке — две девочки и мальчик — не повторяют этого вместе с другими. Они говорят иначе:
— Наш папа — Костя Берман...
Ибо Константин Александрович Берман не только артист, но и нежный отец трех прелестных ребят — Лены, Веры и Толика. Этой деталью и завершается его портрет, который мы попытались здесь нарисовать...

«Вам, товарищ директор, голова не нужна…» (клоунада «Гарнитур»)