Художественная самодеятельность и цирк
В Советском Союзе предоставлены большие возможности, для расцвета народных талантов во всех областях искусства.
Это подтверждается огромным количеством участников смотров художественной самодеятельности. Но, к сожалению, один из видов искусства все еще не получил должного развития в самодеятельности. Мы говорим об искусстве цирка.
Искусство цирка неизменно пользуется признанием самых широких масс. Советский цирк и его мастера по праву заслужили большую популярность. И вдвойне обидно, что в художественной самодеятельности искусство цирка получило такое слабое развитие.
По нашему мнению, одной из причин такого положения является сложность циркового искусства — искусства многогранного, в котором сочетаются самые разнообразные жанры: здесь и акробатика, и эквилибристика, и жонглирование, и дрессировка животных, и один из самых трудных видов искусства — клоунада. Вот в силу этой многогранности, требующей весьма опытного руководства, и возникают первые трудности в приобщении к искусству цирка.
Эти трудности можно было бы частично преодолеть, если бы имелась соответствующая литература и пособия. Но такой литературы нет. Те редкие издания, которые посвящены вопросам цирка, стали библиографической редкостью. Наши журналы, призванные помогать художественной самодеятельности, — «Клуб», «Культурно-просветительная работа», «Художественная самодеятельность» и ряд других — почти не касаются искусства цирка и не пропагандируют его. Да и наши молодежные газеты много пишут о художественной самодеятельности, о хорах, о танцевальных коллективах, об ансамблях песни и пляски, об оркестрах, о драматических и даже об оперных и балетных коллективах, но только никто и нигде не писал о самодеятельных цирковых коллективах.
Неужели их нет в Советском Союзе? Этого не может быть! Они есть! Они должны быть!
Мы надеемся, что журнал «Советский цирк» поддержит дело развития цирковой самодеятельности. И вот здесь возникает наш первый вопрос: «Имеют ли право на существование цирковые самодеятельные кружки и коллективы? Или для этого требуется разрешение вышестоящих инстанций? И каких именно?»
Несмотря на кажущуюся несуразность такого вопроса, он возник из нашей практики.
Наш акробатическо-цирковой коллектив Даугавпилсского Дома культуры № 1 был выдвинут на I республиканский фестиваль молодежи Латвии. Когда мы прибыли в Ригу и поинтересовались, где нам можно показать свою работу (наша программа требовала достаточно высокого помещения для подвески трапеции и других снарядов), то нам в республиканском Доме народного творчества заявили: «Мы не предусматривали таких выступлений и возможности, существования таких коллективов, а если бы знали, то не вызывали бы вас!» Вот поэтому мы задаем свой вопрос.
Наш коллектив существует всего два года, объединяет двадцать пять молодых любителей цирка в основной группе и десять — в детской.
Начали мы свои занятия с простейшей разновидности, циркового искусства — с акробатики. Мы называем ее простейшей не с точки зрения трудности исполнения, а с точки зрения организационных и материально-технических возможностей. Вначале работали только над партерными жанрами (акробатические прыжки, силовые комбинации, пластические этюды и т. д.), а затем стали, осваивать снаряды — трапецию, подвесной шест (бамбук), перш, рамку.
И вот в самом начале нашей работы, когда мы называли свой кружок акробатическим, нам пришлось столкнуться с первой трудностью — с «принципиальными разногласиями».

Воздушные гимнасты Р. Осипова и А. Андреев
Ряд руководящих работников нашего города считал, что если кружок акробатический, то ему место не при Доме культуры, а в секции акробатики, при спортивном обществе «Даугава». Мы со своей стороны доказывали, что такой переход нецелесообразен, что мы ставим перед собой совершенно другие задачи, нежели те, что стоят перед секцией акробатики. Мы ставим перед собой задачу овладеть не только спортивным мастерством, мы стремимся средствами художественного исполнения превратить физическое упражнение и трюк в такое же произведение искусства, каким является выступление танцевальных коллективов. Пока свою точку зрения нам удавалось отстаивать, но время от времени опять возникают те же разговоры, и наша работа оценивается не с художественной точки зрения, а только с точки зрения спортивных программ. Вот поэтому мы задаем второй вопрос: «Правы ли мы в своих принципиальных установках, ставя перед собой задачу «демонстрировать силу, ловкость и отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем?» (А. Луначарский, «Задача обновленного цирка»)
В процессе нашей работы мы стремимся овладеть как основами спортивного мастерства, так и основами сценического воплощения. Но за неимением специальных руководств учимся, подражая как мастерам спорта, так и мастерам цирка, по тем скудным сведениям, которые имеются в печати. Но, подражая, мы стремимся искать новые формы в соответствии с тем смыслом, какой мы вкладываем в любимое нами искусство, и соответственно силам и способностям каждого из нас. Поэтому мы не придерживаемся программ спортивных секций по акробатике, а стремимся вносить новые элементы в каждый акробатический жанр. Вот по этим причинам нами были введены гимнастические аппараты, отсутствующие в секциях акробатики — трапеция, перш, бамбук, рамка и другие.

Эквилибристы на перше В. Иванов и П. Пеньковский

Эквилибристы на лестнице А. Бабушкина и Г. Махлин
Но здесь мы столкнулись с новой трудностью. Отдел культуры Даугавпилсского горисполкома запретил нам заниматься на трапециях и першах ввиду якобы «опасности для жизни» и возможности травм. Для нас такое запрещение совершенно непонятно. Не говоря уже о том, что мы, как и вся советская молодежь, хотим быть отважными, смелыми и ловкими и стремимся развить в себе эти качества, мы вместе с этим совершенно не желаем бессмысленно рисковать. Нами принимаются все необходимые меры по технике безопасности и применяется надлежащая страховка. В связи с этим у нас возникает третий вопрос: «Почему нам не разрешают тренироваться на воздушно-гимнастических аппаратах?» Ведь не боятся же травм при занятиях футболом, боксом, спортивной гимнастикой, мотоспортом, борьбой, где такая опасность существует.
Мешает творческим занятиям нашего коллектива и «потребительское» отношение к самодеятельности. Мы совершенно согласны с тем, что кружковцы должны выступать в концертах, но когда самодеятельный коллектив превращают в какое-то «концертное бюро», то это уже никуда не годится.
За 1957 год наш коллектив участвовал в ста пятидесяти концертах. Из-за такой непомерной нагрузки у нас почти не остается времени для тренировок и серьезных репетиций. А ведь старшие участники коллектива кроме основной работы днем на производстве вечерами, еще учатся в школе рабочей молодежи, или в вечернем техникуме. Не нужно забывать, что у них есть своя личная жизнь, что им тоже хочется отдохнуть или развлечься.
«Не следует ли как-то регламентировать выступления самодеятельных коллективов в концертах?» — таков наш четвертый вопрос.
И, наконец, последний: «Какими должны быть сценические костюмы участников нашего коллектива?».
От нас нередко требуют, чтобы мы выступали в однотипных костюмах спортивного характера без учета особенностей того ила иного номера. С нашей точки зрения, спортивный костюм приемлем для тренировочных занятий, но не для сцены. Костюм должен украсить номер, сделать его более эффектным, красивым, подчеркнуть особенность, так сказать, «изюминку» номера и, конечно, ни в коем случае не связывать исполнителя. Например, наши гимнасты, исполняющие пластические этюды, справедливо возражают против закрытых костюмов, которые скрадывают прелесть, красоту и изящество номера.
Поневоле вспоминаются стихи, которые Маяковский адресовал ханжам от спорта и физической культуры:
«Нет лучше одежи,
Чем бронза мускулов
и свежесть кожи!»
Наши девушки, кстати говоря, очень скромные и стыдливые, вполне согласны с Маяковским, и только начальство по-прежнему против того, чтобы мы оформляли свои номера в соответствии с их характером.
Нам очень хочется работать в полюбившемся виде искусства. Мы хотим, пока в самодеятельности, освоить первые навыки, чтобы в дальнейшем некоторые из нас могли бы стать артистами. Мы хотим заниматься в условиях, где имеется возможность руководства нашими занятиями, где имеется возможность контроля — идейного, художественного, медицинского, — где имеется возможность работать коллективно, а не в одиночку.
Если бы было не одно цирковое училище (в Москве), а несколько, тогда, может быть, не пришлось бы задавать этих вопросов.
Убедительно просим опубликовать наше письмо. Может быть, это поможет разрешить наши споры.
По поручению коллектива письмо подписали участники коллектива: А. Ивашкевич, токарь; В, Иванов, столяр; Г. Махлин, рабочий-путеец трамвайного депо; П. Пеньковский, педагог 1-й средней школы; Г. Норкин, обойщик фабрики «Красный мебельщик»; С. Семенов, электромонтер конторы благоустройства; К. Куликова, фельдшер детской поликлиники; 3. Руцяна, лаборантка электроизмерительной лаборатории; М. Орлова, закройщица конезавода; Л. Быкова, студентка пединститута; Г. Дедель, учащаяся 9-го класса средней школы; 3. Николаева, учащаяся 7-го класса средней школы; С. Денисов, учащийся 8-го класса средней школы; А. Руцин, руководитель коллектива, инженер-экономист энергорайона; Ю. Спивак, директор Даугавпилсского Дома культуры № 1.
Журнал « Советский цирк» май 1958