Комический жонглер. Лев Усачев
Инспектор манежа объявил номер, зазвучала полечка, и на арене цирка появилась странная, немного угловатая фигура в старомодных ботах, в пальто и кепке, с тросточкой и чемоданом в руках.
Это оригинальный жонглер, молодой артист Лев Усачев.
Разве так жонглеры выходят? Оказывается, да.
Воспитанник Московского циркового училища, Усачев не захотел идти проторенной дорогой, отказавшись от традиционных булав и колец.
Сразу после выпуска он начинает упорные поиски. Работая над собой в различных направлениях, артист развивает исполнительскую технику, ищет оправдание задуманных трюков, логику действия, внутреннюю динамику образа.
Четырехлетние искания увенчались успехом. Созданный им образ вызывает хорошую улыбку, а временами и веселый смех.
В своих поисках артист не был одинок. Он понимал, что в одиночестве интересную работу создать трудно. Работая в системе Союзгосцирка, он не раз выступает на черновых просмотрах, подолгу беседует как с режиссерами, так и с товарищами по коллективу.
Художественный руководитель Ленинградского цирка Г. С. Венецианов замечает незаурядные способности молодого артиста, и помогает ему создать последний вариант номера. Способности артиста соединились с опытом мастера.
В канун Всемирного фестиваля Лев Усачев включается в состав молодежного коллектива и сразу завоевывает симпатии зрителей, показывая свое мастерство в оригинальном и остроумном номере.
Не спеша, в своеобразном ритме, с хитроватой улыбкой идет он по манежу, как бы говоря: «Посмотрите, как у меня все ловко получится». И вот неожиданно тросточка становится вешалкой, в нужный момент пальто становится умывальником; чемодан превращается в письменный стол; на столе появляются ваза, блюдце и чашка. В свободном обращении с предметами завязываются комбинации жонглирования.
Эти предметы никто не приносит и не подает. Усачев в образе комического жонглера не нуждается в помощниках,— все предметы с ним, но скрыты от любопытного глаза до определенного момента.
Его хитроватая улыбка интригует. И вот предметы в искусных руках артиста начинают играть. Карандаши, которыми он собирается писать, легко летают в воздухе. Когда Усачев хочет позавтракать, из пустой чашки появляется молоко, из молока — шарики мороженого, и, когда он пытается это мороженое скушать, шарики начинают как бы отскакивать от губ и в конце концов попадают в оправу очков.
Когда пролитые чернила заливают лежащую на столе бумагу, дверка стола становится большим пресс-папье. Смешно балансируя на нем, Усачев ликвидирует свою оплошность.
Точными бросками жонглер последовательно устанавливает на голове блюдце, чашку и ложечку. Живую реакцию вызывает и завершающий трюк: летящий с ноги кусочек сахара попадает в стоящую на лбу чашку.
Усачев играет человека, не любящего делать лишних движений и поэтому все заранее предусмотревшего. Кашне он не надевает. Подчиняясь центробежной силе, оно само обертывается вокруг шеи. Галстуком
он тоже жонглирует, боты делают забавные сальто-мортали и как бы по заказу попадают ему на ноги и т. д.
Так возникает образ человека, внешне спокойного и невозмутимого, но внутренне целеустремленного, образ комедийный.
Разность темпа и ритма обогащает художественный образ, делает его более разнообразным и интересным.
Конечно, не все еще в номере гладко. Где-то есть длинноты, некоторые трюки требуют шлифовки, следует добиваться более точных акцентов как в исполнении, так и в музыкальном сопровождении.
Лев Усачев умеет творчески мыслить и трудиться. Он намерен совершенствовать свое мастерство, не останавливаясь на достигнутом.
П. БЕРЕНЗОН
Журнал « Советский цирк» май 1958 год