Цирковая практика на фронте
Это было летом 1944 года.
Задолго до экзаменов по училищу прошел слух, что в этом году намечается необычная летняя практика — поездка на фронт для обслуживания концертами бойцов Советской Армии. Такая поездка для нас — тогда еще подростков и юношей — казалась заманчивой и романтичной. Может быть, придется выступать на передовой, под обстрелом противника, или в окружение попадем — мало ли что может случиться. Нечего и говорить, что завучу Н. Г. Оберовой студенты не давали покоя, упрашивая включить в состав бригады.
Ничего не могу обещать, — отвечала Нина Георгиевна. — Поедут те, кто успешно сдаст экзамены.
Но вот экзамены позади. Началось комплектование бригады. «Успешно сдавших» оказалось слишком много, и некоторым, как говорится, пришлось «остаться за бортом».
А я-то старался. Зубрил днями и ночами! — сокрушался один из «неудачников».
Наконец был вывешен список участников поездки, и страсти понемногу улеглись.
В списке были фамилии тогда еще совсем неизвестные: эквилибристы Н. и Ю. Шубины, прыгун Иван Федосов, жонглер Иван Хромов, несколько акробатов (впоследствии вошедших в труппу Абапалова) — всего человек двадцать.
В поездке приняли участие также педагоги училища В. В. Захарьин (руководитель бригады), Р. А. Грилье, С. И. Маслюков.
В один прекрасный день все участники поездки собрались на Курском вокзале. Почти у всех за плечами — вещевые мешки. Те, кто пришли с чемоданами, чувствовали себя довольно неловко. Не на дачу же едем.
Возле нас остановилась какая-то старушка,
Куда же это таких молоденьких?
На фронт, бабушка, немцев бить, — деловито отвечает Виктор Смирнов.
Поездом мы ехали около суток. Потом со станции грузовая машина с брезентовым верхом (эта машина была прикреплена к нам на все время поездки по фронту) отвезла нас в расположение дивизии, которую мы должны были обслуживать.
Прием нам был оказан самый радушный. Но мы были разочарованы: до линии фронта — около пятидесяти километров. Веселый майор, размещавший гостей по палаткам, немного утешил нас, заверив, что, как «там» будет потише, нашу группу перебросят поближе к передовой.
На другой день утром дали свой первый концерт.
Для многих из нас это было вообще первое выступление перед публикой. Дебют оказался не совсем обычный. Вместо манежа — лужайка, вместо ковра — большой кусок брезента (бойцы разобрали одну из палаток); музыкальное сопровождение — один баянист. Но все эти мелкие неудобства с лихвой искупались тем необыкновенно сердечным приемом, который оказывали наши зрители всем выступавшим.
Одевались и гримировались мы в кузове нашей машины, которая стояла рядом с площадкой. Выход артистов немного напоминал иллюзионный аттракцион. Ведущий Рудольф Александрович Грилье объявляет очередной номер, делает приглашающий жест рукой — и из-под брезентового верха кузова выходят, вернее выпрыгивают, акробаты, еще жест — выскакивают жонглеры. Путаясь в необъятных штанах, под общий смех появляется наш коверный Семен Иванович Маслюков. В этой поездке он называл себя «брезентовым» или «комиком у брезента».
По окончании концерта бойцы окружили нас. Расспрашивали о Москве, об училище. Ребята, в свою очередь, интересовались делами фронтовыми. Узнав, что полк на этой неделе выступает на передовую линию, многие из нас завистливо вздохнули.
Тепло попрощавшись с нашими первыми зрителями, мы поехали дальше, увозя с собой подаренный бойцами брезент, который честно служил нам до конца поездки.
Так началась наша кочевая жизнь — трудная, но интересная.
Обычно мы приезжали в воинскую часть в середине дня и сразу же начинали готовиться к представлению. Отыскивали место поудобнее, расстилали наш «ковер», подгоняли к нему машину. Вскоре собирались бойцы, полукругом рассаживаясь вокруг площадки. И представление начиналось. Все чувствовали большое удовлетворение, выступая перед воинами нашей славной армии, да еще не где-нибудь в тылу, а на фронте.
Представления проходили живо, в темпе, с многочисленными шутками и интермедиями. Нашим «разговорникам» пришлось немало потрудиться. Привезенного с собой явно не хватало, приходилось создавать репризы на «местные» темы.
Например, на нашем участке фронта освободили деревню Сосновка, под которой немцы понесли большие потери. Во время очередного концерта Маслюков вылезает из машины в рваном немецком мундире, с костылем под мышкой.
Откуда это вы? — обращается к нему Рудольф Александрович.
Из-под Сосновки, — стонет «фриц».
Такие импровизации имели большой успех у наших зрителей.
Много километров исколесили мы на своей полуторке. Иной раз, если соседняя часть была недалеко расположена, успевали дать за день два концерта.
Однажды, когда наше «средство передвижения» отказало, километров пятнадцать отмахали пешком, но представление все же не сорвалось. Наиболее воинственные из нас все надеялись испытать более романтическое приключение, но нам «не повезло»: свастики «юнкерсов» мы видели только издали, в тыл к противнику также не удалось попасть.
Но то, что было в наших силах, мы сделали. За полмесяца было дано более двадцати концертов. Специальным приказом командование дивизии вынесло нашей бригаде благодарность.
Благодарностью советского командования и завершается одна из самых волнующих страничек в летописи нашего Циркового училища о студенческой практике в дни Великой Отечественной войны.
Г. ЛАПИН
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.