Ирина Шестуа и Икарийские игры

Начать хотя бы с того, что моя партнерша Ира Шестуа стала работать в цирке, когда ей было... четыре с половиной года. Она дебютировала в 1948 году под руководством В. Л. Плинера в номере «Икарийские игры». Когда мы познакомились, Ира уже была артисткой с «солидным» стажем.Мне кажется, об этом можно написать целый роман.
Художественный руководитель нашего коллектива режиссер Р. А. Грилье помог нам — мне и Ирине — создать самостоятельный номер «Акробаты-вольтижеры». Мы выпустили его в 1954 году и работали до последнего времени, больше трех лет. Номер был неплохой, мы были довольны, и вдруг...
Послушай, — обратился я однажды к Ирине на репетиции, — а что если нам создать новый номер?..
Но ведь наш номер еще нестарый, мы выпустили его недавно, — удивилась она.
Хочется, чтобы это было что-то совсем новое, непохожее на обычные цирковые номера. Понимаешь?
Ирина загорелась:
Это было бы замечательно!
С тех пор мы, не переставая, думали о том, как создать номер оригинального жанра, но, увы! — ничего не «придумывалось».
Помог нам случай. Мы часто посещали спортивные залы, наблюдая за тренировкой гимнастов. Однажды, когда смотрели, как один из гимнастов выполняет упражнения на брусьях, возникла мысль использовать для создания нового номера параллельные копья. Кажется, снаряд найден!
Для номера был нужен еще один партнер — в качестве третьего участника мы пригласили моего брата Валентина и без отрыва от производства приступили к работе. Р. А. Грилье взял над нами шефство, и мы начали репетировать.
Правда, мы не знали, из какого материала надо изготовить копья, какой они должны быть длины и толщины. Много раз пришлось их переделывать. Но труднее всего оказалось придумать композицию номера. Сначала нам хотелось включить в него и гимнастические упражнения — пластические этюды с кольцом, диском, копьями. Но по совету режиссера решили ограничиться волътижной акробатикой на копьях.
Первые же репетиции принесли нам сплошные разочарования — ни один трюк не получался. Появились скептики, утверждавшие, что вольтиж на копьях вообще невозможен. Даже те, кто в нас верил, считали, что номер нужно готовить чуть ли не пять лет.
Нам казалось, что мы добьемся своего и сможем делать трюки даже на одном копье. Однако, когда я сказал об этом, Р. А. Грилье запретил нам репетировать этот трюк. Возможно, на него повлияли первые неудачи или мнение окружающих — как бы там ни было, вскоре наши с ним репетиции прервались.
Разумеется, мы были очень обескуражены и, хотя продолжали репетировать, на душе у каждого было тяжело.
Спустя некоторое время нашей работой заинтересовался режиссер и художественный руководитель Омского цирка А. И. Вольный. Может быть, ему понравилось наше упорство, а может быть, видя наши затруднения, он просто пожалел нас — во всяком случае, он решил нам помочь и действительно очень много для нас сделал. Директор цирка М. 3. Расскин, который тоже сочувствовал нашей работе, заказал для нас новый реквизит.
Теперь работать было легко, несмотря на трудности, с которыми осваивались новые трюки. Нам помогал своими советами опытный режиссер, а главное, нас вдохновляла моральная поддержка старших товарищей, поверивших в наш успех! Вам, конечно, знакомо замечательное состояние подъема, возникающее, когда в работе наступает перелом и то, что долго не удавалось, наконец получается — раз, другой, третий! Знакомо? Тогда вы легко представите, что чувствовали все участники номера и наши товарищи. Мы уже видели заветную цель и без устали отрабатывали трюки, шлифовали номер.
А. И. Вольный добивался чистоты, отточенности, изящества — за это мы особенно благодарны ему.
После пятимесячного пребывания в Омске мечта наша наконец сбылась: новый номер «Акробаты на копьях» был выпущен. Премьера состоялась на манеже Омского цирка.
Что еще можно сказать?.. Разумеется, участники номера не успокоились: мы продолжаем репетировать. К 40-летию советского цирка мы хотим ввести в номер ряд новых трюков.
Как пишут романисты, «продолжение следует»!
Борис ИСАЕВ
Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.