Национальный цирковой коллектив Украины
Два года назад родился первый национальный цирковой коллектив на Украине. Идея создания украинского цирка возникла из опыта работы отдельных энтузиастов национального цирка, искавших нового.
Поиски национальной формы в цирковых номерах — дело весьма трудное. Одним артистам удавалось этого достичь, другим нет, но все они стремились к возрождению традиций народного цирка.
Среди некоторых деятелей циркового и театрального искусства порой возникали острые дискуссии: может ли цирк быть национальным?
Выступавшие против национального цирка пытались основывать свои доводы на том, что, мол, цирковое искусство — наиболее понятное всем народам независимо от расы и цвета кожи и, следовательно, цирк — искусство сугубо космополитичное.
Такое определение в корне порочно.
Цирк — такое же национальное искусство, как и всякое другое, отображающее жизнь своего народа, его характерные черты.
И если проследить историю циркового искусства, то нельзя не признать, что на определенном этапе своеобразная «европеизация» русского цирка в какой-то мере замедлила развитие его национальных
особенностей. В дореволюционный период и отчасти в первые годы после Октябрьской революции иностранные артисты цирка заполоняли наши манежи. Тесное общение с исполнителями этих номеров вызвало в те времена слепое подражание иностранцам, заимствование дурного вкуса, плохих манер, стремление к сенсационности и т. д. Тогда же появилась плохая манера скрывать свои фамилии за звучными иностранными псевдонимами и т. д. и т. п.
Такая «европеизация» циркового искусства на какое-то время задержала развитие национального цирка. С другой стороны, развитию национальных особенностей цирка мешало также излишнее увлечение трюками, в результате чего элементы народного творчества, элементы фольклора были вытеснены с манежа демонстрацией «голого» спортивного трюка. Это обедняло программы, делая их однообразными.
Октябрьская революция вызвала расцвет национальной культуры всех народов нашей страны. Советские цирковые артисты, развивая и совершенствуя свое искусство, завоевывали новые позиции и постепенно выходили на первое место в мире. Особенно велики успехи советского цирка в послевоенные годы. Вместе с обогащением содержания цирковых номеров усилилось и стремление к развитию национальных форм.
В республиках стали создаваться отдельные национальные цирковые номера и целые коллективы.
Художественному творчеству каждого народа, каждой нации присущи различные элементы циркового искусства. Задача, стоящая перед создателями первого национального цирка на Украине, заключалась в том, чтобы, сохраняя лучшие традиции советского цирка, в то же время искать пути к созданию номеров ясно выраженного национального характера.
Нужно было, чтобы на арене зазвучало украинское слово — тот юмор и «дотепна» шутка, которая так восхищала Гоголя, чтобы заиграли сила, ловкость и отвага, лихие пляски и музыкальность украинцев. Для этого надо было создавать новые цирковые произведения, отвечающие этим задачам, надо было привлекать молодые национальные кадры из художественной самодеятельности и физкультурных коллективов, надо было объединить в постоянную цирковую труппу артистов, энтузиастов национального цирка, которые уже к этому времени ярко представляли творчество украинского народа, надо было найти талантливых клоунов-коверных, способных ярко представить сочный украинский юмор. Нужен был центральный образ или образы, которые связывали бы воедино отдельные номера программы. И, конечно, надо было, чтобы цирковые номера отличались высоким качеством.
Наивно было бы предполагать, что новый украинский цирк явится чем-то совершенно отличным от всего, что до сих пор показывалось на арене. Да и никто не ставил перед нами такой задачи. Мы стремились создать номера, которые бы и формой и содержанием своим отражали в какой-то мере культуру украинского народа. Творческие поиски на этом пути привели к первым положительным результатам.
В программе появился, например, оригинальный номер «Гуцульские акробаты», совершенно не похожий на обычный групповой акробатический номер.
Обратившись к украинскому фольклору, мы нашли в нем интересные элементы неродных игр, которые как бы сами напрашивались на то, чтобы связать их с традиционными акробатическими трюками. Так появился красочный национальный номер, представляющий собой органическое сочетание игр, плясок, пения и акробатики. И, когда на арене забавный танец лесорубов вдруг сменяется комическими прыжками и подбрасыванием акробатов,— это воспринимается как естественное продолжение все той же народной игры в ее разнообразных элементах. И украинский национальный колорит передается в этом номере не только тем, что все шестнадцать участников одеты в яркие гуцульские костюмы, а прежде всего самим содержанием номера, носящего ярко выраженный фольклорный характер.
В чисто шуточном плане решен номер жонглеров Филипенко. По своему характеру это типичный украинский национальный номер, как бы воскрешающий картинку из «Сорочинской ярмарки».
Есть на Украине старая шуточная песня «Та куди идеш, Явтуше?» На фоне этой песни и разворачивается сюжетная сценка.
Медленно, лениво вывозит вол на арену повозку, в которой сидит флегматичный и неповоротливый Явтух (артист Б. Филипенко).
Та куди идеш, Явтуше? — спрашивает его словами песни женщина.
На ярмарку,— нехотя отвечает тот.
Подвези меня!
Садись,— вяло соглашается Явтух.
Но, когда женщина усаживается в повозку, вол, не выдержав такой нагрузки, вырывается из упряжки. Явтух, пытаясь задержать вола, хватает его за хвост и... падает с «хвостом» в руках.
Ох, и неповоротливый же ты! — иронически бросает женщина растерявшемуся
Явтуху.
Я — неповоротливый? — возмущается тот и, стремясь доказать свою ловкость, подбегает к повозке, где навалено разное добро — арбузы, дыни, подсолнухи, початки кукурузы. И тут-то начинается настоящий вихрь. Из неуклюжего возницы Явтух
превращается в ловкого жонглера. Все «играет» у него в руках. Легко и свободно листы М. и А. Ларионовы в номере «игра с цветами» жонглирует он большими арбузами, дынями и прочими неожиданными предметами, не имеющими никакого отношения к обычному реквизиту жонглера. Он даже заражает своей лихой игрой ту самую попутчицу, которая только что подсмеивалась над ним. И в воздух уже летят подсолнухи и кукурузные початки, а вслед за ними — глиняные «глечики» и пудовые «макитры». И все это делается весело и непринужденно, как будто актеры не играют для публики, а просто забавляются...
Секрет успеха этого номера в том, что вся сценка носит шуточный, пародийный характер. Если бы все это преподносилось, как говорится, «на полном серьезе»,— номер, вероятно, не получился бы. Здесь же зрители с первой минуты, любуясь мастерством жонглеров, не перестают улыбаться... Шутка, столь присущая украинскому народу, представлена в программе обильно и разнообразно. Ее несут с манежа артисты В. Байда, П. Копыт, А. Аронов, П. Водолага, Ф. Прихожий. Одну из комических ролей играет талантливый Константин Мусин, вошедший в программу Украинского цирка и значительно обогативший ее художественную культуру. Достойными партнерами Мусина выступают комики В. Байда и П. Копыт.
Гуцульские жонглеры-антиподисты Микитюк, буковинские наездники Рогальские или танцовщик на проволоке Гвоздев — каждый по-своему — представляют на арене творчество украинского народа. Эти первоклассные номера очень органичны для украинского цирка и обогащают национальный колорит всего спектакля. В программе Украинского цирка есть и традиционные номера, которые встречаются во многих цирковых программах и не носят ярко выраженного национального характера. Нам кажется, что и они имеют право на жизнь в Украинском цирке.
В подготовке первой программы приняли деятельное участие многие творческие работники Украины. Над литературным материалом работали писатели Ф. Макивчук, П. Глазовой, И. Золотарезский, Е. Дробязко, поэт С. Воскрекасенко, музыкальное оформление создавали композиторы Д. Клебанов, А. Свечников, над художественным оформлением работал художник Л. Писаренко. Режиссеры В. Скляренко, Л. Ивашутич, В. Аристов занимались постановкой пролога, отдельных номеров и интермедий и, наконец, балетмейстер Б. Таиров руководил хореографической подготовкой молодых исполнителей, пришедших из художественной самодеятельности и физкультурных коллективов.
Все они оказали большую помощь в создании первой программы. Постановочную группу артистов ожидали немалые трудности. Не было приспособленного к постановочной работе цирка и соответствующего штата, и мы вынуждены были первое время проводить репетиционную работу в различных помещениях, например в Тюзе, Театре Музыкальной Комедии и в залах спортивных обществ. Полностью укомплектовав труппу, коллектив начал нормально работать. Работники Харьковского цирка и его директор Ф. Яшинов, на которого было возложено общее руководство по организации Украинского цирка, проделали большую и плодотворную работу.
К числу трудностей начального периода надо отнести и некоторый скептицизм отдельных творческих работников Киева, литераторов и режиссеров. Декларируя необходимость развития украинского национального циркового искусства, одни из них практически ничего не делали, лишь наблюдая за становлением нового цирка, а некоторые еще и бросали камни в его огород.
В больших и интересных творческих исканиях родилась первая программа Украинского цирка, названная «День рождения».
Программа открывалась прологом. Ярко выражая тему рождения нового цирка, он был построен на ряде театрализованных приветствий «новорожденному» от цирков братских республик, от «оживающих» мастеров русского цирка — Анатолия Дурова, Виталия Лазаренко, музыкальных клоунов Бим-Бом и, наконец, от журнала «Перец», являвшегося на праздник с традиционными метлой и пером. Его приветствие относилось ко всем хорошим людям, а острие пера было направлено против тех, кто во имя покоя и личного благополучия мешает нашему движению вперед.
Пролог завершался «Песней о цирке», и в заключение навстречу уходившей колонне поющих артистов поднимались воздушные гимнасты Зоя и Николай Крыленко с эмблемой Украинского цирка в руках.
Перед премьерой в Киеве — 23 июля 1956 года — весь творческий состав был охвачен волнением. Волновались и молодые артисты и опытные мастера: как пройдет спектакль, как его примет зритель, как оценит общественность?
Уже во время представления стало ясно, что спектакль имеет успех. Зрители тепло приняли рождение нового национального циркового коллектива, в зале было шумно, празднично, арена ярко блистала красками национальных костюмов, орнаментом «килима», звучали украинские мелодии, шутки, с подъемом работали артисты. Столичная пресса и театральная общественность дали положительную оценку спектаклю и высказали ряд добрых пожеланий.
С этой творческой путевкой в жизнь артисты выехали на гастроли по Украине, в братские республики, за границу. Два года — срок небольшой, но за это время коллектив успел показать свое искусство зрителям многих городов Украины, РСФСР и Латвии. Программу Украинского цирка просмотрело более миллиона зрителей. Повсюду пресса и общественность положительно оценивали гастроли, а зрители тепло принимали выступления артистов.
Недавно в жизни молодого коллектива произошло знаменательное событие — поездка на гастроли в Чехословакию.
Организация труппы Украинского цирка — только начало работы по развитию национального цирка.
Газета «Правда Украины» в своем обзоре первой программы назвала начало творческого пути Украинского цирка многообещающим. У него действительно богатые перспективы. Есть подлинные энтузиасты своего дела. Есть откуда ждать притока новых сил. Создается и постоянная база — в Киеве строится новое здание цирка, которое будет иметь все возможности для большой постановочной работы, для подготовки артистических кадров.
Хочется сказать несколько слов о наших планах на будущее. С момента рождения Украинского цирка в коллективе не прекращаются творческие поиски новых произведений. При этом мы обращаемся к народному творчеству, к фольклору, представляющему собой богатейший клад для развития такого поистине народного искусства, каким является цирк.
Нас очень привлекает идея создания пантомимы на тему о Запорожской Сечи. В ее основе должны быть максимально использованы богатые возможности конного цирка. Пантомима представляется нам сюжетной, с элементами народных игр, джигитовки, высшей школы верховой езды, борьбы за обладание лошадью и т. д. Очень заманчива и тема другой пантомимы — по мотивам произведений Н. В. Гоголя. Хочется, разумеется, подготовить также пантомиму на современную тему.
Но все эти идеи могут быть осуществлены лишь после сооружения в Киеве зимнего здания цирка. Предполагается, что он будет открыт в 1959 году.
Для того чтобы хорошо подготовиться к открытию нового цирка, Министерству культуры УССР необходимо уже сейчас взять на себя практическое руководство этим делом. Надо заблаговременно подумать о его творческом ядре, руководстве и репертуаре. Мы надеемся, что при помощи Министерства культуры и творческих союзов республики открытие нового цирка будет ознаменовало новой программой Украинского цирка и большой цирковой пантомимой на тему современности или героического прошлого украинского народа.
Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.