Встреча с артистами польского и германского цирка СССР
Встреча с артистами польского цирка
Более двух месяцев продолжались гастроли наших друзей—артистов Польского цирка, успешо выступавших на манежах Москвы, Минска и Ленинграда.
В обширной, со вкусом подготовленной программе (худ. руководитель М. Манц) следует отметить выступление воздушного гимнаста Гловацкого, гимнастку на трапеции Езерскую, турнистов Городецких, велосипедистов 4—Козел, роликобежцев Лоттеос, эквилибристов Левандовских, гладиаторов Гедройц и ан-яиподистов Браун, эксцентриков Кравчик-Двораковских.
Великолепную дрессуру показали советским зрителям 2—Мушинских, выступавших с отличным номером «Футбольный матч собак».
Большой (интерес у публики вызвало выступление артистки Станкевич с Дрессированными голубями и попугаями.
Новым для москвичей явились номер Кратовие «Чудо-Бар» и исполнение на манеже цирка балетных танцев из «Вальпургиевой ночи» Ш. Гуно. Небольшая балетная группа наших гостей блеснула подлинным чувством ритма, изяществом и тонким проникновением в стиль произведения.
Комедийное дарование коверных Корчака и Вишневских во многом способствовало оживлению программы.
Гастроли артистов польского цирка содействовали укреплению культурных связей между польским и советским народами.
Встреча с артистами германского цирка
В летнем цирке ЦПКиО имени М. Горького с успехом выступили артисты цирка Германской Демократической Республики под руководством режиссера Гарри Хейнца Ноймана.
В своем взволнованном слове во время парада-пролога Г. X. Нойман сказал: «Когда мы ехали сюда к вам, мы знали, что нас встретят здесь, как друзей, теперь мы в этом убеждены».
И зрители подтверждают слова главного режиссера бурными аплодисментами.
Сентябрь не порадовал москвичей хорошей погодой. Холодный ветер, назойливые дожди. В парке, несмотря на субботний вечер, почти нет народа. Но в цирке-шапито улыбки зрителей, смех, аплодисменты согревают артистов, а их искусство согревает зрителей.
В отличном темпе работают роликобежцы 3—Альпецос, весело выступают комические акробаты с подкидными досками 2—Урзанс, темпераментно исполняют свой номер воздушные гимнасты Туланос.
Оригинальный номер демонстрирует эквилибрист Клаус Беккерс. Он исполняет баланс-стойку на руках на семи фарфоровых чашках, поставленных одна на другую (конечно, он ставит их сам, делая в это время стойку на одной руке). Затем, он ездит на моноцикле (одноколёсный велосипед) с подносом в руках, изображая расторопного официанта, наклоняясь на ходу, поднимая с манежа и ставя на поднос кофейник, молочник, чашки, блюдца, чайную ложечку и даже крохотный кусочек сахару.
Сложный номер. Зрители высоко оценивают мастерство артиста долго несмолкающими аплодисментами.
Жонглеры 5—Валластонс показывают одновременный жонгляж пятнадцатью булавами. Это очень красиво, когда в воздухе летают серебряные, зеленые, красные, синие и золотые булазы. Валластонс — очень артистичны и жонглируют в быстром темпе.
4—Турнис — акробаты на першах — сумели показать ряд новых интересных комбинаций. Номер — тяжелый, но три партнерши Турниса, работающие наверху, помогают создать впечатление легкости.
В дуэте каскадеров выступают хорошо известные нам 2—Хортини. Это веселый, мастерский, исключительно темповый номер. Обидно только, что Хортини повторяют несколько комбинаций, которые за 30 минут до них делали двое Урзанс; не отличается изяществом и финал номера Хортини.
Хорошо работают канатоходцы под куполом 3—Ниеварс, забавен музыкальный клоун Нико Пагини, превративший свою туфлю в гавайскую электрогитару. Но особо следует упомянуть комического велосипедиста Пауля Доон. На манеж выезжает немного застенчивый, скромный усач в «ре-стьянском костюме, в шляпочке с пером и великолепно проделывает свои трюки на разваливающемся велосипеде. Мягкий юмор, отличная техника исполнения. Останавливаясь с хода, он как бы замирает на минуту на своем велосипеде и вперяет вопросительный взгляд в зрительный зал.
И в зале сразу же возникает ответ — аплодисменты.
Программа германских друзей дополнена несколькими советскими номерами. Среди них отличный номер силовых акробатов в исполнении художественно-акробатической группы 5—Мироновых и всегда пользующийся неизменным успехом выход Ирины Польди с дрессированными собачками.
Обидное впечатление оставляет выступление манипулятора Резникова, повторяющего в своем номере сотни подобных выступлений.
У ковра работает одаренный клоун Эдуард Середа. У него хороший голос, превосходная дикция, он многое умеет, но почему он повторяет старые, уже набившие оскомину репризы? Неужели нельзя создать свои, новые? Неужели его самого удовлетворяет роль копииста? Впрочем, одну новую словесную репризу Середа выдал на-гора:
«Сейчас я исполню вальс-бостон и фокстрот-шевиот пополам со штапельным полотном».
«Вас ист дас?» — как говорят наши друзья в Германской Демократической Республике. Эдуард Середа еще молод, у него еще все впереди; но если и впереди у него будут репризы в подобном стиле, боюсь, что он, как коверный, быстро попятится назад.
В. АРЕНИН
Журнал «Советский цирк» октябрь 1958 г.