Наша газета май 1958 год
О тех, кого не замечает зритель
Нередко между нами, директором цирка и работником областной газеты, которому приходится рецензировать цирковые программы, возникают разногласия. Но есть один вопрос, по которому наши взгляды совпадают. Речь идет об обслуживающем персонале цирка, о людях, от которых в большой степени зависит как оформление, так и темп циркового представления. Хотя зритель обычно не замечает работу этих людей — униформистов, берейторов, электриков-осветителей,— от них зависит очень многое.
В советском цирке выращены кадры замечательных артистов, добившихся высокого мастерства. Но вопросами подготовки обслуживающего персонала цирков пока никто не занимается. И это очень прискорбно.
...В прошедшем сезоне в Архангельский цирк приехал молодой артист В. Коваленко. Здесь ему предстояло впервые выступить с новым номером, только что выпущенным Центральной студией циркового искусства. Естественно, артист волновался, тем более, что в номере использовался сложный реквизит. Успех в данном случае зависел не только от исполнителя, но и от униформистов, от того, насколько быстро они будут подавать необходимые по ходу действия предметы. И униформисты подвели. Сначала по их вине «отказал» один из аппаратов, затем под руками у Коваленко не оказалось нужного ему музыкального инструмента. Надо отдать справедливость молодому артисту — он не растерялся, «перестроился» на ходу, довел номер до конца, так что зрители не заметили неполадок.
Вспоминается и другой случай: в том же сезоне, выступая на манеже Архангельского цирка, прекрасный жонглер заслуженный артист РСФСР К. Никольский не обходился без «накладок». Актер здесь ни при чем — униформисты не вовремя бросали ему мячи, не выдерживали заданного жонглером темпа. А. Никольский нервничал, волновался, и качество номера от этого снижалось.
К сожалению, эти примеры не единичны. В цирке почти каждый сезон работает такая униформа, которая не может удовлетворить ни артистов, ни зрителей. Конечно, подчас зритель не замечает неполадок, но он чувствует затягивание перерыва между номерами, снижение общего темпа представления. А как трудно приходится коверному, когда он уже окончил репризу, а аппаратура следующего номера еще не подготовлена. Коверный вынужден возвращаться на манеж, чтобы хоть как-нибудь заполнить паузу.
В чем же дело? Неужели так трудно наладить работу с униформистами, добиться, чтобы они четко исполняли свои не столь уж сложные обязанности? Да, действительно, в условиях Архангельского, да и многих других периферийных цирков, эта проблема становится порой неразрешимой. Не один директор цирка перед началом сезона ломает голову над тем, где бы найти людей на короткий срок работы — на четыре-пять месяцев. Причем, людей, обладающих достаточной физической силой, чтобы быстро переносить с места на место подчас довольно тяжелый реквизит, обладающих хоть минимальными данными для того, чтобы включаться в репризы, разыгрываемые коверными и т. д. Трудно найти летом таких людей, особенно в Архангельске, где с началом морской и речной навигации потребность в рабочих кадрах резко возрастает. Многие молодые люди, которые в других условиях, может быть, и пошли бы на сезон в цирк, предпочитают поработать на речном судне или на причалах порта.
Временные, нанятые на сезон униформисты, естественно, недостаточно знакомы с особенностями цирка. Ни один из них не может «пассировать», если кому-либо из артистов требуется лонжа. Эта обязанность обычно возлагается на инспектора манежа или на одного из артистов. Смена программ в летних цирках происходит быстро. А за короткий срок малоопытные униформисты не успевают освоиться с реквизитом, аппаратурой, допускают ряд «накладок» на первых представлениях.
В прошлом году Архангельский цирк перешел на представления в двух отделениях (ранее они состояли из трех отделений). При слабо подготовленной униформе это создало ряд дополнительных трудностей. Так, дирекции цирка пришлось отказаться от перекрестного полета под руководством артиста В. Галаган, хотя этот номер, несомненно, украсил бы программу. Но включить полет в середину отделения невозможно — установка и уборка сетки создали бы невероятно длинные паузы, а начинать таким выигрышным групповым номером первое отделение не разумно. Второе же отделение программы целиком занимал аттракцион — демонстрация группы тигров под руководством заслуженного артиста РСФСР А, Александрова-Федотова.
И нередко для того, чтобы создать необходимую для циркового представления четкость, приходится просить кого-либо из артистов поработать в униформе «по совместительству». Это не предусматривается никакими положениями. Но как быть, если, например, в программе выступают эквилибристы с першами, а ни один из униформистов не в состоянии выполнить простейшую вещь: взять на плечи артистку и донести ее до партнера, держащего на лбу перш?
Нам думается, что работников униформы следует готовить специально. Настоящий униформист должен отвечать первичным требованиям, которые предъявляются и к артисту. Не будучи полноценным исполнителем, в полном смысле слова, он, тем не менее, должен обладать знанием элементов циркового мастерства. Тогда он и в репризы с коверным включится органически, легко, а не нарочито, как это сейчас порой бывает, тогда он смело возьмет в руки трос от лонжи, а артист не побоится доверить ему свою жизнь.
При соответствующей подготовке униформисты явятся своеобразным резервом кадров артистов цирка. Можно не сомневаться, что наиболее одаренные из них могут стать артистами. Ведь стали же мастерами советского цирка заслуженный артист Армянской ССР Р. Манукян, артист Б. Хмыров — бывшие униформисты, артист Д. Кострюков — бывший берейтор и многие другие.
Для этого необходимо, чтобы униформисты были бы штатными работниками цирка, а не случайными, наспех подобранными к открытию сезона людьми. И, говоря о перспективах развития советского цирка, следует серьезно задуматься о подготовке униформистов, а может быть, и об открытии специального учебного заведения. Реальная база для того, чтобы сделать униформистов штатными работниками цирков, имеется. Зимних цирков становится все больше. Следовательно, постепенно ликвидируется существующий ныне разрыв между количеством зимних и летних цирков, и со временем появится возможность содержать штат униформистов для двух параллельно работающих цирков — зимнего и летнего.
Пока же следовало бы ввести в штат каждого сезонно работающего цирка хотя бы двух профессиональных работников униформы. Эти люди быстро сплотили бы нанятых на сезон униформистов в единый рабочий коллектив, помогли бы менее опытным товарищам освоиться с делом, взяли бы на себя наиболее трудную часть работы. Возможен и другой вариант: иметь при Всесоюзном объединении цирков штат старших униформистов, распределяя их по мере надобности между цирками на зимний или летний сезон. Как бы то ни было, но этот вопрос требует неотложного решения.
И речь идет не только об униформистах. Кто готовит для цирка кадры берейторов, помощников дрессировщиков? Никто. Эта категория работников цирка также подбирается и обучается своему делу «самотеком».
Представление в любом цирке — и столичном и провинциальном — должно быть полноценным во всех отношениях. Но добиться этого можно, когда не только артисты, но и весь обслуживающий персонал — электрики-осветители, униформисты, берейторы и другие — находятся на уровне тех высоких требований, которые предъявляет к цирковому искусству наш зритель.
И. БЛЕЙХЕР,
Директор Архангельского цирка.
И. ЛЕОНИДОВ,
литсотрудник
газеты «Правда Севера»
За минувший месяц
В апреле состоялось открытие сезона ряда летних цирков.
В программе Владивостокского цирка аттракцион «Медвежий цирк» под руководством заслуженного артиста РСФСР В, Филатова, воздушный полет под руководством старейшего артиста цирка Ф. Конева, жонглеры В. и А. Кисс, музыкальные эквилибристы под руководством 3. Гуревича, икарийские игры под руководством Плинера, турнисты под руководством М. Николаева, акробатический этюд в исполнении Г. и И. Авьерино, дрессированные собачки К. Лапиадо, эквилибристы П. Кузнецова и В. Семенова, пластический этюд В. Деминой, группа дагестанских канатоходцев под руководством народного артиста Даг. АССР и заслуженного артиста РСФСР Рабадана Абакарова.
***
Астраханский цирк показал программу с участием С. и М. Марчесс (иллюзионное обозрение), заслуженного артиста Узбекской ССР Г. Заставникова (клоун с собачками), эксцентриков Масловых, клоуна С. Любимова, партерного полета Васильевых, жонглеров Самойленко и Юговой, комического полета без сетки Вязовых, музыкальных эксцентриков Ветлицыных, эквилибристов с лестницей и шестами Золототрубовых, высшую школу верховой езды Денисовых и других.
В программе открытия Симферопольского цирка: музыкальный аттракцион лилипутов «Перепутанные страницы», жонглер на лошади Н. Ольховиков, эквилибристы с шестами Авдеевы, акробаты с собачками братья Сосины, акробатический этюд на движущейся площадке в исполнении В. Шашкова и Г. Лернер, акробаты с обручем Карнеевы, воздушная гимнастка В. Бабинская, манипулятор Б. Хейфец и другие.
***
В столице Украины — Киеве была показана программа, в составе которой: новый аттракцион «Львы и лошади» с участием артистки Тамары и заслуженного артиста РСФСР Александра Буслаевых, эквилибристы на тройном канате Соколовы, гимнасты на батуде Звягины, эквилибристы с шестами Французовы, акробаты-вольтижеры Кузнецовы, художественно-акробатическая группа Елкиных, конюшня дрессированных лошадей под управлением Н. Монкевич, гимнасты на канатах Марьянковы, велофигуристы Асмус, акробаты-эксцентрики Котомцевы, дрессированные собачки артистки Н. Быстровой, сатирики Даль и Скалов, клоуны — заслуженные артисты Удмурдской АССР В. Орлов и И. Тряпицын и другие.
***
Сталинградский цирк показал программу, в составе которой номера Украинского циркового коллектива, в том числе; аттракцион «Гонки в шаре» под руководством заслуженного артиста РСФСР П. Маяцкого, гуцульский ансамбль акробатов-прыгунов, акробатический этюд Лисиненко, жонглеры Филипенко, воздушные гимнасты Крыленко, Ароновы и Байдины — музыкальные эксцентрики, антиподисты Микитюк, Ларионовы — игра с цветами, акробаты-вольтижеры Фоменко, Галанкина и Белов, сатирики Водолага и Прихожий.
В программе открытия Днепропетровского цирка были показаны: аттракцион дрессированных львов под руководством Шевченко, жонглер на лошади В. Попов, воздушная гимнастка Г. Адаскина, акробаты Кобяковы, музыкальные эксцентрики Евтушенко, конюшня дрессированных лошадей под руководством М. Штейн, акробаты-прыгуны Алексеевы, турнисты с амортизаторами Чигвинцевы, эквилибристы Хмыровы, партерные гимнасты на батудной сетке Дрыгины, жонглер 3. Махлин, дрессированные собачки артистки А. Александровой, иллюзионный аттракцион под руководством Рубанова, клоуны — заслуженные артисты Латвийской ССР А. Маркунас (Антонио) и А. Шлискевич и другие.
***
В программе открытия Воронежского цирка были: аттракцион «Под цыганским шатром», конюшня дрессированных лошадей и пони под руководством Д. Кострюкова, силовые акробаты на шарах братья Маренковы, сатирики Савич и Цейтлин, воздушные эксцентрики Дашевские, эквилибристы на лестнице Маньон, Гайлевич и Чумаков, китайские игры — Ван-фун-ки, дрессированные животные под руководством И. Цивина, музыкальные эксцентрики Феррони, акробаты-вольтижеры Владимировы, акробаты-эксцентрики Ошук, клоун Н, Шульгин и другие.
***
Львовский цирк открыл сезон программой, в составе которой: иллюзионный аттракцион под руководством А. Шаг, прыгуны Степановы, эксцентрики Высоцкие, сатирики Тугаевы, конюшня дрессированных лошадей под руководством Г. Зинченко, сальтоморталистка на лошади Лерри, акробаты-вольтижеры Митрохины, дрессированные собачки под руководством А. Польди, жонглеры на мотоциклах под руководством Н. Польди, музыкальная клоунада под руководством заслуженного артиста РСФСР и Груз. ССР Л. Танти и другие.
В программе открывшегося Запорожского цирка: акробаты-прыгуны Самолетовы, жонглер — заслуженный артист РСФСР К. Никольский, эквилибрист М. Егоров, клоуны А. Бугров и Г. Лебедев, группа велофигуристов под руководством А. Польди, канатоходцы под руководством Н. Хибина, сатирики Я. Одесский и А. Павлова, дрессированные собачки артистки В. Поповой, акробаты-эксцентрики Серебряковы, конюшня дрессированных лошадей под руководством Б. Манжелли и другие.
В апреле состоялось открытие сезона во Фрунзенском цирке.
В составе новой программы были: эквилибристы с лестницами Андроновы, акробаты-прыгуны Быковские, группа дрессированных обезьян артиста В. Малярова, гимнасты на турниках Семины, гимнасты на батудной сетке Полифроновы, художественно- акробатическая группа под руководством В. Миронова, группа велофигуристов иод руководством А. Александрова, музыкальные эксцентрики Л. Лаврова и П. Тихонов, конюшня дрессированных лошадей под руководством П. Хурсанова, иллюзия и манипуляции в исполнении И. Символокова, китайские игры Ван-чу, клоунская группа под руководством М. Калядина.
Весенняя премьера
Так назвал свою новую программу Московский Госцирк.
Она включает ряд интересных и новых для Москвы номеров. Впервые в Москве показывается новый аттракцион заслуженной артистки РСФСР И. Бугримовой, лишь недавно подготовленный для выступления. Талантливая дрессировщица демонстрирует ряд трюков, свидетельствующих о все растущем мастерстве артистки.
После большого перерыва начал свои гастрольные выступления в Москве заслуженный артист РСФСР Борис Вяткин, в репертуаре которого много новых сценок, шуток и клоунад.
Со своей белой лошадью выступает артист Королев, строящий с «партнершей» скульптурные группы. Дрессированных яков и овчарок показывает артист В. Тихонов. Это новый для москвичей номер.
В разнообразной и интересно составленной программе: артисты Благодарские (воздушный номер), группа акробатов Павловых, оригинальные жонглеры на мачтах Грачевы, (па де труа) на лошадях — Щетинины, группа Тувинских цирковых артистов под руководством заслуженного артиста республики В. Оскал-Оол, музыкальные энсцентрики Макеевы.
Режиссер программы М. С. Местечкин, художник Л. 3. Окунь.
Гвоздь программы
Скандальный случай в нашем цирке разыгрался совершенно неожиданно.
Сначала по городу были расклеены кричащие афиши: «Вечер веселого смеха! Впервые в нашем цирке в большой красочной клоунаде участвует 12 клоунов! Сценки, репризы, сатирические куплеты на злобу дня! Приходите в цирк повеселиться!»
А кто же не любит весело отдохнуть? И народ повалил, как говорят, валом.
Директор цирка Лев Маркович Озеров был в отличном настроении, и всех приятно удивляла его необычайная приветливость к артистам и рабочим манежа. Все радовались!
И вдруг! Как нарочно всегда подкарауливает это проклятое «вдруг».
В кабинет директора вошел развязной походкой изысканно одетый молодой некрасивый человек с гривой красновато-рыжих волос, с отвисшей нижней челюстью, как у питекантропа, и блестящими рачьими глазами. Мудрая природа как будто нарочно наградила его такой благодарной для клоуна оригинальной внешностью.Молодой человек сел в кресло и будто пропел речитативом: Прошу прошения, Лев Маркович. Я к вам на одну минутку. Я вас слушаю, товарищ Сорокин, — пробасил директор, не отрываясь от бумаг. Лев Маркович, за мое участие в клоунаде мне надо бы определить дополнительную оплату. Директор оторвался от бумаг и удивленно уставился на молодого артиста. Что-о? На каком основании? На том основании, Лев Маркович, что вся клоунада держится, собственно, на мне. Товарищ Сорокин, вы переоцениваете себя. Скромность украшает человека. Вы же недавно со школьной скамьи... Причем тут скромность, Лев Маркович, когда факты говорят сами за себя. Я — гвоздь клоунады! Товарищ Сорокин, сейчас не время об этом говорить. Скоро представление... Нет, как раз время, — продолжал Сорокин, и если вы не установите дополнительную ставку, я не буду играть в коллективном номере. Да вы с ума сошли. Сорокин! Вы же сорвете программу!.. А это меня меньше всего волнует, Лев Маркович. За свою ставку я выполню свой парный номер и баста! Да что вы берете меня за горло перед самым представлением?! — закричал Озеров, багровея лицом, — Да, вы гвоздь, но со ржавчинкой. Я буду жаловаться... Пришлось почти на ходу, за полтора часа до представления несколько перестроить клоунаду, заменив Сорокина другим артистом.
Клоунада прошла с успехом.
На другой день за кулисами на специальном щите был вывешен приказ о том, что артисту Сорокину за саботаж объявляется выговор. Вскоре состоялось бурное собрание, на котором все артисты осудили Сорокина. Но Сорокин остался при своем мнении. Его отстранили от работы. Обиженный Сорокин громогласно заявил:
—Я это так не оставлю. Я в суд подам!
Через две недели после этого скандального случая я снова увидел Сорокина в цирке. На всех артистов пришла разнарядка. Лишь один Сорокин был не у дел, и о нем как будто забыли, хотя он подал покаянное заявление. Одинокий и злой, Сорокин шатался по пустому цирку и клял начальство за бюрократизм и за то, что оно не оценило его таланта.
В. ОБОДОВСКИЙ
После представления
Представление в цирке окончено. Разошлись зрители. Но вот зал вновь наполняется посетителями. Это после трудового дня пришли отдохнуть, посмотреть новую картину работники и артисты цирка.
Хорошую традицию в Ивановском цирке можно только приветствовать.
Передвижные цирки в 1958 г.
Всесоюзное объединение госцирков утвердило маршруты передвижных цирков в текущем году. Они охватывают почти все районы необъятной территории Советского Союза.
ЦИРК №1 (директор X. Папашьян) посетит крупнейшие пункты Краснодарского края и Северного Кавказа, в том числе Краснодар, Новороссийск и Майкоп.
ЦИРК №2 (директор А. Алексеев) обслужит важнейшие промышленные пункты среднеазиатских республик и Сибири. Свои представления он будет, в частности, давать в Ашхабаде, Бухаре, Алма-Ате, Томске, Караганде, Ленинабаде и других городах.
ЦИРК № 3 (директор П. Никольский) обслужит Калугу, Щербаков, Ярославль, Владимир, а также Кривой Рог и Севастополь.
ЦИРК № 4 (директор М. Эльский) посетит Смоленск, Витебск, Вильнюс, Краснодар, Ставрополь и Ворошиловград.
ЦИРК № 5 (директор Ф. Земцев) наряду с городами центрального промышленного района (Тула, Рязань, Серпухов, Подольск) посетит Евпаторию, а также Чимкент и Чарджоу.
В Литовскую ССР и в Калининградскую область направится ЦИРК № 6 (директор В. Шапошников). В его маршрут включены также Псков и Кишинев.
Значителен диапазон выступлений ЦИРКА № 7 (директор С. Поляков). Они будут проходить и в Поволжье (Ульяновск, Чебоксары, Саранск) и в Средней Азии (Самарканд, Ашхабад, Актюбинск). Этот коллектив посетит также Махачкалу, Мингечаур и Кутаиси.
ЦИРК № 8 (директор Н. Васильев) поедет по маршруту Мары, Термез, Карши, Омск, Тамбов, Мичуринск, Елец, Каменск и Грозный.
По крупнейшим городам УССР и БССР проходит маршрут ЦИРКА № 9 (директор А. Каринин). Он побывает в Чернигове, Полтаве, Гомеле, а также в Орле, Белгороде, Курске и Брянске.
В Петрозаводск, Мурманск и Вологду направляется ЦИРК № 10 (директор Б. Барашкин). В его маршрут вошли также Вильнюс, Выборг и Кременчуг.
В промышленных районах Средней Азии выступит Цирк № 11 (директор К. Григорьянц). Он посетит также Биробиджан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Спасск и Находку.
По Донецкому бассейну совершит поездку ЦИРК №12 (директор С. Мельников). Он побывает также в Таганроге.
ЦИРК №13 (директор И. Добрынкин) будет работать на Кавказе (Сухуми, Пятигорск, Нальчик, Орджоникидзе), а также в Донбассе (Макеевка, Сталине). Свои представления он даст и в Жданове.
В маршрут ЦИРКА № 14 (директор М. Эльворти) вошла в основном Москва, где выступления его продлятся с 15 мая до 21 сентября, после чего он поедет на месяц в Херсон.
Всем перечисленным цирковым коллективам подготовлены необходимые условия для успешной планомерной работы.
Впервые с Советском цирке новый аттракцион
В настоящее время идет подготовка нового, впервые у нас создаваемого аттракциона с ламами.
Пять экземпляров этих редких животных прибыли из Южной Америки (Аргентина) на польском пароходе «Адам Мицкевич». Аттракцион будет пополнен еще двумя ламами, находящимися в наших зооцирках.
Своеобразие создаваемого номера в смешанной дрессуре лам и слона.
Аттракцион готовится в Ивановском цирке. В качестве дрессировщицы выступит молодая артистка Валентина Эдер.
Журнал « Советский цирк» май 1958