В редакцию журнала «Советский цирк» Июнь 1961 г
У нас в Бухаре передвижные цирки бывают ежегодно в самый холодный период. В 1961 году передвижной цирк № I начал, например, работать с 20 января. Вид цирка, полотняная крыша которого покрыта снегом, непрезентабелен. Рядом с ним находится наскоро сбитый сарай, где продается водка с шашлыком и где всегда можно видеть пьяные компании. Не лучше и в самом цирке. Многие скамейки сломаны. Ширина их всего 15 сантиметров. В задних рядах вообще нет пола и поэтому зритель может упасть с высоты 1,5 метра на землю. Все это следствие бесхозяйственности директора цирка тов. Галанцева.
Несмотря на хорошую программу и два аттракциона, представление не оставляет хорошего впечатления. Посетители цирка с искренним сожалением и сочувствием смотрят на посиневших от холода артистов, вынужденных по чьему-то неведомому распоряжению работать при минусовой температуре. У них возникает недовольство Союзгосцирком, который допускает такое жалкое зрелище и терпит нерадивых руководителей цирков.
Какая же крайность заставляет Союзгосцирк посылать передвижной цирк именно в самый холодный период, не считаясь с тем, что выступления в таких условиях не доставляют удовлетворения зрителям. Это не искусство, а злая насмешка над ним, за которую кто-то должен отвечать.
Необходимо заметить и то, что за последнее время в нашем городе ежегодно выступают одни и те же артисты — Кролюк, Рубцовы, Зыбин и другие.
Союзгосцирку следует покончить с подобными печальными фактами, подрывающими авторитет любимого народном искусства.
М. ДЖУРАЕВ
ЖДЕМ ОТВЕТА ВЕДУЩИХ МАСТЕРОВ
Большую и важную работу проделывают передвижные цирки, обслуживая жителей многих городов страны.
Передвижной цирк № 11, например, за шесть лет работы проделал путь в 50 тысяч километров, трижды побывал в тридцати пяти городах Средней Азии, Казахстана, Алтая, Сибири и Дальнего Востока. Во всех этих городах зрители тепло приветствовали артистов.
Возросший культурный уровень нашего народа требует поднятия художественного уровня программ. К сожалению, предварительная подготовка программ для передвижных цирков в этом году прошла по-старому, шаблонно. Отдел формирования Союзгосцирка отвечает по-прежнему: «Хороших номеров не хватает». Артистам конвейера, выступающим в стационарных цирках, не нужно бояться работы в «передвижках». Их с любовью встретят многие тысячи новых зрителей.
Народная артистка РСФСР И. Н. Бугримова сделала хороший почин, пошла работать на весь летний сезон в передвижной цирк № 3. Ее примеру должны последовать и другие большие мастера советского цирка. Почему бы А. Буслаеву, Е. Милаеву, Карандашу, В. Довейко, В. Филатову не выступить в передвижном цирке? Мы ждем их ответа на обращение и пример И. Бугримовой.
Г. ГРИГОРЯН,
директор передачжкого цирка № 11
ТЕМА ЗАНЯТИЙ-ЦИРК
Уже около года регулярно идут занятия Университета культуры Коксогазового завода. По просьбе слушателей темой очередной лекции стало искусство советского цирка. Занятие провел управляющий Всесоюзным объединением цирков Ф. Г. Бардиан. Докладчику предстояло в течение часа рассказать о прошлом русского цирка и его сегодняшних успехах, о различных жанрах, композиции номеров, технике безопасности. Особенно интересовались собравшиеся вопросами труда и быта актеров, которые от рождения и почти до глубокой старости находятся в беспрерывной командировке по городам страны и за рубежом. Слушатели были немало удивлены, узнав, что в цирковом «конвейере» занято шесть с половиной тысяч артистов, а с ними их семьи и дети, которым каждые два месяца приходится переходить в новую школу. Конечно же, всем хотелось узнать, откуда «берутся» цирковые артисты. Какими качествами должен обладать будущий мастер арены?
Этот вопрос был не случаен. Люди разного возраста посещают занятия университета. Но в этот день аудитория была необычна. Рядом со взрослыми в зале сидели 5—6-летние слушатели. И действительно, ведь любителями искусства цирка являются граждане от 3 до ... лет!
Вопросы задавались самые разнообразные: где в Москве будет построено новое здание цирка, кто из животных труднее поддается дрессировке, сколько в день съедает лев и т. д.
Об интересе, вызванном лекцией-беседой о цирке, рассказал художественный руководитель Дома культуры В. Колчанов:
— Наш университет посещает по абонементам около 250 человек. Но сегодня в зале присутствуют даже те, кто пришел на занятия впервые...
В концерте приняли участие артисты Московской группы «Цирк на сцене» — иллюзионист Ван Тен-Тау, мнемотехники Сен-Тен-Ай и Е. Михалин, антиподист С. Афонский, гимнастка И. Рагозина, клоуны С. Васин и Г. Афанасьев.
Увлекательное занятие закончилось демонстрацией фильма о цирке.
Н. РУМЯНЦЕВА
Журнал «Советский цирк» июнь 1961 г