Язык цирка
Жизнь отражается в художественных образах всех видов искусств, как солнце — в каплях росы, в окнах домов, в глади реки... Каждое искусство отражает жизнь по-своему: средствами, присущими ему одному. Литература создает художественные образы с помощью слов, театр — посредством сценического действия, живопись — красками и линиями, музыка — звуками.
Но как только речь заходит об искусстве цирка, обычно возникает путаница. В самом деле, ведь цирковое представление состоит из разнородных «номеров». Здесь и демонстрация физической силы и ловкости, и клоунада, и дрессировка животных, и фокусы...
Иные полагают, что в цирке к области искусства принадлежит только клоунада, ближе всего стоящая к театру, а все остальное, что происходит на манеже, — явления другого, не художественного порядка. Кое-кто утверждает, что цирк вообще не искусство. Есть и противоположное мнение: цирк — подлинное искусство, отличающееся от других искусств тем, что оно по своей природе эксцентрично. Кто же прав?
И профессионалы-практики и теоретики согласны между собою в том, что основой любого представления на манеже служит трюк. Все остальное — либо, подготовка к трюку, либо художественная пауза между трюками. Но в это слово вкладывается различное содержание, и общее, согласие оказывается мнимым. Одни говорят, что трюк — реальное преодоление физического препятствия. Однако подходит ли под такое определение иллюзионист, выдергивающий цветную ленту из пустой шкатулки, или клоун, произносящий смешную репризу?.. Нет, трюк — это элемент эксцентрики, выражающий «алогизм обычного», возражают другие, упуская из виду, что выражение это впервые применено к конкретному выступлению клоунов-эксцентриков а отнюдь не ко всему искусству цирка. Право же. в высшей школе верховой езды, в работе на брусьях и турниках или в «живой скульптуре» трудно при помощи обычной логики обнаружить «алогизм обычного».
Думается, что такой спор носит несколько схоластический, надуманный характер. К тому же он нисколько не проясняет самого существенного для нас: принадлежит ли цирк к числу искусств?
Присмотримся внимательно к тому, что представляет собою трюк. Вот, для примера, типично цирковой клоунский трюк, ставший общеизвестным благодаря кино: Чаплин с завязанными глазами катается на роликах. Разлетевшись, он на полном ходу мчится к пропасти и, когда мы с ужасом видим, что сейчас он неминуемо свалится, — Чаплин «нечаянно» сворачивает в сторону на самом краю, продолжая весело кататься, как ни в чем не бывало. Трюк? Несомненно. Реальное преодоление физического препятствия? Разумеется, и еще какое виртуозное!
Но здесь есть и нечто иное: Чаплин создает образ жалкого бедняка, которому на миг привалило счастье, и он легкомысленно упивается минутой, забыв обо всех опасностях, подстерегающих его. Оказывается, найденный им трюк не только смешит, но одновременно и создает обобщение большой художественной силы: одним намеком Чаплин показывает, что счастье маленького человека в капиталистическом мире — только иллюзия, веселая игра на краю пропасти. Это-то обобщение, раскрывая смысл одной из сторон современной жизни, делает трюк элементом искусства.
Итак, мы убедились на этом примере, что виртуозное физическое действие одновременно является художественным приемом для образного выражения обобщений жизненных явлений. И трюк в таком понимании — не что иное как острое проявление неожиданности. Этому определению соответствует любой трюк иллюзиониста, дрессировщика, наездника, акробата, гимнаста, клоуна... Именно неожиданность, «поданная» ярко, подчеркнуто, «ударно», всегда вызывает аплодисменты зрителей в цирке.
Неожиданности пронизывают все цирковое представление. Быть может, это и есть специфический признак циркового искусства?
Но вот перед нами произведение литературы: роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Оказывается, и он тоже целиком построен на неожиданности: изнеженный барии добровольно отправляется на каторгу, чтобы добиться прощения у своей бывшей горничной. На неожиданностях основаны все эпизоды романа: блюстители закона творят беззакония, а преступники воплощают справедливость, добро и подлинную законность... Все это мотивировано психологически и философски, как требует того искусство художественной прозы, но в восприятии читателя неожиданности возникают на каждом шагу.
А как обстоит дело с театральным искусством? В. И. Качалов в пьесе Горького «На дне» играл Барона — безнадежно опустившегося пропойцу, забулдыгу. Но вдруг этот грязный босяк надевает изорванную перчатку с таким жестом, что вы сразу видите повадку блестящего великосветского льва. Эта неожиданность с особой остротой подчеркивает глубину падения человека.
Картина В. Ван-Гога «Ночное кафе». Зеленый биллиардный стол. Желтоватый свет лампы с абажуром. И неожиданно эти два неодушевленных предмета выражают весь трагизм одинокой судьбы завсегдатая кафе...
Нужно ли умножать число примеров? Совершенно очевидно, что широкое использование художественного приема неожиданности не только не отличает цирк от всех остальных искусств, но, наоборот, доказывает, что цирк — такое же полноценное искусство, как и все остальные.
В любом искусстве неожиданность служит приемом, обостряющим восприятие художественного образа. Но если в театре, в литературе, в портретной и сюжетной живописи и скульптуре создается образ человека или, другими словами, в художественной форме выражается суждение о той или иной категории людей, — то в искусстве цирка дело обстоит несколько иначе. Ведь наездники, жонглеры, гимнасты на трапециях, акробаты, канатоходцы, антиподисты и многие другие представители циркового искусства вовсе не ставят своей задачей изображать кого-нибудь. Они являются на манеж, так сказать, своей собственной персоной, от своего лица исполняют серию трюков и уходят. О каком же художественном образе может идти речь в цирке?
Тот же вопрос можно задать, когда речь идет и о пейзаже, о музыке, лирическом стихотворении. В художественных произведениях такого рода человек не изображается прямо, непосредственно. В них косвенным путем, отдельными штрихами, намеками создается образ самого художника, воспроизводится его внутренний мир, его лирическое «я». К тому же виду искусств принадлежит и цирк.
Зритель приходит в цирк не ради удивления: он заранее знает, что артисты ходят по проволоке, летают под куполом или «крутят» сальто. Все видели это не раз в различных вариантах. Многочисленные и разнообразные трюки, из которых состоит представление, служат лишь средством, дающим зрителю возможность испытать эстетическое наслаждение, взволновать его художественным образом человека, совершающего на его глазах невозможное.
Сама природа циркового искусства такова, что любой «номер» представления органически, самопроизвольно выражает именно этот образ. Кто бы ни выступал на манеже — жонглер, наездник или акробат, — в каком бы обличье он ни представал перед нами — в ореоле романтического красавца или в маске эксцентрического урода, — художественный образ создается не столько его внешностью и манерой исполнения, сколько неожиданными трюками, составляющими существо его выступления. Этим цирк отличается от театра.
Характерная особенность искусства цирка, присущая лишь ему одному: в ходе представления образ совершенного человека, сильного, смелого, ловкого, остроумного, вновь и вновь возникая в различных вариациях, сверкая различными своими гранями, нагнетается, становясь в сознании зрителя обобщением, собирательным художественным образом.
Не приходится говорить о тех «номерах» программы, которые не вызывают у зрителя никакого волнения, никакого эстетического наслаждения. Это жалкие ремесленные поделки, лежащие вне искусства, Наличие в программе таких «номеров» не противоречит нашему суждению об искусстве цирка точно так же, как из факта существования халтурных, ремесленных спектаклей вовсе не следует вывод, что театр не принадлежит к числу искусств.
В цирке создается образ нашего современника, одаренного необычайной духовной и физической силой, человека, наделенного обаянием всемогущества. Это собирательный художественный образ, складывающийся из выступлений всех участников программы в целом. Он вызывает у зрителя такое же волнение, как и при восприятии всякого произведения искусства, затрагивающего нас. В цирке это волнение, этот подъем — от чувства гордости за человека, от переживания полнокровности и яркости жизни, какой она предстает перед нами на манеже. Этот образ содержит глубокую оптимистическую мысль.
Да, цирк — полноценное искусство, выражающее наше суждение о человеке и жизни в обобщенном художественном образе. Как и всякое искусство, цирк не только вызывает у зрителя приятное волнение, но и расширяет границы нашего познания жизни, утверждая ее светлое, радостное, мажорное начало.
Это искусство народное, потому что оно в концентрированном виде выражает отношение народа к жизни — оптимистическое и вместе с тем не лишенное грубоватого юмора. И в тех случаях, когда цирк капиталистических стран изменяет своей природе, создавая образ уродливого, изломанного и не дорожащего жизнью человека, — цирк перестает быть народным искусством.
Так в чем же, в конце концов, заключается специфика этого искусства? Во всяком случае, не в эксцентрике, всегда выражающей скептическое или ироническое отношение к жизни и характерное только для части циркового представления, контрастирующей со всеми остальными слагаемыми программы. Эксцентричны клоунада и все те элементы сатирического, пародийного, комического, которые оттеняют мажорное, жизнеутверждающее звучание циркового представления.
Выше мы говорили о неожиданности, пронизывающей все происходящее на манеже. Понятие неожиданности неизмеримо шире, чем эксцентрика. Неожиданность — прием, применяемый и там, где нужно выразить скептическое отношение к отрицательным явлениям действительности, и для выражения романтики и героики. Но и неожиданность не специфична для цирка: мы уже видели, что этот прием служит всем искусствам, чтобы обострить восприятие художественных образов.
Специфика каждого искусства заключена в выразительных средствах, присущих ему одному. Выразительные средства цирка разнородны, и в этом-то и состоит его специфика.
Искусство цирка тем и отличается от всех других искусств, что обобщенный образ человека оно создает контрастно чередующимися, разнородными и не связанными между собой трюками, демонстрирующими силу, ловкость и мастерство и, по контрасту, осмеивающими неуклюжесть и беспомощность.
Цирк говорит со зрителем на своем языке, присущем только ему — на языке острых, подчеркнутых контрастов, головоломных трюков, парадоксальных неожиданностей, ярких красок, бравурной музыки, напряженного, быстрого темпа. И никакое другое искусство не может говорить на этом языке.
МАРК ТРИВАС
Журнал «Советский цирк» февраль 1961 г.