Сергей Образцов и его «Необыкновенный концерт»
Много лет тому назад Сергей Образцов поставил спектакль, который сперва назывался «Обыкновенный концерт», а потом «Необыкновенный концерт».
Больше трех с половиной тысяч раз сыграли мы этот спектакль. Он объехал более трехсот городов нашей страны и побывал в двадцати иностранных государствах. И везде имел успех. Но годы есть годы. Меняются люди, меняется жизнь. Мы, создатели этого спектакля, тоже в чем-то изменились, а спектакль оставался старым. И наступил момент, когда нам стало ясно, что должен измениться и он. Слишком много у нас к нему накопилось претензий. И решили мы добавить к старому «Необыкновенному концерту» новые номера. Пришли к художнику Андриевичу и сказали: «Валентин Валентинович! Сделайте нам эскизы к новым куклам». А Андриевич нам отвечает: «Мне мои старые куклы тоже разонравились. Либо давайте делать все заново, либо оставляйте все как было». Теперь мы за этот ответ Андриевичу очень благодарны. Все сделали заново. Всех кукол и декорации. А новые куклы потребовали и новых решений в постановке. Не думайте, что куклы такой уж безропотный народ. С ними ссориться опасно. Вот мы и перепоставили наново наш «Необыкновенный концерт». Сказать, что все, о чем мечтали, нам удалось, не можем. Так ведь и не бывает. Ну что ж, будем, как всегда, на ходу что-то выправлять, а пройдет еще двадцать лет, может, и вновь наново поставим. Ведь годы есть годы. Меняется жизнь, меняются люди, и мы меняемся. Диалектика.
Занавес спектакля «Необыкновенный концерт»
Как вы думаете, какой спектакль за всю историю русского театрального искусства прошел наибольшее число раз? Мхатовские «На дне» и «Синяя птица» (им по шесть и больше десятков лет)? Нет. Всесоюзный «рекорд» принадлежит «Необыкновенному концерту» Государственного Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова. С 1946 года он прошел больше 3600 раз. Вдумайтесь: это все равно что каждый день в течение десяти лет. А между тем «Необыкновенный концерт» — пародия, жанр один из самых «скоропортящихся». Пародия живет, пока существует само явление, объект пародии. В чем же секрет поразительного долголетия и популярности «Необыкновенного концерта»?
Во-первых, в популярности нашего эстрадного искусства. Сила пародии, как известно, в ее «узнаваемости». Зритель легко узнает прообразы персонажей «Необыкновенного концерта». И братьев чечеточников, и цыганский ансамбль при заполярной или иной филармонии, и «извлекателей звуков» вроде колоратурного сопрано Вероники Несмыкальской или баритона Сидорова-Сидорини. Так что в «Необыкновенном концерте» при всей его веселости есть и нотка горечи. Это своеобразный, переведенный на язык художественных образов приговор отжившему, устарелому, безвкусному на советской эстраде. Приговор, увы, еще не приведенный в исполнение.
Второй «секрет» — великолепное мастерство самой пародии. Оно проявляется по-разному. Иногда кукольный персонаж — почти точная копия своего эстрадного прототипа. Все дело в этом «почти». Конферансье Аркадий Апломбов (в блистательном исполнении Зиновия Гердта) почти такой, какого мы еще, к сожалению, встречаем где-нибудь на сборном концерте. Разве что несколько более нахальный и невежественный. Точно най-деная мера правдоподобия и типизации создает разительный комический эффект. В других случаях театр идет по пути явного преувеличения, гротеска (например, «вундеркинд» Сусанна Голе-нищева — капризная малютка в детской коляске, которая бездумно колотит своими ручонками по клавишам рояля). Здесь безотказно действует эффект неожиданности.
Но есть, по-моему, и третий «секрет». Конечно же, «Необыкновенный концерт» не только пародия. Вспомним тех же братьев Баклушиных. Сначала вы удивляетесь «похожести» кукольной чечетки на манеру исполнения двух известных танцоров. Какая точная и злая пародия! Но постепенно вас берет в плен стихия четкого ритма, и вы начинаете удивляться умению актеров-кукловодов подчинить музыкальному ритму каждое мельчайшее движение ног, рук, головы деревянных чечеточников.
Или фокусник Тархун Абракадабра. Здесь удачно использованы специфика жанра, возможности именно кукольного театра. Скажите, где, какому мюзик-холлу или цирку доступен такой трюк: фокусник и его ассистентка мгновенно меняются... головами? Итак, «Необыкновенный концерт» продолжал свое триумфальное шествие по городам и странам (двадцать стран и триста городов СССР!). Но его создатели, наверное, раньше, чем зрители, вспомнили, что ничто не вечно под луной. Объект пародии все-таки меняется. Эстрада наша не стоит на месте. Аркадию Апломбову приходится туго. Дальше Конотопа его уже не пускают. Появляются новые веяния, новые жанры и, естественно, новые штампы.
Поэтому постановщики С. Образцов и С. Самодур и решили обновить «Необыкновенный концерт». Подготовка новых номеров шла долго и подчас мучительно (совсем как на настоящей эстраде). И, наконец, Аркадий Апломбов в изрядно поношенном фраке на прощание пожимает руку новому Аркадию Апломбову, одетому с иголочки. Все декорации (художник В. Андриевич) — новые, все куклы — новые. Хочется сказать, что и все номера — новые. Но нет, далеко не все. Да и стоит ли заменять то, что, можно сказать, стало «кукольной классикой»? Честное слово, было бы жаль, если бы в новой программе «Необыкновенного концерта» не оказалось цыганского ансамбля под управлением Паши Пашина или бесстрашного укротителя Еврипида Самохина. Да и сам «новый» Апломбов, по существу, копия старого.
Но примерно половина номеров — новые. Три из них, посвященные зарубежной эстраде, поставлены с блеском. Вот латиноамериканское трио «Лос-Самомучас» — усатые дядьки в гигантских сомбреро с гитарами в руках. Все как у настоящих «латиноамериканцев»: преувеличенный темперамент, бешеный' темп, виртуозный аккомпанемент на гитарах. И снова пародия исполняется с таким мастерством, что перестает быть только пародией. Между прочим, поет в этом номере известный самодеятельный квартет Института восточных языков. Номер «Французская певица Мари Жють» озвучивает выпускница школы-студии МХАТ И. Лаврентьева. Почему, когда театру потребовалась помощь извне, он не обратился к профессиональным работникам эстрады? Не знаю. Может, случайно, а может, и нет...
А Мари Жють получилась впечатляющая. Как у Маяковского: «одни сплошные губы». И губы эти то шепчут, жалуясь, то стонут, то взывают... И становится как-то одновременно и грустно и смешно... Во всяком случае, и «Лос-Самомучас», и «Мари Жють», и танго в исполнении Жозефины Дебош и Хосе Аморалес — это сатира добродушная, улыбчивая. Зато «Ультраавангардистский квартет «Блям-68» — гротеск, рассчитанный, как говорится, «на убиение». Здесь зло и беспощадно высмеивается «предметная» музыка, когда вместо инструментов служит что попало — кусок рельса, скрипящая дверь, кошачий визг и даже звук спускаемой воды в унитазе.
Жанр «Необыкновенного концерта» зародился на эстраде. Еще в 20-е и 30-е годы, когда Образцов показывал своего «Любимца публики» или «Хабанеру» из оперы «Кармен». Из тех образ-цовских шедевров перешло в спектакль немало счастливых находок (например, шея, которая невероятно удлиняется, вылезает из воротника, когда певец берет высокую ноту). Давно уже идет обратный процесс: театр обогащает эстраду. Дивов, Степанова, Мей, Цифринович и другие наши кукольники, работающие на эстраде, все в большей или меньшей степени воспитанники Образцова и его театра. Но хотелось бы, чтобы «Необыкновенный концерт» повлиял не только на кукольников. Здесь есть над чем подумать представителям и других жанров. Ведь пародия — зеркало, в котором можно увидеть многое. В том числе и такие вещи, с которыми давно пора расстаться.
...Второе рождение «рекордсмена» состоялось. Пусть же жизнь его будет такой же долгой и счастливой!
Б. ЕВСЕЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий