Скоморохи на Руси
Первые сведения о скоморохах дошли до нас еще от периода Киевской Руси. Уже в то время существовали профессиональные музыканты и лицедеи, увеселявшие толпу на многочисленных народных празднествах.
Известно, что киевские князья также любили веселиться в обществе гусельников, потешников, шутов. По устным преданиям, даже былинный богатырь Добрыня Никитич славился как замечательный музыкант. «Еще не было молодого гусельщика супротив Добрынюшки Микитича», — говорилось в одной из былин о нем. Впрочем, и легендарный певец богатырских подвигов Боян выступает в некоторых преданиях именно как затейник-гудец. Занимался скоморошеством и знатный новгородский гость Садко, разбогатевший «веселой игрой». Даже когда пришлось спускаться ему в море, взял он с собой в дальнюю дорогу одни лишь «гусли яровчаты».
Великие князья, а затем и цари русские имели в своих придворных штатах многочисленных скоморохов-музыкантов, медведчиков, шутов. Особенно любил слушать и смотреть, а порой и сам принимать участие в потешных представлениях Иван Грозный. За это его не раз упрекали церковники и политические враги. Когда царь, заподозрив измену в Новгороде, жестоко расправился с вольнолюбивым городом, вместе с сокровищами вывез он в Москву и местных скоморохов. Чем же были вызваны любовь и уважение народа к скоморохам!
Творчество «веселых людей» соединяло в себе элементы пения и музыки, пляски и поэзии, цирка и эстрады. Скитаясь по селам и городам, скоморохи непрерывно обогащались новым репертуаром, жанровыми сценками, выхваченными из жизни, шутками, песнями и т. д. Искусство русского народа явилось той благоприятной средой, на которой и выросло скоморошье мастерство. Старейшим русским театром на Руси были, как известно, народные игрища. Эти древние обряды, корнями уходившие во времена родовых обычаев, встречали человека при его рождении, отмечали вступление в брак, провожали его в последний путь. Праздники эти, порой с очень сложным драматическим содержанием, импровизациями, диалогами, мимическими сценками, маскарадом, хороводами и традиционными песнями, не обходились без скоморохов, шутов, затейников.
Не обходились без скоморохов и другие народные праздники (святки, проводы зимы, Иванов День). Церковники строго запрещали эти, по их словам, «игры бесовские, еже есть плясание, гуденье, песни мирские и жертвы идольские», требовали «не призывать на браки скоморохов с дудами». Кстати, в представлении народном творцы и хранители русского музыкального творчества, «веселые люди» чаще всего выступали именно «с дудой» либо с другим музыкальным инструментом — домрой, гуслями, бубном. Недаром многие церковные грамоты упоминают и запрещают скоморошьи «бубны и сопели и гудение струнное», «в бубны бити и в сурны ревети и иная непотребная деяти». Путешествовавший по России в 30-х годах XVII века гольштинец Адам Олеарий не раз замечал в своих записках, что «в домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку».
Неразрывно с музыкой, пением, танцем связан был на Руси и древний обычай «москолудства» — маскарада, переряживания. Лицедеи — скоморохи появлялись на представлениях в яркой одежде, в масках. Интересно свидетельство о маскарадах во время пиров Ивана Грозного оставил его политический противник князь А. Курбский, описывая, как царь «начал с скоморохами в машкарах плясать и сущие пирующие с ним». Одной из самых любимых и распространенных забав на Руси издавна была медвежья потеха. Медвежьи поводыри были обязательными участниками ватаг скоморохов. На потеху восторженной публики ученые медведи боролись с дрессировщиком, танцевали, показывали различные жанровые сценки. Известны были на Руси представители и других цирковых жанров. Так, например, у царя Федора был специальный двор, где содержались львы. В 1634 году русский силач Петр Иваногородец тешил царский двор тем, что носил бревно в зубах, обвязав его ремнем. Выступали при дворе и «метальники» (жонглеры) и канатоходцы. Так, интересная запись имеется в переписи Москвы 1638 года. Здесь «от Дионисья в переулке» жил «во дворе немчин Ермил, что по канатам ходит».
В состав скоморошьих ватаг часто входили и кукольники. Уже упоминавшийся Олеарий описал и зарисовал представление «веселых людей» и в их составе — кукольников. «Эти комедианты, — писал в своих записках Олеарий, — завязывают вокруг тела одеяло и расправляют его вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Основу кукольного театра XV— XVII веков составляла немудреная комедия о Петрушке, русском собрате французского Полишинеля, вобравшем в себя черты Иванушки-дурака. Велика заслуга искусства скоморохов и в создании поэтического репертуара, в развитии устного народного творчества. Свой собственный поэтический жанр скоморохи создали как раз в XV—XVII веках, и он вошел затем в общий фонд народного фольклора. Скоморошины, пословицы, поговорки, песни, сказания, маленькие потешные диалоги исполнялись «глумотворцами» — скоморохами по ходу действия их представлений.
Примерно до второй половины XVII века скоморохи существовали на всей необъятной территории Русского государства. Регулярно проводившиеся переписи населения и земель России XV—XVII веков показывают, что не было ни одного города либо уезда, где бы не жили представители этой любопытной профессии. Да и в наши дни еще можно отыскать на карте десятки населенных пунктов с названиями «Скоморохово», «Гудцово» и т. д. В 1589 году был создан сборник законов, или, как тогда говорили, судебник, определивший права различных слоев общества, в нем нашлось место и для скоморохов. За «бесчесть» (то есть обиду) скомороха полагался крупный штраф с обидчика — 2 рубля, вдвое больше, например, чем за «бесчестье» крестьянина. Как видим, существование скоморохов в это время (XVI в.) было вполне легальным и охранялось государством.
Скоморохи. Рисунок Олеария. XVII век
Наравне с другими горожанами скоморохи платили налоги, выполняли различные государственные повинности. В массе своей они былн, как правило, бедны. В городских посадах встречались и скоморохи, приписанные к разряду нищих, бобылей, скитальцев «меж двор», с которых вовсе не взимались налоги. Помимо скоморохов, живших в городах, исторические документы говорят о существовании в России и сельских «веселых людей». Особенно много деревенских скоморохов обитало в центре и на севере Руси. Часть их была «черными», то есть государственными, а часть — частновладельческими крестьянами. Нередки в то время и целые скоморошьи слободки, население которых почти поголовно занималось «веселым» промыслом. Такие слободки были известны в нижегородской вотчине кн. Черкасских, в селе Щербинине под Тверью и т. д. Собираясь ватагами, скоморохи передвигались по стране в поисках заработка. Промысел их был отхожим, и часто они добирались до самого севера, до Урала, в Сибирь. В таможенных документах сибирского города Турий острог, например, в 1655 году отмечены пошлины, взятые с «веселых гулящих людей, с осми человек, да с медведя их».
Одному из таких «турне» артели средневековых артистов обязаны мы и едва ли не единственному дошедшему до нас документу, написанному самими скоморохами. Это — челобитная царю четырех скоморохов князей И. Шуйского и Дм. Пожарского на приказчика дворцового села Дунилово. «В нынешнем, — пишут скоморохи П. Кондратьев, В. Михайлов, К. Доментиев и Ф. Степанов, — во 441 (то есть я 1633) году мая в 25 день пришли мы, государь, в твое дворцовое село Дунилово для своего промыслишку и с ходьбы к нему, к Андрею (приказчику — В. П.), явились, и он нас, сирот, зазвал к себе на двор и запер в баню». Далее в тех же выражениях рассказывается, как приказчик силой «вымучил» у скоморохов 37 рублей, сумму, по тем временам весьма значительную. Неизвестно, чем кончилась эта история, однако и из челобитной становятся понятными некоторые подробности скоморошьего быта. Здесь, как мы видим, «промыслишком» занимается небольшая артель лицедеев-потешников. Впрочем, по некоторым данным, скоморошьи ватаги в XVI—XVII веках достигало порой 10—100 человек. Если эти сведения верны, то подобные «труппы» должны были давать целые представления, имея в своем составе скоморохов самых разных «специальностей»: от плясунов и певцов до канатоходцев, жонглеров, дрессировщиков.
Наши сведения о существовании в России скоморохов ограничиваются примерно XI—XVII веками. «Веселые люди» пользовались огромной популярностью в народных массах. В то же время церковь настойчиво преследовала их, предавала их выступления проклятиям и запрещениям. В различного рода посланиях, поучениях, «словах» отцов церкви, особенно обильных в XVI—XVII веках, проводилась мысль о языческой сущности скоморошьего искусства, о развращающем их влиянии на народ. Церковники даже обратились с призывом к Ивану Грозному «свою заповедь учинить, чтобы впредь такое бесчиние... не было». Однако царь хотя и понимал антиклерикальную сущность скоморошьего творчества, не счел возможным предпринять что-нибудь против «веселых людей». Более того, именно при нем открыт был Потешный «чулан», своего рода придворный театр скоморохов, развлекавший царя во время многочисленных праздников. Лишь столетие спустя, когда государственная власть при поддержке православия, укрепив самодержавный строй и оправившись после «смуты» начала века, пошла в решительное наступление на народные обычаи, скоморохи стали подвергаться опале. Вероятно, в этом сыграло свою роль их участие в городских восстаниях 40-х годов XVII века.
При царе Алексее Михайловиче Потешный «чулан» закрывается: «тишайший» царь не жаловал «веселых людей». Он подписал в 1640—1649 годах ряд указов о запрещении народных игрищ, праздников, кулачных боев в Москве. В Указе строго-настрого предписывалось, чтобы «скоморохов с домрами, и с гусли, и с волынками... в дом к себе не призывали, и медведей не водили... и сами не плясали, и в ладони не били... и личин на себя никаких не накладывали». Царь указывал представителям местной власти, чтобы те решительно пресекали скоморошьи представления и уничтожали музыкальные инструменты. Скоморохов велено было за их игру подвергать наказанию.
С этого времени начинается эпоха угасания скоморошьей «великой игры». К концу XVII столетия — века «многих мятежей» — скоморошество как социальное и культурное явление, пройдя семивековой путь развития, сходит с исторической сцены. Но как не умирают в народе песни о славном прошлом его, так и скоморошье искусство, само бывшее песней народа, веселой и жизнелюбивой, вольной и прекрасной, пережив своих создателей, влилось в широкий и чистый поток современного русского искусства.
В. ПЕТУХОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий