Слагаемые здоровья артиста цирка
Елену Ивановну Бубнову, заслуженную артистку РСФСР, знают в цирке, наверное, все. Номер, которым она руководила, знаменитые «Голубые стрекозы», — более четверти века был украшением манежа. И я, видевший ее выступления десятки раз, всегда любовался, когда Бубнова работала под куполом: грациозная, стройная, пластичная, неизменно в прекрасной форме, она осталась такой, даже перейдя полувековой рубеж. И ныне, будучи сотрудником Союзгосцирка, Елена Ивановна так же подтянута, энергична.
Наблюдая эту артистку как медик много лет, могу свидетельствовать, что своим долголетием на арене, даже в таком жанре, как «воздух», она обязана тому, что разумно организовывала свой быт, отдых, строго соблюдала режим и не позволяла себе запускать самые незначительные травмы, не пренебрегала тем, чтобы лишний раз показаться врачу.
А Герой Социалистического Труда Евгений Тимофеевич Милаев? В семьдесят лет он продолжал оставаться на манеже, уверенно держал перш, был олицетворением надежности, силы. И это тоже следствие рачительного отношения к своему здоровью. Милаев был аккуратен в репетициях, постоянно прибегал к массажу, придерживался строго режима питания, регулярно советовался с медиками.
И разве не показателен артистический путь Героя Социалистического Труда Ирины Николаевны Бугримовой? Ее требовательность к себе (именно это слово тут как нельзя более кстати), образ жизни позволили ей почти до семидесяти лет выходить на манеж, покорять зрителей своей женственностью и смелостью. А ведь жанр, в котором она была занята — дрессировка хищников, — требует необычайной собранности, подвижности и просто крепких мускулов. И сегодня, уйдя на заслуженный отдых, Ирина Николаевна так же изящна, так же бодра, легка на подъем. И все это только потому, что она всю жизнь относилась с уважением к своему здоровью, не растрачивала его попусту, с юности и до сегодняшнего дня отдает дань физической закалке...
Да, я понимаю, сама специфика цирка, да и эстрады не очень-то способствует строгому распорядку дня, режиму отдыха, сна, питания. И, к сожалению, есть немало артистов, которые не только не пытаются упорядочить свою жизнь, но зачастую даже не стараются избежать искушений, увлекаются «богемностью».
Закончилось удачное представление, успешно прошел концерт. У вас приподнятое настроение, вам хочется поделиться своими чувствами с друзьями, близкими. И вот вместо того, чтобы после выступления, отнявшего у вас немало нравственных и физических сил, как следует выспаться, дать отдых мускулам, нервам, мозгу, вы допоздна засиживаетесь в теплой компании. И тут, конечно, теряется счет выкуренным сигаретам, хорошо, если не выпитому. А на следующий день настает расплата: движения не так координированны, как обычно, во всем теле вялость, нет вкуса к репетиции.
Если ночное бдение — единичный случай, то через день-два все приходит в норму. А если это превращается в систему? Вы в полном расцвете лет, а самочувствие ваше явно ухудшается. Тут и неприятные ощущения в области сердца, тяжесть при исполнении обычных трюков, нервозность, раздражительность.
А теперь о питании. Артист цирка или эстрады обедает рано — как известно, перед выступлением да и сразу после него есть не рекомендуется. А поздно вечером к вам приходит аппетит, да еще какой — зверский! И, сознайтесь, не всегда хватает воли, чтобы его ограничить. А что в результате? Сон у вас тяжелый, не освежающий, утром вы встаете разбитый. Постепенно вы привыкаете к такому образу питания, и вес ваш начинает с каждым днем расти. Если вы акробат, гимнаст, эквилибрист, жонглер — это катастрофа. Ну, а допустим вы иллюзионист, клоун, конферансье или певец? Не говоря уже о том, что полнота — враг эстетики, у вас и дыхание не прежнее, и выносливость меньше, и зритель, естественно, воспринимает вас не так, как прежде
А отдыхать вы умеете? Ведь за неделю работы ваш организм, особенно если вы работаете в физкультурно-спортивном жанре, испытывает значительные перегрузки. За несколько секунд в нем происходят неимоверные сдвиги. Так, в нормальном состоянии частота сокращений сердца составляет 60—70 ударов в минуту, а в конце темпового номера 200—240 ударов. Кровяное давление возрастает до 180—240 миллиметров. Огромное мышечное напряжение осложняет деятельность внутренних органов: сердца, легких, печени, почек...
Организм черпает запасы сил и энергии из своих резервных кладовых. До поры до времени. И если их своевременно не восстановить, органы человека изнашиваются, обычное переутомление может перерасти в хроническую болезнь.
Выход — полноценное, насыщенное использование дней отдыха, в первую очередь выходных. Признайтесь, а вы проводите их всегда с толком, с пользой? Выезжаете за город, на природу? Ходите по грибы, ловите рыбу?
Увы, мой многолетний опыт говорит о том, что текучка, домашние да и служебные хлопоты (а у артистов, особенно цирковых, их хватает) порой «съедают» свободное время. А годовой отпуск? Сколько раз, приходя в Главк, видишь как неделями слоняются отпускники из кабинета в кабинет, решая разные вопросы. Конечно, иногда их вынуждает к этому неразбериха, плохая организация дела. Но, чего греха таить, есть еще любители и без особой надобности топтать прокуренные коридоры Союзгосцирка, похищая у самих себя драгоценные дни отдыха...
Вряд ли таким образом восстановишь здоровье, пожалуй, наоборот, еще больше подорвешь его.
Река, как известно, начинается с ручейка. Так и расшатать свой организм, заложить в нем необратимые изменения можно с пустяка, с мелкой травмы. Беспечный артист неловко «придет» после трюка, ушибется, почувствует боль — и тут же забудет об этом: дескать, пустяки, пройдет. Смотришь, минуло несколько месяцев, а то и год, другой — и уже распухло колено; микротравма незаметно переросла в опасное заболевание. Вот лишь тогда акробат, гимнаст, эквилибрист обращаются к врачу. Хорошо, если он попадает в руки опытного, знающего медика, да и то, если еще не упущено время. Не исключено, что приходится расставаться с жанром, в лучшем случае, надолго выбыть из строя, обречь себя на длительное, иногда мучительное лечение или, что вовсе не желательно, на хирургическое вмешательство.
Хотелось бы отдельно поговорить о выступающих на манеже женщинах, особенно работающих в физкультурно-спортивном жанре. Как известно, по существующему законодательству они имеют право в так называемые «декретные» дни отказываться от выступлений. Казалось бы, остается только с благодарностью воспользоваться предоставленными им возможностями, не подвергать испытаниям свое здоровье. Но как часто под нажимом руководителя группы, номера, партнера, администрации акробатки, гимнастки, эквилибристки и в этот период продолжают выходить на арену (мне несколько лет пришлось работать в должности главного врача поликлиники Большого театра и могу свидетельствовать, что, например, балерина, певица просто не имеют права появиться в «декретные» дни на сцене). Такая неосторожность может пагубно сказаться на женском организме, повести подчас к тяжелым заболеваниям...
Наверное, мысль моя уже ясна — прежде всего артист должен заботиться о своем здоровье сам, беречь его, не транжирить по пустому. А наш долг, долг медиков, всячески помогать ему в этом.
Должен сказать, что в советском цирке (об эстраде я скажу ниже) очень много сделано для того, чтобы оградить артиста от возможных травм, от непредвиденных случайностей, могущих нанести вред организму. В СССР воздушным гимнастам, полетчикам да и представителям некоторых других опасных жанров запрещено выступать без страховки. Это исключает ненужный риск, предохраняет артистов от тяжелых ушибов, повреждений, при правильной постановке дела практически исключает возможность несчастных случаев.
Ныне в каждом цирке есть хорошо оборудованный медицинский пункт (кстати говоря, даже в крупных стационарах капиталистических стран таковых нет). В нем, как правило, имеется не только врач, но и специалист со средним образованием, у которых артист может получить медицинскую помощь «без отрыва от производства». И не надо ждать, пока вы почувствуете недомогание. Встречи с нами, медицинскими работниками, полезны и без особого повода. Возьмите, например, першистов, особенно нижних — всю жизнь они держат на голове перш и, естественно, в позвоночнике происходят изменения. Это профессиональное заболевание в первичной стадии, когда с ним легче всего бороться, может заметить только врач при обследовании. И тогда, чтобы от него избавиться, не надо сложного лечения, не надо прерывать выступления на манеже.
В цирковой системе введена и единая медицинская книжка. Если она грамотно и регулярно заполняется, врач при приезде новой труппы всегда знает, каково состояние здоровья того или иного артиста, на что надо обратить внимание при его обследовании и, если требуется, предложить ему соответствующий курс лечения, а может, и не допустить к работе. К сожалению, эти книжки ведутся не всегда аккуратно, не всегда квалифицированно, порой в них не записываются необходимые сведения, что снижает эффективность труда медиков.
Есть теперь в системе Союзгосцирка и своя, популярная среди артистов база отдыха — Кабардинка, расположенная на берегу целительного Черного моря, где можно провести отпуск, восстановить свои силы.
Однако развитие советского цирка, его растущая масштабность, увеличивающаяся сложность трюков требуют и нового подхода к медицинской службы, более вдумчивого, глубокого, всестороннего изучения организма артиста, создания продуманной, законченной системы охраны его здоровья. И, конечно, надо прежде всего заботиться о предупреждении профессиональных заболеваний, о комплексе мер, исключающих возникновение травм.
Если в спорте тренер, как правило, хорошо ориентирован в методике тренировок, активно вмешивается в режим спортсмена, трудится в постоянном контакте с одним и тем же врачом (что помогает избежать ошибок, ведущих к перегрузкам, а отсюда и к травмам, к преждевременному изнашиванию), то в цирке роль режиссера, педагога, руководителя группы (а порой артист и вовсе готовит номер сам) зачастую сводится лишь к «натаскиванию» на трюки. Каковы допустимые нагрузки на того или иного акробата, гимнаста, вольтижера, особенно с учетом его возраста? Как он должен строить свои репетиции, какого режима придерживаться? На эти вопросы нередко нельзя найти ответа, так как методических пособий по многим жанрам до сих пор нет. Было бы полезно, если бы Союзгосцирк разработал план выпуска такой литературы с тем, чтобы в недалеком будущем она была в распоряжении цирковых наставников. Это помогло бы предотвратить многие промахи, уберегло бы артистов, особенно молодых, от срывов, перенапряжений.
В составлении методических пособий по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний могла бы активно проявить себя и наука. Недавно издан приказ генерального директора Союзгосцирка тов. В. Карижского, где предусматривается сотрудничество с Ленинградским институтом усовершенствования врачей-экспертов в области комплексной оценки состояния здоровья артистов, работающих в физкультурно-спортивном жанре, выработки научно обоснованных критериев для их отбора и т. д. Хочется верить, что это лишь первые шаги в направлении научного обоснования рекомендаций по охране здоровья цирковых артистов. Нет сомнения, что немалую пользу могло бы принести содружество с такими научными центрами, как Институт гигиены детей и подростков, Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, и другими.
Актуальным представляется создание для артистов цирка и эстрады своего лечебно-профилактического учреждения. Ведь не обидно ли? Чуть ли не в каждом крупном городе для спортсменов имеются врачебно-физкультурные диспансеры. Для театральных актеров создана специализированная поликлиника, где, например, певец, у которого не «звучит» голос, может получить квалифицированный совет и, если требуется, освобождение от работы. А артисты цирка и эстрады? Их, в лучшем случае, примут по звонку в районной поликлинике, как бедных родственников, попадут они к обычному врачу, не разбирающемуся в специфике травм и профессиональных заболеваний: он если сочтет нужным, выпишет им бюллетень, а о специальном лечении такой медик просто не имеет представления. А разве не бывает и так? У акробата или гимнаста травма. В это время программа, в которой он выступает, завершает гастроли и переезжает в другой город. Артиста, недолечившегося, с незакрытым бюллетенем, обычно тоже отправляют вместе с ней. Происходит перерыв в лечении, на новом месте врачи опять обследуют больного, лишь затем назначают ему процедуры. А будь в городе, где он заболел, специальные диспансер, поликлиника, он там бы остался, продолжил лечение и гораздо скорее вернулся бы в строй, сэкономив при этом государству немалые средства.
Из всего вышесказанного вывод один: настала пора для организации единой системы охраны здоровья артистов цирка и эстрады (кстати, особенно плохо обстоит дело с охраной здоровья артистов эстрады — в концертных организациях, филармониях нет медицинской службы, даже на крупнейших площадках не всегда увидишь дежурного врача, некоторые артисты годами не проходят диспансеризацию).
Может быть, начать надо с кустовых диспансеров, кустовых специализированных поликлиник (на первый случай такие учреждения можно было бы создать xoтя бы в Москве, где летом действует пять цирковых программ, имеются ГУЦЭИ, Всесоюзная дирекция, гастролируют десятки эстрадных групп, сотни солистов). Есть острая необходимость и в соответствующем санатории, создании медицинской службы на базе отдыха в Кабардинке.
Думается, что и Министерству культуры СССР надо уделять вопросам охраны здоровья артистов, их медицинского обслуживания больше внимания.
Не лишне заметить, что в ряде других министерств, где труд людей связан с повышенной опасностью (авиации, морского флота и т. д.), существует медицинская служба, представители которой кроме чисто лечебных функций имеют право, в зависимости от состояния здоровья работника, регулировать его нагрузки, а если требуется, лишать его права выполнять те или иные обязанности.
В системе же Министерства культуры нет подразделения, которое осуществляло бы эти функции, координировало усилия всех медиков, работающих в театрах, цирках, на эстраде, обобщало их опыт. А пока цирковые врачи варятся в собственном соку. Семинары же по вопросам охраны здоровья артистов проводятся редко.
Многие проблемы можно было решить, если бы в отделе охраны труда и техники безопасности министерства появился сектор, ведающий медицинским обслуживанием артистов.
В этой статье я коснулся лишь некоторых вопросов, связанных со здоровьем артистов. Тема эта волнующая, как мне кажется, не только нас, медиков, но и артистов. Ибо от того, как они заботятся о своем физическом состоянии, как поддерживают свою сценическую форму, зависит успех выступлений на манеже и эстраде. И мне хочется пожелать: не растрачивайте отпущенное вам природой попусту, постоянно думайте о своем режиме, отдыхе, питании. Будьте всегда здоровы!
ДМ. МАРЬЯНОВСКИЙ, заслуженный врач РСФСР, заведующий медицинским пунктом Всесоюзной дирекции по подготовке новых программ, аттракционов и номеров
оставить комментарий