Слово создателям и участникам «Цирка на льду»
Всю свою работу над созданием представления «Цирк на льду» мы посвящаем знаменательной дате — 50-летию Великого Октября.
Сделано много, программа идет успешно. Но значит ли это, что мы успокоились и почиваем на лаврах? Нет, конечно. Я уже не раз говорил и готов повторить снова: мы сделали лишь первые шаги в совершенно новую область циркового искусства. То, что они удачны, — нас радует. Но впереди — новые поиски, планы, свершения.
Представление на льду постоянно совершенствуется, обогащается. В этом, кстати, нетрудно убедиться. С премьеры в Туле до начала выступлений в Москве прошло немногим более года. Но москвичи познакомились с номерами, которых туляки не видели. Например, жонглеры на льду, акробатический этюд в исполнении Тумановых, «Волга» с участием И. Ямпольского. Была завершена работа над групповым номером «Батуд». Наконец, за четыре месяца до гастролей в столице возникла идея дать в лапы медведям клюшки. За короткое время молодой дрессировщик Анатолий Майоров подготовил медвежий хоккей. Для одного года немало.
Но ведь и это еще далеко не все. Улучшался, дополнялся новыми, более сложными и оригинальными, трюками почти каждый номер программы. Скажем, вначале лишь Валентина Ямщикова могла демонстрировать заднее сальто, сейчас этим сложным прыжком овладела и Татьяна Лебедева. Таких примеров можно привести десятки. Беспрестанные поиски нового — характерное качество нашего коллектива и, пожалуй, непременное условие его существования.
Говоря о введении нового в нашу программу, необходимо, как мне кажется, сделать одну оговорку. «Цирк на льду» — цельное представление, со своей внутренней драматургией, динамикой, со своим звучанием. Включая что-либо новое, мы всегда озабочены тем, чтобы не внести диссонанс, не разрушить единый стиль представления, а, наоборот, обогатить и развить его. Планов и предложений много, но ко всему приходится подходить очень вдумчиво, тщательно отбирать и проверять. Именно проверять: ведь никто заранее не скажет — удастся успешно исполнить на льду тот или иной трюк или не удастся. В этом мы можем убедиться лишь сами, когда артисты выйдут на ледяной манеж.
Как в Костроме и Туле, когда только готовилась программа, так и сейчас в Москве никогда не пустуют арена и залы для тренировки: идет напряженная работа. Задуман номер на брусьях. Репетируется (видимо, зрители скоро увидят его) «Комическое акробатическое трио». Будут изменяться и существующие номера: в одних случаях перестраивается композиция, в других — вводятся новые трюки. От представления к представлению растет мастерство исполнителей, и это открывает широкие возможности для создания более сложных комбинаций. К тому же коллектив пополняется новыми участниками, каждый из них приносит что-то свое, оригинальное. Если в первое время основным для участников программы было овладение техникой трюка, то сейчас мы требуем от них большей выразительности и эмоциональности исполнения, артистизма, умения создавать художественный образ.
Еще раз хочу повторить: наше представление — это в какой-то степени эксперимент. И, принимая это во внимание, может быть, лучше воздержаться от слишком подробных прогнозов и конкретных обещаний. Бесспорно одно: мы будем, не жалея сил, совершенствовать и улучшать наше представление, обогащать его новыми номерами и трюками. В этом любители цирка могут быть уверены.
А. АРНОЛЬД, заслуженный деятель искусств РСФСР, постановщик представления «Цирк на льду»
Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.
оставить комментарий