Смелый эксперимент
Чем ближе поезд подъезжал к Минску, тем больше возрастало наше волнение: мне и моим товарищам — режиссерам Союзгосцирка предстояло увидеть там новый и необычный цирковой спектакль «Бахчисарайская легенда».
Чем-то он нас порадует? А может, и огорчит? Мы знали только одно — впервые в истории советского цирка режиссер Н. Зиновьев и артист Б. Манжелли совместно с балетмейстером И. Куриловым средствами конной пантомимы воплотили на арене бессмертный пушкинский сюжет «Бахчисарайского фонтана». Возможен ли в цирке такой эксперимент? Удался ли он?
А. Зотова в роли Заремы
И вот мы в Минске, в чудесном цирке-дворце. То, что я здесь увидел, меня чрезвычайно обрадовало. «Бахчисарайская легенда» — удивительно поэтичный и красочный спектакль. Он начинается сценой у фонтана, у которого, погрузившись в глубокое раздумье, стоит хан Гирей (артист Б. Манжелли). Такой режиссерский прием здесь вполне закономерен. Все остальное действие проходит перед зрителем как воспоминание Гирея о прошлом, о его скорбной любви. В спектакле есть сцены, которые особенно запоминаются. Это своеобразное лирическое па-де-де Марии и Вацлава в чудесном исполнении Л. Лукьяновой и В. Манжелли, сцена боя с участием джигитов Нугзаровых. Привлекает внимание поэтичностью своей игры молодая артистка А. Зотова, исполняющая роль Заремы. Во всем спектакле, в каждой сцене видно удивительное чувство меры. (Этого чувства, к сожалению, порой не хватает многим нашим цирковым программам.) Здесь все предельно ясно, ничто не отвлекает зрителей от идеи представления. В спектакле нет трюков ради трюков и танцев ради танцев. Каждый жест, каждое движение артистов предельно выверены, соответствуют характеру персонажа и ситуации, несут глубокую смысловую нагрузку.
Значительный вклад в создание чудесного спектакля внесли и художники А, Фалъковский и Р. Вайсенберг, пожалуй, без них вряд ли «Бахчисарайская легенда» удалась полностью. Красочные декорации, костюмы и реквизит выполнены по эскизам этих художников с большим вкусом и позволяют зрителям легко перенестись в обстановку происходящего на манеже действия. Я не ставлю себе цели дать в небольшой статье подробный разбор всего спектакля. Скажу кратко. В нем представлено почти все многообразие цирковых жанров; номера органично вплетаются в сюжетную ткань.
Б. Манжелли в роли Гирея. Фото Ф. Бернадского
И пусть не посетуют на меня актеры, чьи фамилии не упомянуты в статье. Это вовсе не значит, что их игра не привлекает. Пусть поймут правильно меня —артиста, отдавшего конному цирку 40 лет жизни. Вполне понятно, что в «Бахчисарайской легенде» я особо пристальное внимание уделил дрессировке лошадей. Она безукоризненно четкая, композиционно построена удачно, лошади красивые, конные номера хорошо вмонтированы в программу. Пожалуй, тут есть все элементы высшей школы верховой езды: вольтижировка, гротеск и прочие «мудрые» названия, столь дорогие сердцу каждого конника. К сожалению, такой большой мастер дрессировки, как Б. Манжелли, не использовал до конца все возможности конного жанра. Хотелось бы, чтобы руководитель коллектива уделил больше внимания элементам высшей школы верховой езды, чтобы он усилил дрессуру, чтобы... впрочем, желать-то всегда легче всего, а вот как это осуществить на практике?
Меня беспокоит дальнейшая судьба спектакля. Если работники управления проявят должное внимание коллективу артистов и окажут ему практическую помощь, то конная пантомима будет жить и ее смогут увидеть сотни тысяч зрителей в различных городах страны. Многое зависит и от директоров цирков. Кстати сказать, репетиции спектакля начались в Киевском стационаре, руководство которого оказывало всяческое содействие в работе молодого коллектива. Но есть, к сожалению, директора, которые довольно равнодушно встретили появление на свет чудесного спектакля. Они говорят о том, что в программе, мол, много лошадей и станков для всех нет, с фуражом трудно, коллектив слишком большой, а администрация на такое количество артистов не рассчитывала. Подобные разговоры не содействуют успеху представления и только портят настроение у артистов. Мне самому в прошлом приходилось сталкиваться с такими явлениями. Мы давали «Представление на Дону». Отношение к моему коллективу было такое, что пришлось резко «сократить штаты». Вместо положенных 50 минут, представление шло — 12. Сами понимаете, что из этого вышло. Подобной ошибки повторять нельзя. Ведь коллектив конкой пантомимы «Бахчисарайская легенда» провел не только большую творческую работу, но и осуществил смелый эксперимент, соединив, казалось, две несовместимые величины — Пушкина и цирк.
Надо дать новому спектаклю зеленую улицу. Его успех свидетельствует о возрождении лучших традиций конного цирка и опровергает высказывания некоторых товарищей о том, что лошадь сходит с арены. Удачная постановка «Бахчисарайской легенды» обязывает артистов-конников еще больше работать над созданием новой дрессуры и номеров. Для этого необходимо Союзгосцирку иметь специальную базу. О базе я говорил еще на совещании по конному жанру в 1957 году. Много хороших и ценных предложений было высказано там и другими артистами. Но пожелания так и остались пожеланиями. Надеюсь, что после «Бахчисарайской легенды» произойдут какие-нибудь перемены к лучшему. Посоветую читателям журнала посмотреть этот чудесный и необычный спектакль. Им вы останетесь довольны.
М. ТУГАНОВ, народный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий