Всегда со знанием дела. А.Н. Кисс
Если 6ы меня, артиста цирка, спросили, что я более всего ценю в рецензентах, которые пишут o нашем искусстве, я 6ы ответил: профессиональное знание дела. Поверьте, даже положительная или, как мы говорим, хвалебная статья не приносит радости и удовлетворения, если чувствуешь, что автор смутно представляет себе предмет разговора, прячется за расхожие, ничего конкретно не говорящие сентенции и комплименты.
И уж совсем бывает грустно, когда малоквалифицированный, плохо разбирающийся в цирке человек берется критиковать номер или программу, высказывает «с ученым видом знатока» рекомендации и советы, которые, может быть, и не повредят вам (и на том спасибо!), не собьют c правильного пути, но уж не помогут наверняка.
Профессиональная компетентность в делах и проблемах циркового искусства – вот, пожалуй, то главное, что привлекает в рецензиях Юрия Арсеньевича Дмитриева. O чем бы он ни писал – o рождении нового аттракциона или o первых шагах на манеже вчерашних выпускников училища – его статьи всегда аргументированы и серьезны, написаны c глубоким проникновением в самую суть творческого процесса. Цирк он знает досконально, со всеми его тонкостями и специфическими особенностями, И ЭТО позволяет ему быть мудрым советчиком артистов, разговаривать с ними на их профессиональном языке. Причем разговор этот никогда не бывает бесстрастным, равнодушным: Дмитриев горячо любит цирк, ему дороги его успехи и огорчительны неудачи, поэтому каждая его статья пронизана взволнованной заботой o дальнейшем росте и совершенствовании Советского циркового искусства. Он бывает бескомпромиссно требовательным и взыскательным, когда дело касается просчетов и ошибок в работе того или иного артиста, режиссера, но он же умеет быть и восторженным, щедрым на похвалу, если речь идет o творческой удаче, o создании оригинального, новаторского произведения циркового искусства.
Мне трудно припомнить, как давно я знаком c Юрием Арсеньевичем – может быть, тридцать пять лет, a может быть, и сорок. Знаю только, что все это время я неизменно чувствовал его доброе отношение ко мне, к моей семье, к партнерам и товарищам по работе. Доброе, но не добренькое! Дмитриев принадлежит к тем рецензентам, которые «не стесняются» говорить правду в глаза, как 6ы горька и неприятна она ни была. И артисты, я знаю, обычно не обижаются на него, ибо понимают, что критические замечания продиктованы желанием помочь исполнителю увидеть свои просчеты и недостатки, подсказать конкретные пути для улучшения номера или аттракциона. Я помню, как внутренне подтягивались за кулисами артисты, когда узнавали, что сегодняшнее представление смотрит Дмитриев. Его оценкам привыкли верить, c его суждениями – считаться. И, наверное, немало найдется мастеров арены, в том числе и ведущих, которым рецензии Юрия Арсеньевича помогли когда-то критически посмотреть на свое выступление, освободиться от всего наносного и ненужного, найти наиболее выигрышное решение номера.
До сих пор я говорил o Дмитриеве как o рецензенте, чьи статьи мы на протяжении нескольких десятилетий встречаем на страницах газет и журналов. Но доктор искусствоведения, профессор Дмитриев – еще и теоретик циркового искусства. И не только циркового. Он ведет также большую научно-исследовательскую работу, связанную c изучением прошлого отечественного театра, что им, наконец, воспитаны десятки учеников, которым он передал свои знания и опыт.
Мне, однако же, хочется снова вернуться к цирку. Театр театром, но y меня порой складывается впечатление, что где-то в глубине души Юрий Арсеньевич Дмитриев всегда был и остается, прежде всего, нашим, цирковым человеком. Во всяком случае – в этом я убежден – изучение истории сценического искусства никогда не заслоняло y него живого, непроходящего c годами интереса к истории отечественного цирка, его проблемами людям, его прошлому и настоящему. Театровед, историк театра счастливо «совмещается» в нем с цирковедом. Другое дело, как хватает на такое совмещение сил и времени, но это уже разговор особый...
Думаю, не ошибусь, если скажу, что книги Дмитриева – «Братья Дуровы», «Виталий Лазаренко», «Цирк в России от истоков до 1917 года», «Советский цирк», «Советский цирк сегодня» – с пользой прочитаны не одним поколением профессиональных артистов и любителей циркового искусства. Значение этих работ не только в том, что они содержат богатейший фактический материал, дают представление о сложном процессе зарождения, роста и становления русского и советского цирка.
Обращаясь к истории нашего искусства, творчеству его выдающихся мастеров прошлых лет, автор убедительно показывает преемственность лучших традиций отечественного цирка, его подлинную народность. Книги «Советский цирк» и «Советский цирк сегодня» открывают широкую картину успехов и достижений циркового искусства в нашей стране. Уместно напомнить, что многие работы Дмитриева переведены на языки народов СССР, изданы на французском, немецком, английском, японском языках.
Я – артист цирка, и естественно, что мне прежде всего хотелось сказать o своем искусстве. Но будь на моем месте артист эстрады, он, наверняка, нашел 6ы не менее теплые и признательные слова, чтобы поблагодарить Юрия Арсеньевича за отличные статьи и книги по эстрадному искусству – такие, как «Искусство советской эстрады» и «Советская эстрада».
Цирки эстрада – два давних увлечения, два пристрастия профессора Ю.A. Дмитриева, одинаково близкие и дорогие его сердцу. И он, к слову сказать, еще раз подтвердил это, когда несколько лет назад выпустил книгу под названием «Эстрада и цирк глазами влюбленного»...
Есть рецензенты, которых в эстрадно-цирковой среде знают многие. Дмитриева знают все. Поэтому я убежден, что в эти дни, когда Юрий Арсеньевич отмечает свое 70-летие, y него нет и не может быть недостатка в самых горячих и искренних поздравлениях. C удовольствием присоединяюсь к ним, от души желаю юбиляру здоровья, творческих радостей, новых рецензий и новых книг!
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий