Светлее добрых сказок - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Светлее добрых сказок

 В. ОСКАЛ-ООЛ. Заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР, депутат Верховного Совета Тувинской АССРЕсть у тувинского народа сказка «Парень с тремя зна­ниями». Многие годы ее рассказывал в тес-хемских аалах сказитель Чооду Симчитмаа.

В. ОСКАЛ-ООЛ. Заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР, депутат Верховного Совета Тувинской АССР

В ней говорится об Оскюс-ооле, что значит «парень-сирота». Умер у него отец и оста­вил в наследство тридцать коз, тридцать коров и тридцать лошадей. «Скот у меня есть, — подумал тогда паренек, — но я ничего, не знаю. Попробую-ка я за этот скот приоб­рести   знания».

Поехал Оскюс-оол на север. Увидел у дороги юрту, в которой сидели два мудреца и играли в шахматы. Попро­сил парень научить его игре и предложил за это тридцать коз. Мудрецы согласились. Через месяц Оскюс-оол, овла­дев шахматами, рассчитался с учителями и отправился дальше. Встретилась ему на пути другая юрта, в которой трое незнакомцев показывали друг другу фокусы. «Научите меня вашему искусству, — попросил юноша, — я отдам вам за это тридцать коров». Когда его научили, он снова дви­нулся   на   север. «Третьему знанию» — счету — выучился Оскюс-оол, от­дав лошадей. Приобретенные знания помогли ему об­хитрить злого хана, обыграть его в шахматы и отрубить ему голову...

Вспоминая эту бесхитростную сказку, я думаю: сколько таких пареньков, желающих получить «три знания», было в моей Туве, но лишь немногие имели в прежние годы скот, чтобы заплатить учителям. И я не смог бы учиться, если бы не Великий Октябрь. Революция в России создала усло­вия   для   рождения нашей республики. Мой жизненный и творческий путь сложился как в доб­рой сказке. В детстве увлекался акробатикой. Особенно модны были в мои пионерские годы акробатические пира­миды. В дни празднования 15-летия Тувинской Народной Республики в нашу столицу Кызыл приехала группа арти­стов советского цирка. Увидел я их выступление и решил непременно стать акробатом. Подобно юноше Оскюс-оолу, мы, молодые тувинцы, отправлялись за знаниями на север — в Советский Союз. Но чудесными кладезями знаний были для нас не юрты с мудрецами, а советские школы, техникумы, институты с внимательными и опытными учителями. В Московском цирковом училище, куда меня приняли, я не платил за учебу. Более того, государство обеспечивало и меня и моих сверстников всем необходимым. Так осуществлялось запи­санное в Советской Конституции право на образование. О таком тувинский народ не смел раньше мечтать даже в сказках!

Замечательные мастера советского цирка обучили меня своему искусству. После окончания училища я поехал с группой артистов на гастроли в родную Туву. И когда уви­дели наши выступления мои земляки, то сказали мне: «Оскал-оол, русские сделали тебя артистом. Теперь ты должен научить цирковому мастерству своих земляков». Легко сказать «научить». Какой из меня педагог, если сам я только что со школьной скамьи. Однако и здесь пришли на помощь советские друзья. Приняв студию при Тувинском музыкально-драматическом театре, я отправил­ся в Советский Союз, в город Новосибирск. Там мои товарищи — артисты советского цирка И. Маслянов, К. Берман и другие — помогли разработать методику занятий, посо­ветовали, как лучше организовать и подготовить Тувинскую национальную цирковую группу. Создание такой группы было не только моей мечтой, но и мечтой всех работников искусства Тувы. Осуществлялась она в течение трех лет в большом трудном поиске. Не следует забывать, что до этого в республике не было циркового искусства вообще.

С самого начала мы стремились придать своему номеру национальный колорит, использовать материал тувинского фольклора и народных обычаев. Объездили много аулов, завели широкие знакомства среди сказителей и народных певцов (литературы в ту пору было еще мало: письмен­ность в республике была введена лишь в 1930 году!). Тувинские зрители, которые раньше цирка не знали, принимали все, что мы показывали, с неизменным востор­гом. Однако номер был далек от совершенства, хотя мы старались найти новые формы, пользовались время от вре­мени консультацией советских артистов. Настоящее мастер­ство пришло в наш маленький коллектив после 1944 года, когда Тувинская Народная Республика влилась в семью народов Советского Союза, а наша группа вошла в систе­му Союзгосцирка. Подняться в своем искусстве до уровня всемирно из­вестного советского цирка — задача не из легких. Но всю­ду, где мы репетировали и работали, — в Омске, в Орен­бурге, в других городах — нас окружали добрые настав­ники-коллеги. С особой благодарностью вспоминаем мы заслуженного артиста РСФСР режиссера Бориса Александ­ровича Шахета. Экзаменом на зрелость явилось для нашего коллектива участие в четвертом творческом смотре в Москве. На сто­личную арену съехались тогда лучшие мастера из всех республик Советского Союза. Трудно было вступать в это соревнование нам, тувинским артистам, которые еще пят­надцать лет назад даже не знали слова «цирк». Мы пока­зали два наших номера — жонглеры и танцы на проволоке. К нашей радости, оба номера получили высшую оценку. Нам был присужден диплом первой степени. Посланцы далекой Тувы участвовали в заключительном представлении на манеже Московского цирка.

«Кижи  барбас чер бар бе?» — говорят у нас в Туве.

В переводе это означает: «Разве есть место, куда человек не дойдет?» Теперь, как никогда, мы чувствуем мудрость и справедливость этой поговорки. В братской семье наро­дов великой страны Советов, под яркими лучами Советской Конституции перед тувинцами, как и перед другими национальностями, открылись широкие пути в науку, в ис­кусство. За последние годы мы много путешествовали. Кроме родной Тувы, городов необъятного Советского Союза по­бывали и за пределами Родины, в странах Азии и Европы. И всякий раз, когда мы выходили на арены зарубежных цирков, мое сердце переполнялось радостью и гордостью, бесконечной благодарностью к родной Коммунистической партии, к великой стране Советов, поднявших авторитет маленького тувинского народа, его культуру и искусство на   огромную   высоту.

Из чего же слагается наш успех? Почему номера ту­винской группы хорошо принимаются зрителем? Думается, что дело здесь не только в виртуозности, в «чистоте», в артистичности исполнения, о которых обычно пишут рецензенты. Успех наших выступлений — ив национальной самобытности. Зритель видит на арене не только ловкость, силу и мастерство. Перед ним развертываются картины быта, своеобразие жизни трудолюбивого тувинского на­рода. Помню, в берлинском Фридрихштадтпаласе вместе с советскими артистами выступали шведы, голландцы, нор­вежцы и другие. Костюмы и реквизиты у них были разны­ми, а приемы, манеры исполнения номеров одинаковые. Такого удивительного многообразия, таких ярких нацио­нальных красок и колорита, какие есть в советском цирке, нет  ни в одном цирке мира. Радостно поет мое сердце. Я счастлив от сознания, что передо мной, моими детьми, перед всем советским наро­дом открыты куда более широкие и светлые пути к зна­ниям, к счастью, чем перед героем древней и доброй сказки — Оскюс-оолом. Правду говорит народная мудрость: разве есть место, куда человек не дойдет? Тем более наш советский   человек!
 

В. ОСКАЛ-ООЛ

Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования