Светлее добрых сказок
Есть у тувинского народа сказка «Парень с тремя знаниями». Многие годы ее рассказывал в тес-хемских аалах сказитель Чооду Симчитмаа.
В. ОСКАЛ-ООЛ. Заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР, депутат Верховного Совета Тувинской АССР
В ней говорится об Оскюс-ооле, что значит «парень-сирота». Умер у него отец и оставил в наследство тридцать коз, тридцать коров и тридцать лошадей. «Скот у меня есть, — подумал тогда паренек, — но я ничего, не знаю. Попробую-ка я за этот скот приобрести знания».
Поехал Оскюс-оол на север. Увидел у дороги юрту, в которой сидели два мудреца и играли в шахматы. Попросил парень научить его игре и предложил за это тридцать коз. Мудрецы согласились. Через месяц Оскюс-оол, овладев шахматами, рассчитался с учителями и отправился дальше. Встретилась ему на пути другая юрта, в которой трое незнакомцев показывали друг другу фокусы. «Научите меня вашему искусству, — попросил юноша, — я отдам вам за это тридцать коров». Когда его научили, он снова двинулся на север. «Третьему знанию» — счету — выучился Оскюс-оол, отдав лошадей. Приобретенные знания помогли ему обхитрить злого хана, обыграть его в шахматы и отрубить ему голову...
Вспоминая эту бесхитростную сказку, я думаю: сколько таких пареньков, желающих получить «три знания», было в моей Туве, но лишь немногие имели в прежние годы скот, чтобы заплатить учителям. И я не смог бы учиться, если бы не Великий Октябрь. Революция в России создала условия для рождения нашей республики. Мой жизненный и творческий путь сложился как в доброй сказке. В детстве увлекался акробатикой. Особенно модны были в мои пионерские годы акробатические пирамиды. В дни празднования 15-летия Тувинской Народной Республики в нашу столицу Кызыл приехала группа артистов советского цирка. Увидел я их выступление и решил непременно стать акробатом. Подобно юноше Оскюс-оолу, мы, молодые тувинцы, отправлялись за знаниями на север — в Советский Союз. Но чудесными кладезями знаний были для нас не юрты с мудрецами, а советские школы, техникумы, институты с внимательными и опытными учителями. В Московском цирковом училище, куда меня приняли, я не платил за учебу. Более того, государство обеспечивало и меня и моих сверстников всем необходимым. Так осуществлялось записанное в Советской Конституции право на образование. О таком тувинский народ не смел раньше мечтать даже в сказках!
Замечательные мастера советского цирка обучили меня своему искусству. После окончания училища я поехал с группой артистов на гастроли в родную Туву. И когда увидели наши выступления мои земляки, то сказали мне: «Оскал-оол, русские сделали тебя артистом. Теперь ты должен научить цирковому мастерству своих земляков». Легко сказать «научить». Какой из меня педагог, если сам я только что со школьной скамьи. Однако и здесь пришли на помощь советские друзья. Приняв студию при Тувинском музыкально-драматическом театре, я отправился в Советский Союз, в город Новосибирск. Там мои това
рищи — артисты советского цирка И. Маслянов, К. Берман и другие — помогли разработать методику занятий, посоветовали, как лучше организовать и подготовить Тувинскую национальную цирковую группу. Создание такой группы было не только моей мечтой, но и мечтой всех работников искусства Тувы. Осуществлялась она в течение трех лет в большом трудном поиске. Не следует забывать, что до этого в республике не было циркового искусства вообще.
С самого начала мы стремились придать своему номеру национальный колорит, использовать материал тувинского фольклора и народных обычаев. Объездили много аулов, завели широкие знакомства среди сказителей и народных певцов (литературы в ту пору было еще мало: письменность в республике была введена лишь в 1930 году!). Тувинские зрители, которые раньше цирка не знали, принимали все, что мы показывали, с неизменным восторгом. Однако номер был далек от совершенства, хотя мы старались найти новые формы, пользовались время от времени консультацией советских артистов. Настоящее мастерство пришло в наш маленький коллектив после 1944 года, когда Тувинская Народная Республика влилась в семью народов Советского Союза, а наша группа вошла в систему Союзгосцирка. Подняться в своем искусстве до уровня всемирно известного советского цирка — задача не из легких. Но всюду, где мы репетировали и работали, — в Омске, в Оренбурге, в других городах — нас окружали добрые наставники-коллеги. С особой благодарностью вспоминаем мы заслуженного артиста РСФСР режиссера Бориса Александровича Шахета. Экзаменом на зрелость явилось для нашего коллектива участие в четвертом творческом смотре в Москве. На столичную арену съехались тогда лучшие мастера из всех республик Советского Союза. Трудно было вступать в это соревнование нам, тувинским артистам, которые еще пятнадцать лет назад даже не знали слова «цирк». Мы показали два наших номера — жонглеры и танцы на проволоке. К нашей радости, оба номера получили высшую оценку. Нам был присужден диплом первой степени. Посланцы далекой Тувы участвовали в заключительном представлении на манеже Московского цирка.
«Кижи барбас чер бар бе?» — говорят у нас в Туве.
В переводе это означает: «Разве есть место, куда человек не дойдет?» Теперь, как никогда, мы чувствуем мудрость и справедливость этой поговорки. В братской семье народов великой страны Советов, под яркими лучами Советской Конституции перед тувинцами, как и перед другими национальностями, открылись широкие пути в науку, в искусство. За последние годы мы много путешествовали. Кроме родной Тувы, городов необъятного Советского Союза побывали и за пределами Родины, в странах Азии и Европы. И всякий раз, когда мы выходили на арены зарубежных цирков, мое сердце переполнялось радостью и гордостью, бесконечной благодарностью к родной Коммунистической партии, к великой стране Советов, поднявших авторитет маленького тувинского народа, его культуру и искусство на огромную высоту.
Из чего же слагается наш успех? Почему номера тувинской группы хорошо принимаются зрителем? Думается, что дело здесь не только в виртуозности, в «чистоте», в артистичности исполнения, о которых обычно пишут рецензенты. Успех наших выступлений — ив национальной самобытности. Зритель видит на арене не только ловкость, силу и мастерство. Перед ним развертываются картины быта, своеобразие жизни трудолюбивого тувинского народа. Помню, в берлинском Фридрихштадтпаласе вместе с советскими артистами выступали шведы, голландцы, норвежцы и другие. Костюмы и реквизиты у них были разными, а приемы, манеры исполнения номеров одинаковые. Такого удивительного многообразия, таких ярких национальных красок и колорита, какие есть в советском цирке, нет ни в одном цирке мира. Радостно поет мое сердце. Я счастлив от сознания, что передо мной, моими детьми, перед всем советским народом открыты куда более широкие и светлые пути к знаниям, к счастью, чем перед героем древней и доброй сказки — Оскюс-оолом. Правду говорит народная мудрость: разве есть место, куда человек не дойдет? Тем более наш советский человек!
В. ОСКАЛ-ООЛ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий