«Тройной баланс с першами» Алексея Сарача
1961 год. Леша, паренек из Марьиной Рощи, только что окончил ремесленное училище. Токарь. Увлеченно чертит, точит, изобретает: уверен — это его призвание...
1981 год. Заслуженный артист РСФСР Алексей Еремеевич Сарач — руководитель и участник циркового номера «Тройной баланс с першами».
Путь претрудный!
Впрочем, в искусстве — если оно подлинное — такой путь единственный. Все хорошее, что есть в человеке, здесь всегда проявляется опоэтизированной правдой чувств. В истинном искусстве иной путь невозможен.
Творчество Сарачей, как это чаще всего происходит, начинается как бы вдруг, случайно, для самих будущих мастеров как бы нивесть почему и с чего.
На самом деле! Увидел Леша объявление о наборе в коллектив «Цирк на воде», взбрело — дай попробую! До ремесленного училища и после него занимался спортом. И, что же, повезло... был принят. После встречи с мастером манежа П. Шидловским, Сарач окончательно понял, что цирк — его призвание.
С тех пор прошло почти 15 лет. Они завершаются блистательным «Тройным балансом на першах». И если проанализировать, становится очевидным, что весь путь был озарен преданностью делу, страстью к труду, поискам, совершенствованию.
Вспомнить хотя бы тот давний-давний тульский дебют, 3 ноября 1967 года, день первого выступления коллектива с участием Сарача. Уже тогда зритель, в конце номера, мог увидеть, как «трое нижних — В. Шарков, Ю. Меженов и А. Сарач на поясных першах крутили синхронно в зубниках верхних К. Наумову, Г. Файрушина, Г. Медведеву». Трюковая композиция, о которой Шидловский, неизменный учитель-наставник Сарачей сказал: «Это вам, ребята, пожизненный финал».
Ищущий, пытливый Сарач упорно изучает творческий опыт товарищей по амплуа, не упускает случая лишний раз знакомиться с выступлениями Косаребриковых, Костюков, Мануковых, Французовых, Половневых, мастеров смежного с першами жанра канатоходцев Волжанских.
Порой ему хотелось поспорить. В то время бытовала практика сольности в эквилибре, когда все как бы акцентировалось на нижнем. Ведь каждый артист в любом групповом номере мечтает показать себя как можно шире, разностороннее. И Сарач решил попробовать построить номер по-иному. Итогом его поисков явился дебют в Туле. В финальной композиции были одновременно заняты все участники номера.
С неменьшей настоятельностью этот принцип утверждался и в последующей трюковой композиции — зубной каучук на лобовом перше (Казань, 1970). Перш балансировал Алексей Сарач, стоя на маленькой площадке, которую держали три партнера. А на перше Галина Сарач исполняла, как в номерах каучука, пластическую композицию, завершавшуюся стойкой «мексиканка» в зубнике.
Неожиданно и ново прозвучал корд де волан между першами. Здесь в единой композиции участвует весь состав. Двое нижних балансируют перши, а верхние держат за концы ленту, свободно провисающую между першами. На ней стремительно вращается артистка. В смело осуществленном трюке его создатели покорили цирковой простор. Эта композиция прочно вошла в репертуар Сарачей и была позднее развита. Через шесть лет этот трюк усложнился — был показан двойной корд де волан.
Еще в середине 70-х годов у Сарачей возникла мысль о падающем перше. Перш, обычно удерживаемый нижним в вертикальном положении, должен падать по заданной траектории. Такова была задача. Артисты тщательно рассчитали и выверили весь этот сложный процесс.
Нижние и верхние меняются местами. Происходит это так. Нога верхнего закреплена в петле. Перш падает и приходит в рогатки среднего перша. Получаются как бы неравнозначные весы. За счет инерции, гибкости перша, нижний отрывается от манежа, а верхний опускается почти до манежа и берет в руки партнершу. Потом за счет смещенности центра, весовой неравнозначности, гибкости перша и толчка среднего перша все приходит в первоначальное положение, но теперь наверху уже двое.
Долго длились поиски першей, изготовленных из материала, послушного замыслу. Наконец, в 1977 году этот номер был показан.
И вот последняя по времени работа Сарачей «Тройной баланс на першах» (колонна из четырех — нижний, два средних и верхний — балансируют друг на друге перши) — трюк, получивший высокую оченку.
Номер Сарачей на редкость радующее и вместе с тем удивляющее цирковое произведение. В нем трюковое мастерст-
во, выразительность и зрелищная эффектность нерасторжимы. Он рассказывает, как прекрасен человек, как неисчерпаемы его возможности, если только они стимулируются вдохновенной, ни перед чем не останавливающейся целеустремленностью. Все в номере идет буквально на едином дыхании. Обилие трюков не переходит, однако, как это можно было бы ожидать, в чрезмерность. А таящиеся чуть ли не в каждом из демонстрируемых трюков элементы явного риска не вызывают при этом ощущения тревоги за жизнь рискующих артистов.
Много в советском цирке «першевых» номеров — хороших, даже отличных. Есть однако что-то такое, чем номер Сарачей выделяется даже среди других, не менее отличных. Ни в одном из них не прослеживается так ярко, убедительно закон (да, закон!) полноценной занятости в номере всех. Ни один из участников ни на минуту не предстает перед зрителем «пустым», ничего не делающим. И точно также, с такой же неукоснительностью, на протяжении всего номера, не перестает действовать закон (да, опять закон!) всегда, в любой момент готовой взаимозаменяемости. Нижний, средний, верхний — кем кому быть по складывающимся обстоятельствам — во имя одной цели — успеха номера, несущего зрителям радость.
На всех этапах формирования и совершенствования творчески активно участвовали В. Шарков, А. Шаркова, Г. Файрушин.
Все что на протяжении ряда лет достигалось и продолжает достигаться Сарачами, неразрывно связано с режиссером Петром Семеновичем Шидловским, который является для артистов истинным творческим отцом, учителем, наставником. И тут, нам думается, нельзя не рассказать вот о чем.
Чуть-чуть истории. Первая встреча произошла в Туле в 1967 году, когда Шидловский готовил номер с першами для начинающих работать в этом жанре молодых артистов. Четыре месяца напряженной, увлекательной работы с мастером превратились с годами в большую дружбу. В те четыре месяца, когда в группе молодых каждый уже прошел через допущенное Шидловским балансирование двух человек на лобовом перше, на одной из репетиций педагог разрешил Сарачу испытать свои силы. Запомнилась ему похвала Шидловского. Относясь с глубокой признательностью к своему наставнику, артисты назвали свой номер «Шидловские». Так значился он в программах и на афише. Он именовался так в течение восьми лет. И лишь после этого номер стал называться по имени его руководителя — Алексея Сарача. Это, пожалуй, единственный пример такого огромного уважения к тому, кто помог превратить мечту в реальность. Узнав о том, что его имя выносят на афишу, Алексей Сарач с тревогой позвонил Петру Семеновичу Шидловскому. Тот одобрил. Такова была позиция наставника.
В театр, бывает, ходят на актера, так и в цирк можно ходить «На Сарача» с одной только поправкой: не «на Сарача», а «на Сарачей», ибо все участники этого номера — сам Алексей Сарач, Станислав Хоперский, Галина Сарач, Александр Авдеев, Хаербек Агасиев, Станислав Кухарев — имеют свой творческий почерк, все вместе коллективно предстают как единое действующее лицо.
А. ШНЕЕР, М. КОГАН
оставить комментарий